ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > На страже африканской нефти. Экваториальная Гвинея укрепляет флот и готовит военных моряков в России

На страже африканской нефти. Экваториальная Гвинея укрепляет флот и готовит военных моряков в России


16-09-2016, 09:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
По площади территории и численности населения Экваториальная Гвинея — одна из самых маленьких стран Африки. Ее территория — всего 28 051 км², а население — чуть более 704 тысяч человек. Страна состоит из материковой и островной частей. Материковая часть — это Рио-Муни, а самый крупный и известный остров Экваториальной Гвинеи Биоко до 1973 года назывался Фернандо-По. До 1968 года Экваториальная Гвинея была испанской колонией, а затем получила политическую независимость. Действующий президент страны Теодоро Обианг Нгема Мбасого пришел к власти в далеком 1979 году, свергнув режим своего родного дяди — предыдущего президента Франсиско Масиаса Нгемы Бийого.

Профессиональный военный, Обианг Нгема Мбасого всегда стремился создать сильную и боеспособную армию. Но весь вопрос упирался в извечные африканские проблемы — финансы, трайбализм, низкую дисциплину и плохую подготовку. Финансов у крохотной Экваториальной Гвинеи практически не было. До тех пор, пока на шельфе в территориальных водах Экваториальной Гвинеи не нашли нефть. С этого времени благосостояние и страны, и ее президента резко поползло вверх. Соответственно, Обианг Нгема Мбасого озаботился и вопросами усиления вооруженных сил. На самом деле, против сильного и хорошо вооруженного противника Экваториальная Гвинея не сможет долго продержаться. Слишком маленькие у страны и территория, и мобилизационные возможности. Но руководству этого африканского государства вооруженные силы всегда были нужны не столько для обороны, сколько для защиты прибрежных вод от пиратов и борьбы с возможными народными выступлениями.





Предшественником вооруженных сил Экваториальной Гвинеи можно считать подразделения территориальной гвардии колонии Испанская Гвинея, солдатские и сержантские должности в которых занимали выходцы из африканских племен, населявших Испанскую Гвинею. Затем африканцев стали продвигать и на офицерские должности. Одним из первых черных офицеров территориальной гвардии стал нынешний президент Теодоро Обианг Нгема Мбасого, который закончил военную академию в Сарагосе и получил звание лейтенанта. После провозглашения независимости страны Обианг Нгема Мбасого продолжил службу уже в вооруженных силах суверенной Экваториальной Гвинеи, где сначала стал генеральным директором по вопросам планирования и закупок Министерства национальной обороны, затем получил капитанское звание и в 1975 г. был назначен командующим Национальной гвардией Экваториальной Гвинеи. Когда Обианг Нгема Мбасого пришел к власти, каких-либо серьезных изменений в вооруженных силах страны не произошло — они оставались крайне малочисленными и слабыми, пригодными, разве что, для подавления народных выступлений.

В настоящее время вооруженные силы Экваториальной Гвинеи состоят из национальной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил, а также жандармерии и полиции. Общая численность вооруженных сил достигает всего лишь 2500 военнослужащих, в том числе 1400 солдат и офицеров проходят службу в сухопутных войсках, 400 человек — в полиции, около 200 человек — в военно-морском флоте и 120 человек — в военно-воздушных силах. На высших командных должностях стоят, преимущественно, родственники действующего президента Обианга Нгема Мбасого и представители его клана Эсангуи народности фанг. Впрочем, трайбализм — болезнь не только Экваториальной Гвинеи, но и всей Африки. С другой стороны, в сложных перипетиях африканской политики, с ее военными переворотами, бунтами и гражданскими войнами, на кого еще рассчитывать, как не на ближайших родственников, соплеменников или земляков?



На вооружении сухопутных частей находится стрелковое оружие, гранатометы и минометы, есть несколько десятков старых бронированных машин, которые, по оценкам экспертов, почти непригодны к эксплуатации. Англоязычные источники называют примерную численность бронетанкового парка сухопутных войск Экваториальной Гвинеи. Это 10 советских бронетранспортеров БТР-152, 8 советских бронетранспортеров БТР-70, 20 боевых машин пехоты БМП-1 и 3 танка Т-54. Бронемашины в Экваториальную Гвинею в свое время продала Чехия.

Военно-воздушные силы Экваториальной Гвинеи малочисленны и имеют на вооружении 4 российских штурмовика Су-25, 1 транспортный самолет Ан-72, 1 вертолет Ка-27, 1 вертолет Ми-26 и 7 вертолетов Ми-24, 2 учебных самолета L-39 чешского производства. Главные проблемы, с которой сталкиваются военно-воздушные силы Экваториальной Гвинеи — практически полное отсутствие современных аэродромов и низкий уровень подготовки офицерского состава, что заставляет руководство страны нанимать иностранных пилотов, имеющих соответствующую подготовку и способных управлять самолетами и вертолетами.

