ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Украинские мечты могут разбиться о китайские реалии
Украинские мечты могут разбиться о китайские реалии3-09-2016, 06:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Украинские мечты могут разбиться о китайские реалииГоворят, деньги любят тишину. Поэтому о крупных сделках стороны предпочитают молчать практически до подписания контракта. Если же имеет место утечка информации, делается это, как правило, намеренно. Либо из политических соображений, либо с целью надавить на потенциального партнера. Шумиха, поднявшаяся в последние дни вокруг украинского самолета Ан-225, подходит под обе категории. Сначала Киев победнозаявил о «сделке века»: украинское госпредприятие «Антонов» подписало соглашение с китайской компанией China Airspace о совместном производстве крупнейшего в мире самолета Ан-225 «Мрия» (по-украински — мечта). Пока дальний турбореактивный транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности существует в единственном экземпляре и является в прямом смысле слова «тяжелым» наследием советских времен. Его максимальная взлетная масса — 600 тысяч килограмм. «Мечта» уже со стажем, она создавалась как элемент авиационной транспортной системы для советской космической программы «Энергия — Буран» и свой первый полет совершила в далеком 1988 году. Второй самолет этого типа стоит в ангаре в полусобранном виде. Авиастроители оценивают степень готовности новой машины в 60-70%. Но, чтобы довести её до ума, нужны немалые средства. Еще в мае первый вице-президент «Антонова» Александр Кацюба оценивалих так: «По
скромным оценкам, создание и запуск такого самолета в серийное
производство оценивается в $3-4 млрд. Львиную долю затрат занимают
подготовка производства, изготовление оснастки, закупка оборудования,
сертификация и выпуск конструкторской документации».
Александр Кацюба О потенциальных покупателях он высказался тоже: «Есть определенный интерес со стороны Китая. Для них такая сумма вполне подъемная. Но пока это на уровне обсуждения».
Александр Кацюба И вот в августе украинская и китайская стороны, сообщает пресс-служба ГП «Антонов», договорилисьо долгосрочном сотрудничестве. На первом этапе оно предусматривает достройку второй «Мрии» с модернизацией для Поднебесной и за её же деньги. Второй этап предполагает совместное серийное производство в Китае на лицензионной основе. Вроде всё хорошо. Но радость Киева была недолгой. Переговорщики еще не добрались до дома, а новостные ленты разнесли по миру обидную сенсацию: украинская сторона подписаладоговор, по которому Китай получает право собственности на гигантский самолёт-транспортёр, включая использование чертежей и спецификаций летательной машины. Новость не была высосана из пальца. В качестве первоисточниканазывалиЦентральное китайское телевидение (CCTV), разместившее такую информацию на своём официальном сайте. Другие китайские СМИ охотно подхватили новость, дополнивинтересными подробностями: «После
подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к
уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый
китайский Ан-225 будет выпущен уже в первой половине 2019 года».
С большим опозданиемотреагировалапресс-служба украинской компании «Антонов». Заявление было пафосным, но невнятным:
С более подробным комментарием по «сделке» в компании, однако, не спешили. Это позволило блогерам высказывать самые разные предположения. В частности, Руслан Карманов написал: «Сейчас
у Китая будет этот монстр, они с него дефектоскопию и полную карту по
материалам снимут. И будут обладателями наработок и инфы, совершенно
уникальных. Потому что расчеты — одно, а фактическая картинка — другое.
Широкофюзеляжник они теперь будут делать гораздо спокойнее, с такой-то
инфой».
Руслан Карманов Такжевспоминалио том, что Ан-225 к современной Украине не имеет никакого отношения. Что строили его на базе «старшего брата» - тяжелого грузового самолёта Ан-124 «Руслан». Что строили самолёт всем Советским Союзом: узлы и детали делали в Ульяновске, части крыльев — в Ташкенте, пилотажное оборудование — в Москве, шасси — в Нижнем Новгороде, двигатели построили в Запорожье. В Киеве проводили сборку и все последующие работы. К примеру, главный редактор портала Avia.ruРоман Гусаров заявил: «Это
и не украинские, и не российские, а советские технологии, можно
сказать, такая лебединая песня советской авиационной промышленности».
