По
площади территории и численности населения Экваториальная Гвинея — одна
из самых маленьких стран Африки. Ее территория — всего 28 051 км², а
население — чуть более 704 тысяч человек. Страна состоит из материковой и
островной частей. Материковая часть — это Рио-Муни, а самый крупный и
известный остров Экваториальной Гвинеи Биоко до 1973 года назывался
Фернандо-По. До 1968 года Экваториальная Гвинея была испанской колонией,
а затем получила политическую независимость. Действующий президент
страны Теодоро Обианг Нгема Мбасого пришел к власти в далеком 1979 году,
свергнув режим своего родного дяди — предыдущего президента Франсиско
Масиаса Нгемы Бийого.
Профессиональный военный, Обианг Нгема
Мбасого всегда стремился создать сильную и боеспособную армию. Но весь
вопрос упирался в извечные африканские проблемы — финансы, трайбализм,
низкую дисциплину и плохую подготовку. Финансов у крохотной
Экваториальной Гвинеи практически не было. До тех пор, пока на шельфе в
территориальных водах Экваториальной Гвинеи не нашли нефть. С этого
времени благосостояние и страны, и ее президента резко поползло вверх.
Соответственно, Обианг Нгема Мбасого озаботился и вопросами усиления
вооруженных сил. На самом деле, против сильного и хорошо вооруженного
противника Экваториальная Гвинея не сможет долго продержаться. Слишком
маленькие у страны и территория, и мобилизационные возможности. Но
руководству этого африканского государства вооруженные силы всегда были
нужны не столько для обороны, сколько для защиты прибрежных вод от
пиратов и борьбы с возможными народными выступлениями.
Предшественником
вооруженных сил Экваториальной Гвинеи можно считать подразделения
территориальной гвардии колонии Испанская Гвинея, солдатские и
сержантские должности в которых занимали выходцы из африканских племен,
населявших Испанскую Гвинею. Затем африканцев стали продвигать и на
офицерские должности. Одним из первых черных офицеров территориальной
гвардии стал нынешний президент Теодоро Обианг Нгема Мбасого, который
закончил военную академию в Сарагосе и получил звание лейтенанта. После
провозглашения независимости страны Обианг Нгема Мбасого продолжил
службу уже в вооруженных силах суверенной Экваториальной Гвинеи, где
сначала стал генеральным директором по вопросам планирования и закупок
Министерства национальной обороны, затем получил капитанское звание и в
1975 г. был назначен командующим Национальной гвардией Экваториальной
Гвинеи. Когда Обианг Нгема Мбасого пришел к власти, каких-либо серьезных
изменений в вооруженных силах страны не произошло — они оставались
крайне малочисленными и слабыми, пригодными, разве что, для подавления
народных выступлений.
В настоящее время вооруженные силы
Экваториальной Гвинеи состоят из национальной армии, военно-морского
флота и военно-воздушных сил, а также жандармерии и полиции. Общая
численность вооруженных сил достигает всего лишь 2500 военнослужащих, в
том числе 1400 солдат и офицеров проходят службу в сухопутных войсках,
400 человек — в полиции, около 200 человек — в военно-морском флоте и
120 человек — в военно-воздушных силах. На высших командных должностях
стоят, преимущественно, родственники действующего президента Обианга
Нгема Мбасого и представители его клана Эсангуи народности фанг.
Впрочем, трайбализм — болезнь не только Экваториальной Гвинеи, но и всей
Африки. С другой стороны, в сложных перипетиях африканской политики, с
ее военными переворотами, бунтами и гражданскими войнами, на кого еще
рассчитывать, как не на ближайших родственников, соплеменников или
земляков?
На
вооружении сухопутных частей находится стрелковое оружие, гранатометы и
минометы, есть несколько десятков старых бронированных машин, которые,
по оценкам экспертов, почти непригодны к эксплуатации. Англоязычные
источники называют примерную численность бронетанкового парка сухопутных
войск Экваториальной Гвинеи. Это 10 советских бронетранспортеров
БТР-152, 8 советских бронетранспортеров БТР-70, 20 боевых машин пехоты
БМП-1 и 3 танка Т-54. Бронемашины в Экваториальную Гвинею в свое время
продала Чехия.
Военно-воздушные силы Экваториальной Гвинеи
малочисленны и имеют на вооружении 4 российских штурмовика Су-25, 1
транспортный самолет Ан-72, 1 вертолет Ка-27, 1 вертолет Ми-26 и 7
вертолетов Ми-24, 2 учебных самолета L-39 чешского производства. Главные
проблемы, с которой сталкиваются военно-воздушные силы Экваториальной
Гвинеи — практически полное отсутствие современных аэродромов и низкий
уровень подготовки офицерского состава, что заставляет руководство
страны нанимать иностранных пилотов, имеющих соответствующую подготовку и
способных управлять самолетами и вертолетами.
