Ни одну из стран – членов Евросоюза еще никогда не лишали голоса в
Совете ЕС – главном управляющем органе организации. Первой может стать
Польша, судебная реформа которой, по мнению Брюсселя, возвращает страну
во времена авторитаризма. Угроза уже озвучена, ставки резко возросли,
обстановка накалена до предела – и это хорошие новости для России.
В
российской патриотической публицистике Польшу обычно живописуют как
острие западного фронта, направленного против РФ. С одной стороны, это
вполне обоснованно: за звание самой русофобской страны ЕС (именно
русофобской, а не просто антироссийской) Польша соперничает разве что с крошечной Литвой – такова совокупность исторических обстоятельств и гонора правящего класса.
«Поляки делают ровно то, чего бы мы ждали, допустим, от Марин Ле Пен, отнесись к ней избиратели чуть более благосклонно»
Но
есть и другая сторона. К Польше можно относиться и как к острию совсем
другого фронта – антилиберального, антибрюссельского, национального. Как
к влиятельному врагу всего того, что российские патриотические
публицисты клеймят не менее жарко, чем русофобию: либерализма,
толерантности, глобализма и евробюрократии.
Собственно, если почитать
статьи о Польше в главных европейских СМИ, можно перепутать их со
статьями о самой России. В них официальная Варшава – это «больной
ребенок ЕС», засилье национализма, гомофобии, изоляционизма, мракобесия и
антиевропейской фронды. Там нарушают права человека, покушаются на
свободу СМИ и вообще – забыли, что живут в XXI веке.
Дело,
разумеется, не в Польше как таковой. Сам по себе польский случай можно
признать одним из наиболее удачных в Восточной Европе, как минимум с
экономической точки зрения. Народное хозяйство страны явно выиграло от
членства в Евросоюзе, реформы прошли относительно удачно, экономика
растет, производство развивается. И если евроскептицизм греков определен
именно экономическими проблемами (страну определили на место
общеевропейского курорта и сувенирной лавки, но развитие сферы услуг
стало неадекватной заменой промышленности), то для Польши
первоочередными являются вопросы политические и социальные, усугубленные
все тем же гонором правящей партии «Право и справедливость» (ПиС).
Ситуация во властных кругах Польши действительно нетипична для Европы (если вывести за скобки страны типа Черногории, где
фамилия главного кукловода не меняется десятилетиями). С одной стороны,
все основные посты в стране (правительство, президент, сейм)
контролирует национал-консервативная «Право и справедливость», которую
как либеральная польская оппозиция, так и ее идеологические союзники в
Большой Европе считают сборищем религиозных мракобесов, ретроградов и
конспирологов. С другой стороны, саму ПиС контролирует один-единственный
человек, не занимающий никаких государственных постов – Ярослав
Качиньский, известный своими диктаторскими замашками и склочным
характером. Никто не скажет точно, где в конфликте между Варшавой и Брюсселем
заканчиваются «интересы польской нации» и начинается гонор конкретного
человека – настолько все запутано. Как бы там ни было, в последние годы
претензии к Варшаве росли как снежный ком, причем европейцев больше
волнует не консерватизм ПиС (никаких абортов, гей-браков, беженцев и т.
д.), а именно ее всевластие и непререкаемый авторитет Качиньского.
Польша
и раньше была «крепким орешком», претендующим на лидерство в
«консервативном крыле ЕС» и всей Восточной Европе. Но в Брюсселе
предполагали, что передача полякам одного из двух принципиальных в
структуре ЕС постов – председателя Евросовета, где решаются главные
вопросы организации и заседают не еврочиновники, а избранные лидеры
стран – сделает Варшаву более сговорчивой и «европейской». Получилось
ровно наоборот.
Дональд Туск не просто «польский представитель» с
большим политическим опытом, но и личный враг Ярослава Качиньского,
который обвиняет председателя Евросовета во всех смертных грехах,
начиная от предательства всепольских интересов и заканчивая сговором с
Москвой ради уничтожения своего брата-близнеца Леха в авиакатастрофе под
Смоленском. Утверждение Туска на второй срок пришлось на период, когда
все властные рычаги в Польше уже перешли в руки ПиС, так что Варшава не
просто не оценила назначение поляка на руководящий пост, а стала
единственной страной, проголосовавшей против. К тому моменту Качиньский
(который, к слову, относится к наиболее влиятельной нации ЕС – немцам –
не сильно лучше, чем к русским) уже надоел всем настолько, что
возражения Варшавы не просто отмели, а демонстративно проигнорировали.
