Позиция
России в будущих спорах, несмотря на политическую близость с «братской»
республикой, которая поддерживает Россию во всевозможных содружествах и
партнерствах, будет более жесткой
В
нефтегазовом споре между Минском и Москвой и безуспешных переговорах,
длящихся с начала 2016 года, нет места коммерческим интересам отдельных
нефтяных или газовых компаний. Политика президента Белоруссии Александра
Лукашенко с самого момента его избрания напоминает хождение канатоходца
над пропастью с длинным шестом в руках.
С
одной стороны шеста интересы Брюсселя, с другой — Москвы. У Брюсселя
козырей немного, как правило — обещания принять в орбиту европейского
сообщества. У Москвы всего два. Первый — это открытый всепоглощающий
рынок для белорусских неконкурентных в Европе товаров, второй —
беспошлинная нефть.
Минск
не первый год получает подпитку от Москвы в виде беспошлинной поставки
нефти на белорусские НПЗ — Мозырский и Новополоцкий. Ежегодно в
Белоруссию по межправительственному соглашению 2007 года отгружается из
России около 18-24 млн т нефти. При средней ставке пошлины около $75 за
тонну бюджет России в 2016 году недополучил по меньшей мере $1,3 млрд.
Условиями
поставок предполагалось, что пошлина от экспорта нефтепродуктов,
полученных из этой нефти, будет возвращаться в Россию. Но
межправительственное соглашение не подкреплено контрактом, поэтому
постоянно возникают разногласия.
По
факту Москва не получает пошлины от экспорта нефтепродуктов, потому что
Минск переименовывает автомобильное топливо в беспошлинные
растворители-разбавители. Также Белоруссия не выполняет обязательства по
поставкам бензина на российский рынок (1 млн т), из-за чего в том числе
внутренние российские цены держатся на высоком уровне.
И
каждый раз, когда Россия поднимает вопрос об исполнении обещаний,
возникает конфликт. В 2010 году, например, Лукашенко решил «наказать»
Россию, пригрозив отказаться от ее нефти в пользу венесуэльской. Купил
два танкера, и на этом эксперимент закончился. В этом сезоне он
разыгрывает карту азербайджанской нефти.
Лозунг
Лукашенко (надо сказать, вполне справедливый) о том, что внутри
Таможенного союза не должно быть никаких изъятий, привел к тому, что
Москве пришлось принять трехлетнюю программу налогового маневра в
нефтяной отрасли, суть которого сводилась к отказу от экспортной пошлины
на нефть, а выпадающие при этом доходы переносились на внутренний налог
— НДПИ, аналог природной ренты. Сами того не понимая, белорусы сыграли
против себя.
Подорожавшая
для Белоруссии нефть (а с нынешнего года ставка экспортной пошлины
практически обнулена) исключает возможность зарабатывать на разнице
пошлин. В колоде возможных вариантов «шантажа» остались транзит нефти и
поставки газа.
В Москве возмущены наглостью Лукашенко
Задним
числом в одностороннем порядке белорусы установили собственную
«справедливую» цену российского газа — $73 за одну тысячу кубов против
нынешних $132 — и именно по этой ставке платят «Газпрому». Откуда
взялась такая цена, непонятно. По версии российской стороны, Белоруссия
должна за газ еще $300 млн.
Буквально
недавно, 10 января, вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил,
что спор по цене на газ урегулирован: в ответ на погашение Минском долга
в размере $300 млн за поставки газа Россия готова «существенно снизить
стоимость газа». Факт решения проблемы подтвердил вице-премьер России
Аркадий Дворкович, но тут же его руководитель Дмитрий Медведев опроверг
заявление белорусской стороны о снижении стоимости поставок.
В
феврале 2016 года Минск повысил цены на прокачку на 10,4%, в октябре — в
1,5 раза, а в ноябре 2016 года ТАСС со ссылкой на свои источники писал,
что Минск планирует увеличить тариф на транзит российской нефти еще на
20,5%. Тогда советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил, что
российская компания считает экономически обоснованным увеличение тарифов
на прокачку нефти по территории Белоруссии с 1 февраля 2017 года.
Демин
пояснил, что речь идет о росте цен на транзит по «Гомельтранснефть
Дружба» на 5,8% и «Полоцктранснефть Дружба» на 11,76%. Ставка тарифов на
прокачку нефти по территории Белоруссии вырастет на 7,7% и будет
действовать с 1 февраля по 31 марта 2017 года.
Все
это напоминает давнюю, возможно, забытую историю, которая завершилась
строительством нефтепровода в обход Белоруссии. Проект строительства
второй ветки Балтийской трубопроводной системы возник именно во время
нефтяного конфликта России и Белоруссии в начале января 2007 года.
Тогда
Россия в течение нескольких дней не поставляла нефть в Европу по
нефтепроводу «Дружба» из-за отказа Белоруссии пропускать транзитные
потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по
белорусской территории. После подписания соответствующего
российско-белорусского межправительственного соглашения поставки
возобновились.
С чего все начиналось? Хроника нефтегазовой войны России и Белоруссии
Фактически
решение нефтегазовых споров между Россией и Белоруссией было перенесено
на февраль 2017 год. Стороны могут пойти на встречные уступки.
Например, Москва согласится на увеличение тарифа на транзит нефти. Но
это не первый и далеко не последний конфликт.
Думаю,
что позиция России в будущих спорах, несмотря на политическую близость
«братской» Белоруссии, которая поддерживает Россию во всевозможных
содружествах и партнерствах, будет более жесткой. Такого объема
преференций, которые получает Белоруссия от России, Евросоюз не даст и
рынок свой не откроет. А Россия свой может и закрыть.
Автор: Виктор Костюков
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|