При столь слабых
сухопутных войсках и военно-воздушных силах, Экваториальная Гвинея
обладает одним из наиболее боеспособных по африканским меркам
военно-морских флотов. Повышенное внимание к военно-морскому флоту и его
оснащению обусловлено соображениями экономического характера — доходы
страны основываются на добыче нефти, которая ведется в территориальных
водах Экваториальной Гвинеи. Соответственно, существует потребность в
обеспечении безопасности нефтеприисков и транспортировки нефти, для чего
страна постоянно укрепляет и развивает военно-морской флот. Еще в 1988
году Соединенные Штаты Америки подарили Экваториальной Гвинее патрульный
катер 68 футов, который должен был патрулировать прибрежные воды,
защищая, в том числе, и экономические интересы США в этом регионе
Африки. Однако настоящее усиление военно-морского флота страны началось в
2000-е годы. Одним из главных поставщиков кораблей для ВМФ
Экваториальной Гвинеи стала Украина.
Заставить
усилить военно-морской флот президента Обианга Нгема Мбасого побудили
драматические события 17 января 2009 года. В этот день группа
вооруженных наемников, перебравшись на лодках на остров Биоко, напала на
президентский дворец. В завязавшейся перестрелке с президентской
охраной один из нападавших погиб. Сначала вина за нападение была
возложена на Движение за освобождение дельты Нигера — вооруженную
организацию, действующую в Южной Нигерии. Потом власти обвинили в
подготовке переворота лидера оппозиции Фаустино Ондо Эбангу, а 21
августа 2010 года были приговорены к смертной казни за организацию этого
нападения военнослужащие капитан Хосе Абесо Нсуе Нчама и Мануэль Ндонг
Ансеме, служившие в сухопутных войсках Экваториальной Гвинеи, а также
сотрудник службы безопасности президента Алипио Ндонг Асума и бывший
руководитель таможенной службы страны Хакинто Мича Обианг. Но ликвидация
организаторов и участников заговора не означала, что в стране наступило
долгожданное спокойствие. Руководство Экваториальной Гвинеи прекрасно
понимает, что географическое положение страны создает наибольшую
вероятность нападения на ее столицу Малабо с моря. Поэтому оно и
озаботилось, в первую очередь, укреплением морской безопасности страны.
Кроме того, в прибрежных водах Экваториальной Гвинеи периодически
совершались пиратские нападения на торговые суда, что также требовало
усиления контроля за морским пространством.
В
2014 г. был спущен на воду фрегат «Wele Nzas» — флагманский корабль
военно-морского флота Экваториальной Гвинеи. Его построили в Болгарии —
на судостроительно-судоремонтном заводе «Дельфин» в Варне. Строительство
началось 21 мая 2012 года по проекту, разработанному николаевским
Исследовательско-проектным центром кораблестроения и поддерживаемому
украинско-британским совместным предприятием Fast Craft Naval Supplies
(UK) Limited. 3 июня 2014 г. флагман-фрегат приняли в состав ВМФ
Экваториальной Гвинеи в столице страны городе Малабо. Фрегат имеет
водоизмещение 2500 тонн, длину — 107 метров, ширину — 14 метров, осадку —
3,7 метров. Корабль способен развивать скорость в 25 узлов, а дальность
плавания составляет 5000 миль. Фрегат оснащен РЛС общего назначения
"Позитив-У", радиолокационной системой «Каскад» SV-01 с РЛС «Дельта-М», 2
навигационными РЛС, 2 электронно-оптическими СУО "Селена", комплексом
РЭБ. На вооружении корабля находятся две 140-мм 22-ствольные РСЗО МС-227
комплекса А-22 «Огонь», две 76-мм АУ АК-176, 2 × 6 — 30-мм АУ АК-630М.
Также на фрегате оборудована вертолетная площадка. Оружие и боевые
системы на фрегат поставила в свое время севастопольская компания
«Импульс-2».
Крупнейшим боевым кораблем ВМФ Экваториальной Гвинеи является
амфибийный фрегат «Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa». Он был
принят на вооружение флота 10 октября 2009 г. Как и фрегат «Wele Nzas»,
амфибийный фрегат «Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa» был
построен в Болгарии по украинскому проекту. Впрочем, есть точка зрения,
что корабль создавался на базе перестроенного советского большого
десантного корабля проекта 1171. На корабле были оборудованы вертолетная
площадка и постоянный ангар, установлена интегрированная система
самообороны малого корабля «Каскад». На вооружении корабля находятся
76-мм артиллерийская установка АК-176, две 30-мм артиллерийские
установки АК-630, две 140-мм пусковые установки РСЗО БМ-14-17, два
боевых модуля БМ-5М 01 «Катран-М». Амфибийный фрегат имеет водоизмещение
4000 тонн, длину — 113,1 м., ширину — 15,6 м., осадку — 4,5 м.,
способен развивать скорость хода 16 узлов и имеет дальность плавания
2400 морских миль.
