Заслужены ли комплименты американским дорогам?
Фото: Reuters.com
Известный российский телеведущий
Владимир Познер, считающийРоссию чужой для себя страной, но при этом любящий поучать нас с
экрана, как нужно жить, 30 августа на своем сайте разразился
комплиментами американским дорогам в заметке «Дороги — одно из самых
замечательных явлений американской жизни»:
"Мы
ехали по белой железобетонной плите толщиной в одиннадцать дюймов. Эта
идеально ровная поверхность была слегка шероховата и обладала огромным
коэффициентом сцепления. Дождь не делал ее скользкой. Мы катились по ней
с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по
стеклу. …какое чудо сотворил для Америки массовый автомобиль. Ведь это
он побудил страну к строительству дорог". Лучше, по-моему, не скажешь.
Мы (съемочная группа фильма «Одноэтажная Америка»), как Ильф и Петров,
катили по этой бесконечной гладкой ленте. Я не мог — уже в который раз! —
не подумать о том, какое чудо сотворил для Америки массовый автомобиль.
Познер Владимир Владимирович
Но насколько сегодня корректно опять повторять поговорку о дураках и
дорогах и беззаветно любить чужое дорожное покрытие? Не зря говорят,
пожалуй, что сейчас основная беда России — не дураки, а либералы. Может,
и с дорогами всё не так?
Для начала отметим, что американское
счастье в виде автомобиля, которое, дескать, побудило строить дороги — это очередной
миф для тех, кто не желает изучать историю, не умеет мыслить и лишь кивает
в восторге на «витрину капитализма» сквозь очень розовые очки.
Интересно, что строительство американских хайвеев началось в разгар
Великой депрессии трудовыми
армиями Рузвельта, который позаимствовал эту идею у Гитлера. Так что,
перво-наперво, благодарят американцы за свои дороги не «руку рынка», а
жесткое государственное регулирование безработицы, когда людей
устраивали на работу буквально за еду. Первый общефедеральный план
системы скоростных дорог в США был
разработан в конце 1930-х, но окончательно закон был принят лишь в 1956,
причем около 90% стоимости сооружения дорог приходилось на государство.
То есть когда дороги начали строиться,
автомобиль отнюдь не был в США
массовым средством передвижения. Поэтому без зазрения можно заявить, что
делались они не для будущих авто, а для того, чтобы хоть как-то занять
безработных.
«Но какая разница, – возмутятся
многие, — у нас тоже государство могло бы строить такие же прекрасные дороги!»
Пора все же оторваться от мифа и его
пропагандистов. Вот, к примеру, свидетельство путешественника:
«Есть
некий миф, в целом связанный с американскими дорогами. Разветвленная
сеть этих дорог почему-то у многих ассоциируется с качеством. К
сожалению, такой прямой корреляции нет, и американские дороги местами
довольно-таки отвратительны. Да, шоссе строят из бетона, поэтому в целом
они не разрушаются, но верхний слой на этих бетонках зачастую из
асфальта, который трескается, на нем вырастают ямы, из них вылетают
камушки и т. д. Местные же дороги и дороги рядом с большими городами
периодически вызывают у меня ужас. Да, они широкие, с освещением,
отбойниками или разделителями, с хорошими развязками и съездами (хотя
про хорошие развязки это я, пожалуй, слегка загнул, местами как накрутят
— мозг взрывается), но покрытие очень часто ужасное. В Нью-Йорк я на
машине со спортивной подвеской вообще опасаюсь ездить, мне просто жаль
позвоночник и колеса (правда, все равно езжу)».
Короче говоря, в США, как и везде,
есть хорошие дороги, есть не очень и есть совсем не очень. Вопрос в том, что
показывать и пропагандировать: некорректно ведь сравнивать образцовый
хайвей с просёлочной дорогой в тундре. Но есть и менее очевидные
аспекты данного вопроса.
Во-первых, количество платных
дорог в США гораздо больше чем в России — у нас такой оскал капитализма до сих пор вызывает удивление,
а платные участки находятся лишь
на двух федеральных трассах М-1 и М-4 общей протяжённостью 432,2 км. В США,
например, проезд через мост Verizzano Bridge между Staten Island и Long
Island (Нью-Йорк) обойдётся в $15. Сложно представить, чтобы такие расходы российские граждане сочли бы обоснованными.
Во-вторых, не совсем корректно сравнивать
именно автомобильные дороги, ведь зачастую имеет значение развитие
транспорта как такового, а общественный
транспорт в США развит гораздо меньше. Про своеобразие метро вообще,
пожалуй, говорить не стоит. А вот сравнить сеть железнодорожного
сообщения смысл имеет. Американская железнодорожная сеть — крупнейшая в мире:
«Протяжённость железных дорог примерно в три раза больше, чем в России.
Примерно на 80 процентах американских железных дорог нет никакого пассажирского
движения. Пригородного движения нет примерно на 99 процентах. Электрифицировано
примерно полпроцента от протяжённости сети.
[...] Наиболее массовое уничтожение пассажирских перевозок происходило
в 1960-е годы. Тогда господствовала идеология поклонения автомобилю.
Руководители США объявили, что теперь в каждой семье есть автомобиль, поэтому
общественный транспорт больше не нужен».
И вот здесь переходим третьему пункту:
автомобильные магнаты попросту уничтожили конкурирующие виды транспорта до
уровня, когда конкуренция не важна. Так, в 20-е годы были
уничтожены трамваи: General Motors попросту выкупала трамвайные компании и закрывала их.
