Говоря о взаимоотношениях США с
Североатлантическим альянсом, надо учитывать, что никакие политические
инициативы не смогут кардинально изменить их основу, а именно –
обеспечение безопасности европейских государств. А вот от каких именно
угроз и в каком объеме безопасность необходимо обеспечивать – тут как
раз и могут возникать расхождения между Вашингтоном и его союзниками по
Альянсу, саммит которого состоялся в конце мая в Брюсселе
Еще во время избирательной кампании Д. Трамп поставил под сомнение
будущую стабильность НАТО и назвал Альянс устаревшей организацией. Более
того, он постоянно критиковал государства – члены за то, что они не
ценят помощь Соединенных Штатов, которая, по его мнению, выражалась в
поставке военной техники, оборудования и кадрового состава. В интервью
The Washington Post в период избирательной кампании Д. Трамп подчеркнул,
что концепция НАТО уже не отвечает современным реалиям, да и
распределение взносов в бюджет организации должно быть пересмотрено.
Справедливости ради, Соединенные Штаты действительно вносят больший
вклад в развитие НАТО, чем кто-либо другой из членов организации. Доля
их расходов на оборону составляет более 3,5% от собственного ВВП
(согласно договоренности членов НАТО страны должны тратить на оборону не
менее 2%), в то время как у ближайшей к ним по расходам Греции она
составляет 2,38%. А если еще и вспомнить, что ВВП США и Греции – это как
Юпитер и Земля, то цифры начинают играть совсем другими красками.
К слову, Д. Трамп апеллирует к тому, что все должны соблюдать взятые
на себя обязательства. И этот пункт про 2% будет возникать в его
выступлениях, твитах и иных заявлениях, на личной встрече с генеральным
секретарем НАТО и на самом саммите, речь о которых пойдет чуть ниже.
Основная цель Североатлантического альянса на протяжении большего
периода его существования заключалась в защите от возможной угрозы со
стороны Кремля. Сегодня Д. Трамп подвергается активной критике, в том
числе и в вопросе выстраивания отношений с НАТО, применительно к
«агрессивной политике России в Европе». Так, одним из мощных сигналов
Москве со стороны американского истеблишмента стало турне по Балканам
Джона Маккейна, председателя комитета Сената по вооруженным силам и
ярого критика всего, что связано с Россией.
Его визит в Черногорию состоялся через день после того, как Д. Трамп
ратифицировал протокол о вступлении в НАТО этой республики. В ней
проживают 650 000 человек, а вооруженные силы насчитывают всего 2000
человек. Тем не менее она стратегически расположена вдоль побережья
Адриатического моря и окружена членами или претендентами на членство в
НАТО, за исключением Сербии, которая сохраняет военный нейтралитет.
Помимо Черногории шансы вступить в Альянс имеют еще две страны:
Босния и Герцеговина, а также Республика Македония. Статус первой все
еще находится на рассмотрении, пока власти не урегулируют вопросы о
собственности на некоторые объекты обороны. Что касается второй, то она
вряд ли вступит в ряды новых членов, пока не решит вопрос о своем
названии с соседней Грецией, которая настаивает на недопустимости
схожести именования государства с названием региона внутри самой Греции.
В НАТО также заявили, что в будущем видят Грузию и Украину в качестве
членов. Однако вооруженный конфликт на Украине, а также напряженная и
потенциально конфликтная ситуация между Москвой и Тбилиси не позволят
этим бывшим советским республикам в обозримом будущем вступить в Альянс.
В этой связи усиление российской активности на постсоветском
пространстве, особенно на Севере Европы, вполне может побудить НАТО к
поиску более тесных контактов со Швецией и Финляндией. Но на данный
момент в обеих странах пока нет единого мнения о том, действительно ли
им целесообразно вступать в НАТО. Однако опыт Черногории, где, по разным
опросам, как минимум половина населения выступает против вступления в
Альянс, говорит о том, что подобного рода препятствия при необходимости
легко обойти.
Подписание Д. Трампом документа о вступлении Черногории в
Североатлантический альянс и балканское турне Дж. Маккейна совпали с
визитом государственного секретаря США Рекса Тиллерсона в Москву. Почему
Вашингтон поступил таким образом? Во-первых, власти Черногории обвинили
Кремль в попытке государственного переворота, который должен был
произойти перед выборами президента США в октябре 2016 г. На Западе, в
НАТО и в самих Соединенных Штатах, это восприняли очень серьезно. Ведь
получается, что Россия не остановилась на «аннексии Крыма» и намерена
идти дальше, причем в тот регион, который она традиционно считала сферой
своих интересов. Во-вторых, события октября 2016 г. повлияли на позицию
тогда еще кандидата в президенты от Республиканской партии – Д. Трампа.