Качиньский обиды не стерпел, начав войну со всем Евросоветом, а не
только с его председателем.
Неотъемлемый элемент этой картины –
то, что партия Туска «Гражданская платформа» сейчас является основной
оппозицией ПиС. То есть все враги Качиньского – либералы, еврочиновники,
оппозиционеры и лично Туск – представляют по сути один и тот же лагерь,
по которому можно бить с разных сторон. Вот он и бьет – ПиС
демонстрирует кипучую законотворческую деятельность, в рамках которой
номинально «защищает Польшу», а по факту – саму себя. А на все претензии
резонно замечает, что партия Туска проиграла ПиС все важные выборы
последнего времени, значит, это не конфликт между Брюсселем и конкретным
Качиньским, а между Брюсселем и польским народом.
Одним из наиболее чувствительных ударов по либеральному врагу стали ограничения, введенные для СМИ. Уже
тогда в Брюсселе заговорили об авторитарных тенденциях в польском
обществе. Нынешний конфликт касается реформы судебной системы, и с
Брюсселем трудно не согласиться в том, что более всего она напоминает
попытку ПиС (или лично Качиньского) поставить под контроль еще и
судебную ветвь власти. Теперь министр юстиции (в данном случае – человек
ПиС) будет лично назначать председателей окружных и апелляционных
судов. При этом формировать Национальный судебный совет, призванный как
раз следить за независимостью судебной системы, будут не сами судьи, а
сейм, также контролируемый ПиС.
Еще весной Конституционный суд
Польши признал реформу неконституционной, но премьер-министр Беата Шидло
пошла на хитрость и заблокировала публикацию этого решения, без чего
постановление не может вступить в силу. Все возражения Еврокомиссии
(устные и письменные) также были отклонены. В Брюсселе прямо заговорили о возможном наложении на
Варшаву санкций, но быстро выяснилось, что этот вариант не пройдет. В ЕС
есть еще один «плохой мальчик», также подозреваемый в антиевропейском
консерватизме, фронде и диктаторских замашках, а именно – Венгрия Виктора Орбана.
И именно из Будапешта пришло решительное «нет» – категорический отказ
рассматривать саму возможность санкционного давления, а этот вопрос в ЕС
можно решить только через консенсус – согласие абсолютно всех стран.
Венгрия с Польшей (а также Чехией и Словакией) давно уже координируют
свой «умеренный евроскептицизм» в рамках Вышеградской группы, но в
данном случае решающим оказалось понимание Орбана, что, если санкции
наложат на Варшаву, Будапешт станет следующим.
В среду первый
вице-председатель Еврокомиссии Франц Тиммерманс повысил ставки до
невиданного прежде уровня и заявил о возможном «запуске процедуры по
статье 7». Речь идет о Лиссабонском договоре и конкретно о том, что
Варшаву могут попросту лишить в Совете ЕС права голоса, тем самым
изолировав ее от принятия всех важнейших решений в рамках ЕС.
Пока
это выглядит лишь угрозой. Консенсус в данном случае не нужен – нужно
блокирующее большинство. Однако на практике это будет означать
углубление раскола в рамках ЕС, чего Брюссель пытается старательно
избегать. Скорее всего, вместо этого евробюрократы попытаются расколоть
монолит ПиС, и шансы на это у них есть – президент Польши Анджей Дуда
уже успел заявить, что принятый сеймом (то есть его собственной партией)
пакет законов о судебной реформе он «в этом виде» подписывать не
станет.
Во всем этом трудно не разглядеть иронии судьбы. Идейные
русофобы из ПиС, всеми силами вставляющие России палки в колеса, могут
оказаться для нас полезными. Не в смысле своего консерватизма
(консерватизм, особенно польский, блюдо на любителя), а в смысле
дальнейшего расшатывания «европейского единства», обрушившегося на РФ в
рамках санкционной войны. То есть поляки делают ровно то, чего бы мы
ждали, допустим, от Марин Ле Пен, отнесись к ней избиратели чуть более
благосклонно.