При столь слабых сухопутных войсках и военно-воздушных силах, Экваториальная Гвинея обладает одним из наиболее боеспособных по африканским меркам военно-морских флотов. Повышенное внимание к военно-морскому флоту и его оснащению обусловлено соображениями экономического характера — доходы страны основываются на добыче нефти, которая ведется в территориальных водах Экваториальной Гвинеи. Соответственно, существует потребность в обеспечении безопасности нефтеприисков и транспортировки нефти, для чего страна постоянно укрепляет и развивает военно-морской флот. Еще в 1988 году Соединенные Штаты Америки подарили Экваториальной Гвинее патрульный катер 68 футов, который должен был патрулировать прибрежные воды, защищая, в том числе, и экономические интересы США в этом регионе Африки. Однако настоящее усиление военно-морского флота страны началось в 2000-е годы. Одним из главных поставщиков кораблей для ВМФ Экваториальной Гвинеи стала Украина.



Заставить усилить военно-морской флот президента Обианга Нгема Мбасого побудили драматические события 17 января 2009 года. В этот день группа вооруженных наемников, перебравшись на лодках на остров Биоко, напала на президентский дворец. В завязавшейся перестрелке с президентской охраной один из нападавших погиб. Сначала вина за нападение была возложена на Движение за освобождение дельты Нигера — вооруженную организацию, действующую в Южной Нигерии. Потом власти обвинили в подготовке переворота лидера оппозиции Фаустино Ондо Эбангу, а 21 августа 2010 года были приговорены к смертной казни за организацию этого нападения военнослужащие капитан Хосе Абесо Нсуе Нчама и Мануэль Ндонг Ансеме, служившие в сухопутных войсках Экваториальной Гвинеи, а также сотрудник службы безопасности президента Алипио Ндонг Асума и бывший руководитель таможенной службы страны Хакинто Мича Обианг. Но ликвидация организаторов и участников заговора не означала, что в стране наступило долгожданное спокойствие. Руководство Экваториальной Гвинеи прекрасно понимает, что географическое положение страны создает наибольшую вероятность нападения на ее столицу Малабо с моря. Поэтому оно и озаботилось, в первую очередь, укреплением морской безопасности страны. Кроме того, в прибрежных водах Экваториальной Гвинеи периодически совершались пиратские нападения на торговые суда, что также требовало усиления контроля за морским пространством.



В 2014 г. был спущен на воду фрегат «Wele Nzas» — флагманский корабль военно-морского флота Экваториальной Гвинеи. Его построили в Болгарии — на судостроительно-судоремонтном заводе «Дельфин» в Варне. Строительство началось 21 мая 2012 года по проекту, разработанному николаевским Исследовательско-проектным центром кораблестроения и поддерживаемому украинско-британским совместным предприятием Fast Craft Naval Supplies (UK) Limited. 3 июня 2014 г. флагман-фрегат приняли в состав ВМФ Экваториальной Гвинеи в столице страны городе Малабо. Фрегат имеет водоизмещение 2500 тонн, длину — 107 метров, ширину — 14 метров, осадку — 3,7 метров. Корабль способен развивать скорость в 25 узлов, а дальность плавания составляет 5000 миль. Фрегат оснащен РЛС общего назначения "Позитив-У", радиолокационной системой «Каскад» SV-01 с РЛС «Дельта-М», 2 навигационными РЛС, 2 электронно-оптическими СУО "Селена", комплексом РЭБ. На вооружении корабля находятся две 140-мм 22-ствольные РСЗО МС-227 комплекса А-22 «Огонь», две 76-мм АУ АК-176, 2 × 6 — 30-мм АУ АК-630М. Также на фрегате оборудована вертолетная площадка. Оружие и боевые системы на фрегат поставила в свое время севастопольская компания «Импульс-2».

Крупнейшим боевым кораблем ВМФ Экваториальной Гвинеи является амфибийный фрегат «Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa». Он был принят на вооружение флота 10 октября 2009 г. Как и фрегат «Wele Nzas», амфибийный фрегат «Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa» был построен в Болгарии по украинскому проекту. Впрочем, есть точка зрения, что корабль создавался на базе перестроенного советского большого десантного корабля проекта 1171. На корабле были оборудованы вертолетная площадка и постоянный ангар, установлена интегрированная система самообороны малого корабля «Каскад». На вооружении корабля находятся 76-мм артиллерийская установка АК-176, две 30-мм артиллерийские установки АК-630, две 140-мм пусковые установки РСЗО БМ-14-17, два боевых модуля БМ-5М 01 «Катран-М». Амфибийный фрегат имеет водоизмещение 4000 тонн, длину — 113,1 м., ширину — 15,6 м., осадку — 4,5 м., способен развивать скорость хода 16 узлов и имеет дальность плавания 2400 морских миль.