Ведь до этого у него не было реальных оснований, кроме украинского
конфликта и распространения терроризма из стран Ближнего Востока, для
усиления своей позиции по «реальной эффективности» и «необходимости» в
НАТО. До этого момента Россия лишь выражала свое несогласие с политикой
расширения Альянса. Но с точки зрения НАТО, «попытка провести
государственный переворот» в стране, которая стремится стать ее членом,
лишь доказывает необходимость расширения и защиты не только уже
имеющихся членов, но и «демократических государств, желающих
присоединиться к коллективной обороне». Теперь же Североатлантическому
альянсу пришлось реально задуматься над тем, что Россия способна активно
вмешиваться в сферу интересов организации. Следовательно, этому
необходимо воспрепятствовать всеми способами, в итоге – полное согласие
Д. Трампа с Конгрессом по вопросу членства Черногории в НАТО.
Но Трамп не был бы Трампом, если бы не добавил масла в огонь и не
назначил бы встречу с генеральном секретарем НАТО Й. Столтенбергом в тот
же день, что и визит Р. Тиллерсона в Москву. Пока государственный
секретарь США вел долгие переговоры сначала с С. Лавровым, а после и с
В. Путиным, глава Белого дома беседовал с генсеком Североатлантического
альянса и заверял его в том, что США и НАТО – неделимые элементы.
Апофеозом стала совместная пресс-конференция.
Заявления, сделанные Д. Трампом и Й. Столтенбергом, окончательно
разубедили всех сомневающихся в приверженности США политике поддержки
НАТО. Хоть Д. Трамп и вернулся к тезису о том, что «другие
государства–члены должны исполнить свои обязанности и внести 2% от
своего ВВП на оборону», он сделал акцент не на этом, а на важности
поддержки новых членов, а также на продвижении западных ценностей и
противостоянии возможной агрессии со стороны Москвы. Например, 25 апреля
с целью участия в военных учениях Альянса в Эстонию прибыли два
истребителя США F-35, которые в итоге впервые будут развернуты в
континентальной Европе. Истребители постоянно находятся на авиабазе США в
штате Юта и являются частью самой дорогостоящей программы вооружений
Пентагона, которая, по оценкам, обойдется примерно в 400 млрд долларов.
Однако все вышесказанное можно подвергнуть критике, рассмотрев то,
какие встречи у администрации Д. Трампа были в приоритете. Ведь
изначально 5 и 6 апреля в Брюсселе должна была состояться встреча
министров иностранных дел стран – членов НАТО, но в Государственном
департаменте дали понять, что Р. Тиллерсон на ней присутствовать не
сможет из-за официального визита Председателя КНР Си Цзиньпина в
Вашингтон. В итоге вместо госсекретаря на встречу с министрами
иностранных дел стран – членов НАТО Государственный департамент утвердил
кандидатуру заместителя госсекретаря Тома Шеннона. В НАТО высказали
недоумение, и тогда в организации, предварительно посовещавшись с
представителями остальных 27 членов, согласились перенести заседание,
чтобы в нем принял участие госсекретарь США. Р. Тиллерсон все-таки
присутствовал на встрече, но состоялась она 31 марта, так как это было
удобно ему, а не остальным 27 членам Альянса.
Как можно интерпретировать данный дипломатический жест? На первый
взгляд, это идет вразрез с заявлениями и даже действиями 45-го главы
Белого дома. Но на самом деле, это и есть внешнеполитическое видение Д.
Трампа. Его суть в том, чтобы демонстративно напомнить всем участникам
международных отношений, что Соединенные Штаты все еще являются «мировым
жандармом» и сами способны выбирать, кто и какое место занимает в этой
системе. Таким образом, именно НАТО как никто другой нуждается в США, и
никак не наоборот. Д. Трамп это прекрасно осознает и демонстративно
высказывает свои критические замечания в адрес одних и положительные
ремарки в отношении других. Но он также понимает, что невозможно
«сделать Америку снова великой» без инструментов поддержки этого самого
величия – военно-политического блока НАТО, традиционных союзников США
(Япония, Израиль и т.д.) и интервенционистской экономической политики
через крупнейшие международные финансовые институты, а также собственные
ТНК.
Со всеми ключевыми союзниками он уже встретился, экономикой
занимается пока преимущественно на внутреннем направлении. Теперь же
настал черед и Североатлантического альянса. Первый этап был пройден,
когда Д. Трамп и Й. Столтенберг встретились лично. Второй этап
завершился во время саммита стран-членов НАТО в Брюсселе 25 мая, на
котором присутствовал и 45-й глава Белого дома.
Практически накануне саммита в Великобритании произошел теракт,
организованный боевиками ИГ. Это происшествие не мог обойти Д. Трамп,
выступая перед лидерами Альянса (где среди прочих присутствовал и
премьер-министр Черногории). Президент США обратился к собравшимся:
«Терроризм должен быть окончательно остановлен, или ужас, который вы
наблюдали в Манчестере и других местах, будет продолжаться вечно». Более
того, в своем выступлении он упомянул «терроризм» девять раз, в то
время как слово «Россия» прозвучало только однажды и то в предложении о
том, что «НАТО будущего должна уделять больше внимания терроризму и
миграции, наряду с угрозами от России и на восточной и южной границах
НАТО». Все же, несмотря на все усилия крупных европейских и американских
СМИ, Россия стоит не на первом месте в списке основных угроз, по мнению
главного бенефициара Альянса. Так или иначе, США никогда не откажется
от НАТО, а роль и функционирование самой организации будут под четким
критическим надзором Вашингтона.