Кстати, может, вы считаете, что в
США нет автомобильных пробок?
В-четвёртых, качество. Мы же
начали с качества, не так ли?
Как уже говорилось: сравнивать
надо сравнимое по уровню дорог, а не федеральные трассы с просёлками. Интересное сравнение домов
в американской глубинке с аналогичными российскими, опубликованное на
Aftershock, даёт нам возможность увидеть и настоящее лицо американских
сельских домов.
И уж если такие дороги - «одно из самых замечательных явлений
американской жизни», то американцам не позавидуешь. Как видите, ничего
особенного —
типично для села в любой точке мира.
При этом надо учитывать, что на
большей части России — континентальный климат с резкими перепадами
температур. Европа на собственной шкуре в 2010 году поняла, что значит
зима, похожая на настоящую. И результат ее был налицо, а точнее - на дорогах. Вот типичный пример Берлина.
Так что Познер, создавая впечатление, что все дороги в США
превосходны,
распространяет очередной миф и не более того, при этом обходя стороной
то, что сейчас в России дорогам уделяется
значительное внимание. Достаточно открыть месячную сводку новостей,
чтобы убедиться - у нас с новыми дорогами, развязками и мостами тоже все
в порядке.
В Хабаровске, например, на днях завершён капитальный ремонт Хабаровского
моста, причем на два месяца раньше срока.
В Зеленодольске построен путепровод, благодаря
которому стало возможным пересекать Горьковскую железную дорогу круглосуточно,
между тем как раньше проезд был перекрыт 11 часов в сутки. В Мурманске подходит
к завершению реконструкция Восточной
объездной автодороги.
Внимание уделяется не только
трассам федерального значения, в порядок приводятся и сельские дороги. Так, в Удмуртиипроложили дорогу от деревни
Мальчиково до села Большая Уча длиной 7,4 км. Всего за прошлый год в республике
построили 100 км сельских дорог, в этом году намечено не менее 72 км — то есть около
десятка сёл получат новые удобные подъездные пути. Впечатляет также строительство новой дороги в
селение Обох (Дагестан).
Новая дорога длиной 4,6 км
построена к селу, находящемуся на высоте более 1800 метров над уровнем моря. Старая
дорога шла по оползневому склону, сложенному из сланцевых грунтов и в сезон
дождей становилась крайне опасной. Новая дорога построена с соблюдением современных
требований к безопасности.
В Татарстане была открыта вторая очередь моста через
Каму. Длина мостового перехода составляет 13967 метров, и в данный момент он
является самым длинным в России.
Но, как вы знаете, строящийся Крымский
мост будет еще более протяженным.
Естественно, к мосту строится и автомобильная дорога
длиной более 41 км.
Всего на трассе будет построено пять
транспортных развязок и пятнадцать путепроводов, а покрытие кладётся при
помощи технологии стабилизации грунта, которая впервые применяется для сооружения
новой дороги:
«Знаете анекдот: хотите быстро, дешево и качественно? Выберете любые два
пункта из трех. Так вот, тут тот редкий случай, когда можно выбрать все три
пункта. Дорога получается еще и долговечной. Так, межремонтный промежуток
составляет 12 лет, а до капитального ремонта трасса прослужит почти четверть
века.
Завершение работ на объекте планируется к 1 октября 2018 года — одновременно
с открытием моста через Керченский пролив. И тогда расстояние от трассы А-290
до Керчи можно будет преодолеть с ветерком всего за 40 минут».
При этом про Крымский мост пишут больше всех, поскольку вопрос имеет политическое значение. Но есть в России и другие
великолепные сооружения: вантовый мост во Владивостоке через пролив Босфор
Восточный, который соединяет полуостров Назимова с островом Русский.
Конечно, он значительно короче, «всего»
1885,53 м, но по высоте (324 м) он является вторым в мире и на момент строительства
имел самый большой в мире пролёт среди вантовых мостов (1104 м).
Может быть, российские дороги
обходятся слишком дорого — об этом написано много критики. Однако средняя стоимость километраоднополосной дороги в РФ составляет 59 млн руб., в США — 127 млн руб., в Канаде — 163 млн руб., в Германии — 81
млн руб. И это с учётом того, что в Европе,
США и Канаде затраты на подготовку территории не входят в структуру затрат
на строительство — их берёт на себя государство. Кроме того, надо учитывать строительные
нормы:
«Большая
толщина нижних и дополнительных слоев основания в российских проектах
обеспечивает морозоустойчивость дороги. И если в США высота основания
составляет 62,5 см, в Китае – 90 см, то в России – 120–150 см».
Также в РФ ширина полос движения
больше на 7–14%, а обочины — на 12–40%, расчётная скорость дорог 1-й категории
движения — 140–150 км/ч, с запасом; а в тех же США дороги аналогичного класса
рассчитаны на движение со скоростью 120 км/ч. Так что и России в этом плане есть чем гордиться.
Так что хвалебная ода Познера —
это лишь впечатления туриста, который пообедал в хорошем ресторане, после чего
стал нахваливать весь общепит страны. Но если такой турист попросту глуп, то
Познер, для которого, по его словам, родина находится где-то между Парижем и
Нью-Йорком, не может не понимать, скажем мягко, некоторого приукрашивания
действительности.
Проблема же с дорогами в России имеется, но
успешно решается, а вот с дураками, которые верят либералам, пока ещё остаётся. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 128
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4495
Рейтинг поста:
Он деньги отрабатывает.