ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Заслужены ли комплименты американским дорогам?

Заслужены ли комплименты американским дорогам?


1-09-2016, 07:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Заслужены ли комплименты американским дорогам?


Заслужены ли комплименты американским дорогам?Фото: Reuters.com

Известный российский телеведущий Владимир Познер, считающийРоссию чужой для себя страной, но при этом любящий поучать нас с экрана, как нужно жить, 30 августа на своем сайте разразился комплиментами американским дорогам в заметке «Дороги — одно из самых замечательных явлений американской жизни»:

"Мы ехали по белой железобетонной плите толщиной в одиннадцать дюймов. Эта идеально ровная поверхность была слегка шероховата и обладала огромным коэффициентом сцепления. Дождь не делал ее скользкой. Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу. …какое чудо сотворил для Америки массовый автомобиль. Ведь это он побудил страну к строительству дорог". Лучше, по-моему, не скажешь. Мы (съемочная группа фильма «Одноэтажная Америка»), как Ильф и Петров, катили по этой бесконечной гладкой ленте. Я не мог — уже в который раз! — не подумать о том, какое чудо сотворил для Америки массовый автомобиль.
Познер Владимир Владимирович

Но насколько сегодня корректно опять повторять поговорку о дураках и дорогах и беззаветно любить чужое дорожное покрытие? Не зря говорят, пожалуй, что сейчас основная беда России — не дураки, а либералы. Может, и с дорогами всё не так?

Для начала отметим, что американское счастье в виде автомобиля, которое, дескать, побудило строить дороги — это очередной миф для тех, кто не желает изучать историю, не умеет мыслить и лишь кивает в восторге на «витрину капитализма» сквозь очень розовые очки.

Интересно, что строительство американских хайвеев началось в разгар Великой депрессии трудовыми армиями Рузвельта, который позаимствовал эту идею у Гитлера. Так что, перво-наперво, благодарят американцы за свои дороги не «руку рынка», а жесткое государственное регулирование безработицы, когда людей устраивали на работу буквально за еду. Первый общефедеральный план системы скоростных дорог в США был разработан в конце 1930-х, но окончательно закон был принят лишь в 1956, причем около 90% стоимости сооружения дорог приходилось на государство.

То есть когда дороги начали строиться, автомобиль отнюдь не был в США массовым средством передвижения. Поэтому без зазрения можно заявить, что делались они не для будущих авто, а для того, чтобы хоть как-то занять безработных.

«Но какая разница, – возмутятся многие, — у нас тоже государство могло бы строить такие же прекрасные дороги!»

Фото: http://jaa.su
Пора все же оторваться от мифа и его пропагандистов. Вот, к примеру, свидетельство путешественника:

«Есть некий миф, в целом связанный с американскими дорогами. Разветвленная сеть этих дорог почему-то у многих ассоциируется с качеством. К сожалению, такой прямой корреляции нет, и американские дороги местами довольно-таки отвратительны. Да, шоссе строят из бетона, поэтому в целом они не разрушаются, но верхний слой на этих бетонках зачастую из асфальта, который трескается, на нем вырастают ямы, из них вылетают камушки и т. д. Местные же дороги и дороги рядом с большими городами периодически вызывают у меня ужас. Да, они широкие, с освещением, отбойниками или разделителями, с хорошими развязками и съездами (хотя про хорошие развязки это я, пожалуй, слегка загнул, местами как накрутят — мозг взрывается), но покрытие очень часто ужасное. В Нью-Йорк я на машине со спортивной подвеской вообще опасаюсь ездить, мне просто жаль позвоночник и колеса (правда, все равно езжу)».
 

Короче говоря, в США, как и везде, есть хорошие дороги, есть не очень и есть совсем не очень. Вопрос в том, что показывать и пропагандировать: некорректно ведь сравнивать образцовый хайвей с просёлочной дорогой в тундре. Но есть и менее очевидные аспекты данного вопроса.

Во-первых, количество платных дорог в США гораздо больше чем в России — у нас такой оскал капитализма до сих пор вызывает удивление, а платные участки находятся лишь на двух федеральных трассах М-1 и М-4 общей протяжённостью 432,2 км. В США, например, проезд через мост Verizzano Bridge между Staten Island и Long Island (Нью-Йорк) обойдётся в $15. Сложно представить, чтобы такие расходы российские граждане сочли бы обоснованными.

Во-вторых, не совсем корректно сравнивать именно автомобильные дороги, ведь зачастую имеет значение развитие транспорта как такового, а общественный транспорт в США развит гораздо меньше. Про своеобразие метро вообще, пожалуй, говорить не стоит. А вот сравнить сеть железнодорожного сообщения смысл имеет. Американская железнодорожная сеть — крупнейшая в мире:

«Протяжённость железных дорог примерно в три раза больше, чем в России. Примерно на 80 процентах американских железных дорог нет никакого пассажирского движения. Пригородного движения нет примерно на 99 процентах. Электрифицировано примерно полпроцента от протяжённости сети.

[...] Наиболее массовое уничтожение пассажирских перевозок происходило в 1960-е годы. Тогда господствовала идеология поклонения автомобилю. Руководители США объявили, что теперь в каждой семье есть автомобиль, поэтому общественный транспорт больше не нужен».

И вот здесь переходим третьему пункту: автомобильные магнаты попросту уничтожили конкурирующие виды транспорта до уровня, когда конкуренция не важна. Так, в 20-е годы были уничтожены трамваи: General Motors попросту выкупала трамвайные компании и закрывала их.