Еще один боевой корабль — корвет «Bata». Он
осуществляет задачи по патрулированию исключительной экономической зоны,
охране прибрежных вод Экваториальной Гвинеи, контролю за рыбной ловлей,
а также участвует в миротворческих операциях ООН, осуществлении
гуманитарной деятельности при эвакуации населения во время техногенных и
природных катастроф. Как и фрегат «Wele Nzas», корвет «Bata» был
разработан в Николаеве — в Исследовательско-проектном центре
кораблестроения, за основу взят проект патрульного корабля SV-01 (шифр
"Касатка", — он же проект OPV-88, шифр "Реклама"). На воду корабль
спустили на заводе «Дельфин» в Варне. Первое время корабль называли
фиктивным названием «Касатка» и, согласно легенде, строили для литовской
фирмы как поисково-спасательное судно.
В
середине октября 2011 года корвет отбыл в Экваториальную Гвинею. Туда
же затем доставили и вооружение, которое было установлено на корвете уже
в порту г. Малабо. На вооружении корвета находятся 1 артиллерийская
установка 76-мм АУ АК-176, 2 боевых модуля «Катрам-М» — 30 мм
автоматическая пушка ЗТМ1, 7,62-мм пулемет КТ, 2х4 ПТУР «Барьер», 2 × 6 —
30-мм АУ АК-630М, а также РЛС "Каскад" SV-01 с РЛС "Дельта-М". Корвет
может принимать на борт вертолет Ка-29. Водоизмещение корабля составляет
360 тонн, длина — 87,3 м., ширина — 11,8 м., осадка — 4,05 м. Корабль
способен развивать скорость хода в 25 узлов, а его дальность плавания
составляет 3500 миль при скорости в 12 узлов.
Кроме двух
фрегатов и корвета, на вооружении ВМФ Экваториальной Гвинеи находятся
патрульные катера типа Shaldag Mk II: «Isla de Corisco», «Isla de
Annobon», патрульные катера типа Saar 4: «Kie-Ntem», «Litoral»,
патрульный корабль «Estuario de Muni», патрульный катер типа «Дафне»,
два патрульных катера проекта 1400 «Гриф». Но на перечисленных кораблях и
катерах руководство Экваториальной Гвинеи не планирует останавливать
оснащение военно-морского флота страны. Известно, что представители
страны ведут переговоры с Бразилией — о приобретении модернизированного
корвета Barroso водоизмещением две тысячи тонн, с Республикой Корея — о
приобретении еще трех модернизированных корветов. Два корвета уже
заказаны у Израиля.
Если Экваториальная Гвинея не остановится на
оснащении своего военно-морского флота, то скоро он превысит по
мощности военно-морские силы соседней Нигерии. Однако, перед
Экваториальной Гвинеей достаточно остро стоит другая проблема —
необходимость подготовки квалифицированных специалистов, способных нести
службу на современных кораблях, осуществлять их техническое
обслуживание, работать с современными радиолокационными системами,
системами радиоэлектронной борьбы. До недавнего времени подготовка
военных моряков Экваториальной Гвинеи осуществлялась на Украине — тогда
еще Крым входил в состав Украины. Курсантов отправляли на учебу в
Севастополь. В этом, разумеется, не было ничего удивительного, так как
большинство основных боевых кораблей ВМФ Экваториальной Гвинеи были
спроектированы как раз на Украине.
После
воссоединения Крыма с Россией руководство Экваториальной Гвинеи приняло
решение не расторгать договоры о подготовке специалистов военно-морских
специальностей, поэтому гвинейские курсанты продолжили учебу уже в
российском высшем военно-морском учебном заведении — в Черноморском
высшем военно-морском училище. В июне 2016 года в этом военном учебном
заведении состоялся первый выпуск курсантов. Среди выпускников было и
семнадцать человек — граждан Экваториальной Гвинеи. Курс подготовки
африканских моряков был рассчитан на 4 года и 10 месяцев, поэтому, начав
учебу на Украине, они завершали ее уже в России. Моряки получили
квалификацию механиков, минеров и артиллеристов — именно эти
специальности сегодня очень востребованы в военно-морском флоте
Экваториальной Гвинеи.
На торжественном мероприятии, посвященном
выпуску курсантов, начальник училища капитан 1 ранга Александр
Гринкевич подчеркнул, что в учебном заведении проходит подготовку более
50 курсантов из Экваториальной Гвинеи. Скорее всего, практика обучения в
российских военно-морских вузах курсантов из этой страны будет
продолжена, так как сейчас Россия развивает экономические отношения со
странами Африканского континента, экспортирует в Африку вооружение, а
это, в свою очередь, создает потребность в специалистах, способных с ним
эффективно работать. Тем более, что российское военное образование
всегда считалось одним из лучших в мире.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+