Украинские мечты могут разбиться о китайские реалии
Фото: Politrussia.com
Говорят, деньги любят
тишину. Поэтому о крупных сделках стороны
предпочитают молчать практически до
подписания контракта. Если же имеет
место утечка информации, делается это,
как правило, намеренно. Либо из политических
соображений, либо с целью надавить на
потенциального партнера. Шумиха,
поднявшаяся в последние дни вокруг
украинского самолета Ан-225, подходит
под обе категории.
Сначала Киев победнозаявил о «сделке
века»: украинское госпредприятие
«Антонов» подписало соглашение с
китайской компанией China Airspace о совместном производстве
крупнейшего в мире самолета Ан-225 «Мрия»
(по-украински — мечта). Пока дальний
турбореактивный транспортный самолет
сверхбольшой грузоподъемности существует
в единственном экземпляре и является
в прямом смысле слова «тяжелым» наследием
советских времен. Его максимальная
взлетная масса — 600 тысяч килограмм.
«Мечта» уже со стажем, она создавалась
как элемент авиационной транспортной
системы для советской космической
программы «Энергия — Буран» и свой
первый полет совершила в далеком 1988
году. Второй самолет этого типа стоит
в ангаре в полусобранном виде. Авиастроители
оценивают степень готовности новой
машины в 60-70%. Но, чтобы довести её до ума,
нужны немалые средства. Еще в мае первый
вице-президент «Антонова» Александр
Кацюба оценивалих так:
«По
скромным оценкам, создание и запуск такого самолета в серийное
производство оценивается в $3-4 млрд. Львиную долю затрат занимают
подготовка производства, изготовление оснастки, закупка оборудования,
сертификация и выпуск конструкторской документации».
Александр Кацюба
О потенциальных
покупателях он высказался тоже:
«Есть определенный интерес со стороны Китая. Для них такая сумма вполне подъемная. Но пока это на уровне обсуждения».
Александр Кацюба
И вот в августе украинская
и китайская стороны, сообщает пресс-служба
ГП «Антонов», договорилисьо долгосрочном сотрудничестве. На первом
этапе оно предусматривает достройку
второй «Мрии» с модернизацией для
Поднебесной и за её же деньги. Второй
этап предполагает совместное серийное
производство в Китае на лицензионной
основе.
Вроде всё хорошо. Но
радость Киева была недолгой. Переговорщики
еще не добрались до дома, а новостные
ленты разнесли по миру обидную сенсацию:
украинская сторона подписаладоговор, по которому Китай получает
право собственности на гигантский
самолёт-транспортёр, включая использование
чертежей и спецификаций летательной
машины.
Новость не была высосана
из пальца. В качестве первоисточниканазывалиЦентральное китайское телевидение
(CCTV),
разместившее такую информацию на своём
официальном сайте. Другие китайские
СМИ охотно подхватили новость, дополнивинтересными подробностями:
«После
подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к
уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый
китайский Ан-225 будет выпущен уже в первой половине 2019 года».
С большим опозданиемотреагировалапресс-служба украинской компании
«Антонов». Заявление было пафосным, но
невнятным:
«Информация о продаже
китайской компании China Airspace
прав собственности на
Ан-225 не соответствует действительности.
Мы Родину не продаем».
С более
подробным комментарием по «сделке» в
компании, однако, не спешили. Это позволило
блогерам высказывать самые разные
предположения. В частности, Руслан
Карманов написал:
«Сейчас
у Китая будет этот монстр, они с него дефектоскопию и полную карту по
материалам снимут. И будут обладателями наработок и инфы, совершенно
уникальных. Потому что расчеты — одно, а фактическая картинка — другое.
Широкофюзеляжник они теперь будут делать гораздо спокойнее, с такой-то
инфой».
Руслан Карманов
Такжевспоминалио том, что Ан-225 к современной Украине
не имеет никакого отношения. Что строили его
на базе «старшего брата» - тяжелого
грузового самолёта Ан-124 «Руслан». Что
строили самолёт всем Советским Союзом:
узлы и детали делали в Ульяновске, части
крыльев — в Ташкенте, пилотажное
оборудование — в Москве, шасси — в
Нижнем Новгороде, двигатели построили
в Запорожье. В Киеве проводили сборку
и все последующие работы. К примеру,
главный редактор портала Avia.ruРоман Гусаров заявил:
«Это
и не украинские, и не российские, а советские технологии, можно
сказать, такая лебединая песня советской авиационной промышленности».