Роман Гусаров Оговорив, что сегодня технологиями разработки и создания больших широкофюзеляжных, в том числе транспортных самолётов обладают лишь США, Евросоюз в лице Airbus и Россия с Украиной, он подчеркнул: «Китай,
конечно же, давно уже смотрит в эту сторону и пытается научиться
строить широкофюзеляжные самолеты, понятное дело, и гражданского
применения, и военного. Он крайне заинтересован в получении таких
технологий».
Роман Гусаров Всплывшая, наконец, правда оказалась гораздо прозаичнее. На самом-то деле сроки и условия достройки самолёта-тяжеловеса пока туманны. Александр Кацюба высказалсяоб этом витиевато:
То есть речь идет о подписании протокола о намерениях и не более того. Как правило, такие бумаги китайский бизнес подписывает легко и охотно. Увы, работа над конкретными контрактами порой занимает годы. Причём время сейчас на стороне КНР. Это не им срочно нужны деньги, а украинской стороне. Киеву требуются аккурат 3 миллиарда долларов, которые он задолжал Пекину. Китай уже обратился в Лондонский международный арбитражный суд с иском к Украине о возвращении этой суммы, выделенной под закупку украинских зерновых. Поставки зерна должны были состояться еще в 2013 году, однако договор так до сих пор не выполнен. Судя по всему, с нынешним урожаем тоже будут проблемы. Во всяком случае экспортная соя, кукуруза и ячмень с Украины запрещены к ввозу в Китай из-за обнаружения в них вредителей и нематод. Госпродпотребслужба Украины сообщила: «Все
хозяйства, на полях которых обнаружены вредные организмы кукурузы, сои и
ячменя, были оповещены о результатах проверок и экспертиз, им было
отказано в будущем экспорте зерна с зараженных площадей (которые не
соответствуют протоколам фитосанитарных и инспекционных требований КНР
по кукурузе, ячменю и сое)».
Госпродпотребслужба Украины Какое отношение имеет кукуруза к самолёту? Возможно, самое прямое. Блогеры эту связь во всяком случае подметили:
На самом деле поступки Поднебесной абсолютно логичны: вступая в переговорный процесс, они предпринимают немало усилий, чтобы сделать своих партнеров более сговорчивыми. С учетом того, что «Антонов» - предприятие государственное, оно не может бороться исключительно за собственные интересы. Более того, решения будут приниматься в том числе и официальным Киевом. Быть может, именно ему были адресованы сообщения официальных китайских СМИ (со ссылкой на некий информационный сайт провинции Сычуань) о продаже прав собственности на «Мрию». Таким образом Пекин мягко указывает, в какое русло он хотел бы завернуть договорной процесс. Контракты пока не подписаны, и китайская сторона ненавязчиво обозначает свои условия. Есть и еще одна версиястранных событий с «Мрией». Связана она с тем, что за пару дней до подписания протокола о намерениях между «Антоновым» и China Airspace в Китае учредили Китайскую корпорацию авиационного двигателестроения. После чего председатель КНР призвал «к ускорению независимого исследования, развития и производства авиадвигателей и газовых турбин, чтобы повысить мощь авиационной промышленности Китая». При этом всему миру хорошо известна склонность разработчиков Поднебесной к копированию чужих образцов техники, с их последующей продажей уже под собственным брендом. Думается, в данном случае продукция запорожского предприятия «Мотор Сич», производящего двигатели Д-18Т, оказалась бы им очень кстати. Не это ли является истинной целью грядущей сделки? Если так, украинская мечта о собственном авиастроении окончательно разобьется о китайские реалии. Вернуться назад |