Еще один боевой корабль — корвет «Bata». Он осуществляет задачи по патрулированию исключительной экономической зоны, охране прибрежных вод Экваториальной Гвинеи, контролю за рыбной ловлей, а также участвует в миротворческих операциях ООН, осуществлении гуманитарной деятельности при эвакуации населения во время техногенных и природных катастроф. Как и фрегат «Wele Nzas», корвет «Bata» был разработан в Николаеве — в Исследовательско-проектном центре кораблестроения, за основу взят проект патрульного корабля SV-01 (шифр "Касатка", — он же проект OPV-88, шифр "Реклама"). На воду корабль спустили на заводе «Дельфин» в Варне. Первое время корабль называли фиктивным названием «Касатка» и, согласно легенде, строили для литовской фирмы как поисково-спасательное судно.



В середине октября 2011 года корвет отбыл в Экваториальную Гвинею. Туда же затем доставили и вооружение, которое было установлено на корвете уже в порту г. Малабо. На вооружении корвета находятся 1 артиллерийская установка 76-мм АУ АК-176, 2 боевых модуля «Катрам-М» — 30 мм автоматическая пушка ЗТМ1, 7,62-мм пулемет КТ, 2х4 ПТУР «Барьер», 2 × 6 — 30-мм АУ АК-630М, а также РЛС "Каскад" SV-01 с РЛС "Дельта-М". Корвет может принимать на борт вертолет Ка-29. Водоизмещение корабля составляет 360 тонн, длина — 87,3 м., ширина — 11,8 м., осадка — 4,05 м. Корабль способен развивать скорость хода в 25 узлов, а его дальность плавания составляет 3500 миль при скорости в 12 узлов.

Кроме двух фрегатов и корвета, на вооружении ВМФ Экваториальной Гвинеи находятся патрульные катера типа Shaldag Mk II: «Isla de Corisco», «Isla de Annobon», патрульные катера типа Saar 4: «Kie-Ntem», «Litoral», патрульный корабль «Estuario de Muni», патрульный катер типа «Дафне», два патрульных катера проекта 1400 «Гриф». Но на перечисленных кораблях и катерах руководство Экваториальной Гвинеи не планирует останавливать оснащение военно-морского флота страны. Известно, что представители страны ведут переговоры с Бразилией — о приобретении модернизированного корвета Barroso водоизмещением две тысячи тонн, с Республикой Корея — о приобретении еще трех модернизированных корветов. Два корвета уже заказаны у Израиля.

Если Экваториальная Гвинея не остановится на оснащении своего военно-морского флота, то скоро он превысит по мощности военно-морские силы соседней Нигерии. Однако, перед Экваториальной Гвинеей достаточно остро стоит другая проблема — необходимость подготовки квалифицированных специалистов, способных нести службу на современных кораблях, осуществлять их техническое обслуживание, работать с современными радиолокационными системами, системами радиоэлектронной борьбы. До недавнего времени подготовка военных моряков Экваториальной Гвинеи осуществлялась на Украине — тогда еще Крым входил в состав Украины. Курсантов отправляли на учебу в Севастополь. В этом, разумеется, не было ничего удивительного, так как большинство основных боевых кораблей ВМФ Экваториальной Гвинеи были спроектированы как раз на Украине.



После воссоединения Крыма с Россией руководство Экваториальной Гвинеи приняло решение не расторгать договоры о подготовке специалистов военно-морских специальностей, поэтому гвинейские курсанты продолжили учебу уже в российском высшем военно-морском учебном заведении — в Черноморском высшем военно-морском училище. В июне 2016 года в этом военном учебном заведении состоялся первый выпуск курсантов. Среди выпускников было и семнадцать человек — граждан Экваториальной Гвинеи. Курс подготовки африканских моряков был рассчитан на 4 года и 10 месяцев, поэтому, начав учебу на Украине, они завершали ее уже в России. Моряки получили квалификацию механиков, минеров и артиллеристов — именно эти специальности сегодня очень востребованы в военно-морском флоте Экваториальной Гвинеи.

На торжественном мероприятии, посвященном выпуску курсантов, начальник училища капитан 1 ранга Александр Гринкевич подчеркнул, что в учебном заведении проходит подготовку более 50 курсантов из Экваториальной Гвинеи. Скорее всего, практика обучения в российских военно-морских вузах курсантов из этой страны будет продолжена, так как сейчас Россия развивает экономические отношения со странами Африканского континента, экспортирует в Африку вооружение, а это, в свою очередь, создает потребность в специалистах, способных с ним эффективно работать. Тем более, что российское военное образование всегда считалось одним из лучших в мире.


460

Вернуться назад