Кстати, может, вы считаете, что в США нет автомобильных пробок?

 
 

В-четвёртых, качество. Мы же начали с качества, не так ли?

Как уже говорилось: сравнивать надо сравнимое по уровню дорог, а не федеральные трассы с просёлками. Интересное сравнение домов в американской глубинке с аналогичными российскими, опубликованное на Aftershock, даёт нам возможность увидеть и настоящее лицо американских сельских домов.

И уж если такие дороги - «одно из самых замечательных явлений американской жизни», то американцам не позавидуешь. Как видите, ничего особенного — типично для села в любой точке мира.

При этом надо учитывать, что на большей части России — континентальный климат с резкими перепадами температур. Европа на собственной шкуре в 2010 году поняла, что значит зима, похожая на настоящую. И результат ее был налицо, а точнее - на дорогах. Вот типичный пример Берлина.

Так что Познер, создавая впечатление, что все дороги в США превосходны, распространяет очередной миф и не более того, при этом обходя стороной то, что сейчас в России дорогам уделяется значительное внимание. Достаточно открыть месячную сводку новостей, чтобы убедиться - у нас с новыми дорогами, развязками и мостами тоже все в порядке.

В Хабаровске, например, на днях завершён капитальный ремонт Хабаровского моста, причем на два месяца раньше срока.

 
 
 

В Зеленодольске построен путепровод, благодаря которому стало возможным пересекать Горьковскую железную дорогу круглосуточно, между тем как раньше проезд был перекрыт 11 часов в сутки. В Мурманске подходит к завершению реконструкция Восточной объездной автодороги.

Внимание уделяется не только трассам федерального значения, в порядок приводятся и сельские дороги. Так, в Удмуртиипроложили дорогу от деревни Мальчиково до села Большая Уча длиной 7,4 км. Всего за прошлый год в республике построили 100 км сельских дорог, в этом году намечено не менее 72 км — то есть около десятка сёл получат новые удобные подъездные пути. Впечатляет также строительство новой дороги в селение Обох (Дагестан).

Новая дорога длиной 4,6 км построена к селу, находящемуся на высоте более 1800 метров над уровнем моря. Старая дорога шла по оползневому склону, сложенному из сланцевых грунтов и в сезон дождей становилась крайне опасной. Новая дорога построена с соблюдением современных требований к безопасности.

В Татарстане была открыта вторая очередь моста через Каму. Длина мостового перехода составляет 13967 метров, и в данный момент он является самым длинным в России.

Но, как вы знаете, строящийся Крымский мост будет еще более протяженным.

 
 
 

Естественно, к мосту строится и автомобильная дорога длиной более 41 км.

Всего на трассе будет построено пять транспортных развязок и пятнадцать путепроводов, а покрытие кладётся при помощи технологии стабилизации грунта, которая впервые применяется для сооружения новой дороги:

«Знаете анекдот: хотите быстро, дешево и качественно? Выберете любые два пункта из трех. Так вот, тут тот редкий случай, когда можно выбрать все три пункта. Дорога получается еще и долговечной. Так, межремонтный промежуток составляет 12 лет, а до капитального ремонта трасса прослужит почти четверть века.

Завершение работ на объекте планируется к 1 октября 2018 года — одновременно с открытием моста через Керченский пролив. И тогда расстояние от трассы А-290 до Керчи можно будет преодолеть с ветерком всего за 40 минут».

При этом про Крымский мост пишут больше всех, поскольку вопрос имеет политическое значение. Но есть в России и другие великолепные сооружения: вантовый мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, который соединяет полуостров Назимова с островом Русский.

Конечно, он значительно короче, «всего» 1885,53 м, но по высоте (324 м) он является вторым в мире и на момент строительства имел самый большой в мире пролёт среди вантовых мостов (1104 м).

 
 
 

Может быть, российские дороги обходятся слишком дорого — об этом написано много критики. Однако средняя стоимость километраоднополосной дороги в РФ составляет 59 млн руб., в США — 127 млн руб., в Канаде — 163 млн руб., в Германии — 81 млн  руб. И это с учётом того, что в Европе, США и Канаде затраты на подготовку территории не входят в структуру затрат на строительство — их берёт на себя государство. Кроме того, надо учитывать строительные нормы:

«Большая толщина нижних и дополнительных слоев основания в российских проектах обеспечивает морозоустойчивость дороги. И если в США высота основания составляет 62,5 см, в Китае – 90 см, то в России – 120–150 см».
 

Также в РФ ширина полос движения больше на 7–14%, а обочины — на 12–40%, расчётная скорость дорог 1-й категории движения — 140–150 км/ч, с запасом; а в тех же США дороги аналогичного класса рассчитаны на движение со скоростью 120 км/ч. Так что и России в этом плане есть чем гордиться.

Так что хвалебная ода Познера — это лишь впечатления туриста, который пообедал в хорошем ресторане, после чего стал нахваливать весь общепит страны. Но если такой турист попросту глуп, то Познер, для которого, по его словам, родина находится где-то между Парижем и Нью-Йорком, не может не понимать, скажем мягко, некоторого приукрашивания действительности.

Проблема же с дорогами в России имеется, но успешно решается, а вот с дураками, которые верят либералам, пока ещё остаётся.


Вернуться назад