Когда, казалось бы, ситуация в Сирии постепенно нормализуется, возникают все новые и новые трудности на пути к стабилизации положения на всем Ближнем Востоке. Речь идет о продолжении планомерного продвижения по направлению к провинции Дейр эз-Зор – богатому нефтегазовыми ресурсами, то есть стратегически и экономически важному региону Сирии – подразделений САА и отрядов иранского шиитского ополчения, что поддерживает ВКС РФ, и параллельно с этим об оказании поддержки боевикам исламистских антиправительственных группировок со стороны Вашингтона и Тель-Авива.
Цель одна – помешать Ирану в вопросе усиления его роли не только в сирийском конфликте, но и в ситуации Ближнем Востоке в целом.
Не так давно Россия в ходе переговоров в Гамбурге заключила с США соглашение, согласно которому на юго-западе арабской республики (провинции Кунейтра, Эс-Сувейда и Даръа) вводится режим перемирия. Не понравилось случившееся Израилю, который тут же выразил свое недовольство, отметив, что соглашение не учитывает иранский фактор. И последствия тому якобы могут быть очень плачевными – усугубление ситуации в регионе.
На фоне всего этого, Израиль заявляет о своей готовности противостоять Ирану, применив в его отношении оружие, дело лишь времени, не более. Аргументирует свое желание дать отпор Тегерану Тель-Авив следующим:
• Целью иранских ополченцев-шиитов израильская сторона видит не борьбу с террористическими и вооруженными оппозиционными формированиями, выступая на стороне сирийского президента Башара Асада, а захват территорий САР и усиление в регионе Ближнего Востока.
И к словам Тель-Авива стоит отнестись с полной серьезностью. Даже эксперты, в числе которых, к примеру, выступает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин (полковник в отставке), уверяют, что Израиль одними лишь угрозами в адрес Ирана не обойдется – переход к решительным действиям имеет место быть.
"Заявление Израиля о неприемлемости договоренностей между Путиным и Трампом на самом деле весьма серьезный шаг. Он и дальше будет способствовать усилению напряжения, действуя против Ирана, а если против Ирана, то и против Асада, что, в свою очередь, значит — и против России. Они считают, что Тегеран должен рассматриваться как враг номер один. Я думаю, что Израиль будет пытаться обострять ситуацию, возможности у него для этого есть. Таким образом, получается, что он фактически выступает на стороне ИГИЛ*. И Россия, и Турция, и даже США рассматривают Иран как мощную силу в борьбе с террористами, но Тель-Авив интересует не это. При этом он имеет серьезное влияние на Вашингтон, поэтому Штаты, скорее всего, будут продолжать поддерживать так называемую умеренную оппозицию, то есть фактически террористов».
Однако стоит отметить, что пока никаких прямых ударов ни от США, ни от Израиля по иранским силам ожидать не придется. Есть для них в Сирии одна помеха – ВКС РФ, которые как раз и сдерживают агрессивно настроенные в отношении Тегерана стороны. Если так угодно, то Россия в этом конфликте выступает гарантом мира, не позволяя превратить Сирию в самый настоящий плацдарм для Третьей мировой войны. Нельзя недооценивать роль ВКС РФ в данной ситуации, ведь получается так, что против Ирана уже давным-давно бы США и Израиль могли начать открытую военную кампанию.
Только представьте, что по Тегерану СЕЙЧАС эти две стороны нанесли бы удар. А теперь прикиньте, какой бы ответ на этот шаг последовал. Страшно? Безусловно. Именно по этой причине, Израиль будет занят в настоящее время лишь своей традиционной деятельностью, а именно организацией терактов. Обходные пути с целью дестабилизации ситуации в Сирии (в ее провинциях и в самой столице) – израильское «всё».
Однако стоит отдать должное и Тель-Авиву, ведь его опасения по поводу Ирана не являются беспочвенными. Положение действительно может усугубиться. Речь идет о преследовании Тегерана собственных целей на Ближнем Востоке, для достижения которых Иран с легкостью может прибегнуть (как и Израиль, в принципе) к методам эскалации конфликта в САР.
По словам начальника отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антона Мардасова, Иран провоцирует и Соединенные Штаты, и Израиль на более радикальные меры:
«Израиль совсем небеспочвенно опасается иранских подразделений, потому что Тегеран продолжает увеличивать свое военное присутствие в Сирии и при этом культивирует шиизм в суннитских районах, что само по себе крайне опасно с точки зрения межконфессионального противостояния. Обширные территории в Сирийской пустыне контролируют эти самые проиранские отряды, на перспективу Иран может сформировать так называемый шиитский коридор. Это потенциально конфликтогенный, дестабилизирующий фактор, который может серьезно помешать процессу политического урегулирования».
Ситуация складывается очень сложная. По сути, все действующие на территории Ближнего Востока силы преследуют в первую очередь какие-то личные интересы. Иран, Израиль, США… все они создают немало проблем, которых, казалось бы, и так в этой ближневосточной войне хватает. И исход у всего происходящего может быть ужасным – как нет предела «совершенству», так и нет его для противоположного ему понятия.
«Стремиться» всегда есть к чему, падать ниже есть куда. Поэтому для сирийской армии сейчас крайне важно самостоятельно освободить столицу региона. Да, занять всю провинцию Дейр эз-Зора будет сложно, быть может, практически невозможно, ведь со стороны официального Дамаска в направлении нее ведут наступление войска, преимущественно состоящие из иранских шиитских группировок. Но приложить НУЖНО (если угодно, то жизненно важно и необходимо) все имеющиеся у Асада силы. Источник: Ева Лисовская.
Рейтинг публикации:
|