Роман Гусаров
Оговорив,
что сегодня технологиями разработки и
создания больших широкофюзеляжных, в
том числе транспортных самолётов обладают лишь США, Евросоюз в лице Airbus
и Россия с Украиной, он
подчеркнул:
«Китай,
конечно же, давно уже смотрит в эту сторону и пытается научиться
строить широкофюзеляжные самолеты, понятное дело, и гражданского
применения, и военного. Он крайне заинтересован в получении таких
технологий».
Роман Гусаров
Всплывшая, наконец, правда оказалась гораздо
прозаичнее. На самом-то деле сроки и
условия достройки самолёта-тяжеловеса
пока туманны. Александр Кацюба высказалсяоб этом витиевато:
«Есть соглашение,
которое предусматривает дальнейшее
сотрудничество. Отдельные контракты
потом будут подписаны. Мы подтверждаем
намерения достроить вторую «Мрию»,
модернизируем её и продадим Китаю».
То есть речь идет о подписании
протокола о намерениях и не более того. Как правило, такие бумаги китайский
бизнес подписывает легко и охотно. Увы, работа над конкретными контрактами
порой занимает годы. Причём время сейчас на стороне КНР. Это не им срочно нужны деньги, а украинской стороне. Киеву требуются аккурат 3 миллиарда долларов, которые он задолжал Пекину. Китай уже обратился в Лондонский международный арбитражный суд с иском к Украине о
возвращении этой суммы, выделенной под закупку украинских зерновых. Поставки
зерна должны были состояться еще в 2013 году, однако договор так до сих пор не
выполнен. Судя по всему,
с нынешним урожаем тоже будут проблемы.
Во всяком случае экспортная соя, кукуруза
и ячмень с Украины запрещены к ввозу в
Китай из-за обнаружения в них вредителей
и нематод. Госпродпотребслужба
Украины сообщила:
«Все
хозяйства, на полях которых обнаружены вредные организмы кукурузы, сои и
ячменя, были оповещены о результатах проверок и экспертиз, им было
отказано в будущем экспорте зерна с зараженных площадей (которые не
соответствуют протоколам фитосанитарных и инспекционных требований КНР
по кукурузе, ячменю и сое)».
Госпродпотребслужба Украины
Какое отношение
имеет кукуруза к самолёту? Возможно,
самое прямое. Блогеры эту связь во всяком
случае подметили:
«Украина, получив
деньги, потеряла все свои наработки и
оказалась в лучшем случае в роли
вспомогательного партнера, который и
так должен деньги за кукурузу и от урожая
которого КНР уже отказалась».
На самом деле
поступки Поднебесной абсолютно логичны:
вступая в переговорный процесс, они
предпринимают немало усилий, чтобы
сделать своих партнеров более сговорчивыми.
С учетом того, что «Антонов» - предприятие
государственное, оно не может бороться
исключительно за собственные интересы.
Более того, решения будут приниматься
в том числе и официальным Киевом.
Быть может,
именно ему были адресованы сообщения
официальных китайских СМИ (со ссылкой
на некий информационный сайт провинции
Сычуань) о продаже прав собственности
на «Мрию». Таким образом Пекин мягко
указывает, в какое русло он хотел бы
завернуть договорной процесс. Контракты
пока не подписаны, и китайская сторона
ненавязчиво обозначает свои условия.
Есть и еще
одна версиястранных событий с «Мрией». Связана она
с тем, что за пару дней до подписания
протокола о намерениях между «Антоновым»
и China Airspace в
Китае учредили Китайскую корпорацию
авиационного двигателестроения. После
чего председатель КНР призвал «к
ускорению независимого исследования,
развития и производства авиадвигателей
и газовых турбин, чтобы повысить мощь
авиационной промышленности Китая». При
этом всему миру хорошо известна склонность
разработчиков Поднебесной к копированию
чужих образцов техники, с их последующей
продажей уже под собственным брендом.
Думается, в данном случае продукция
запорожского предприятия «Мотор Сич»,
производящего двигатели Д-18Т, оказалась
бы им очень кстати. Не это ли является
истинной целью грядущей сделки? Если
так, украинская мечта о собственном
авиастроении окончательно разобьется
о китайские реалии. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|