Фото: Лев Федосеев/ ТАСС
Признает ли международная комиссия наши притязания на шельф?
Во вторник,
9 августа, комиссия ООН начала рассмотрение заявки России на расширение
континентального шельфа в Арктике. Об этом сообщает ТАСС.
Сессия
рабочей группы, в состав которой входят более 20 экспертов, в том числе
из стран Латинской Америки, Восточной и Западной Европы, продлится
несколько дней. Как заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, по ее итогам будут собраны конкретные вопросы и замечания для последующего предметного обсуждения.
Напомним,
что на кону немалый куш. Россия претендует на присоединение ряда
участков морского дна: хребта Ломоносова, котловины Подводников, района
поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного
полюса.
Поданная
в августе 2015 года заявка на территории в Арктике опирается
на результаты девяти научных экспедиций, проведенных в Северном
Ледовитом океане в 2005—2014 годах. В документе изложена геологическая
модель эволюции Арктического бассейна, которая позволяет утверждать, что
эти участки морского дня являются естественным продолжением
континентального шельфа России.
Площадь этой
арктической территории составляет 1 млн. 191 тысяч квадратных
километров. По самым скромным оценкам, это позволит прирастить РФ
потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд. тонн условного топлива.
Заметим,
что помимо России и Дании (которая в декабре 2014 года подала
собственную заявку на присоединение обширных территорий в Арктике,
включая хребет Ломоносова, на который претендует РФ), на различные
участки дна Северного Ледовитого океана претендуют Канада, Норвегия
и США. Интерес государств к северным морям продиктован тем, что
в их недрах содержатся 83 млрд. тонн условного топлива. Из них около 80%
приходится на долю Баренцева и Карского морей.
Надо
сказать, у России имеется удачный опыт в деле предоставления заявок.
Два года назад ООН одобрила претензии Москвы на участок в Охотском море
площадью свыше 50 тысяч квадратных километров. Но на этот раз задача
куда сложнее.
Заявка
России «пересекается» с претензиями со стороны Дании, а сама по себе
комиссия не решает, кому в итоге будет принадлежать какая-то часть
арктического дна. На деле, комиссия лишь следит за исполнением Конвенции
ООН по морскому праву 1982 года, и дает оценку представленным
материалам с научной точки зрения.
Это
значит, что в спорных моментах приарктическим государствам все равно
придется договариваться между собой. И пока такой договоренности нет,
спорные территории Арктики будут считаться «ничейными».
Как на деле выглядят шансы России «прирасти» арктическим шельфом?
— Задача комиссии ООН — подтвердить научную обоснованность представленной информации, — отмечает главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.
— В 2001 году комиссия отклонила первую заявку России о признании
частью ее континентального шельфа хребта Ломоносова и поднятия
Менделеева, поскольку сочла эти участки океаническим плато, которое
образовалось в результате поднятия морского дна.
Тогда
в России была создана мощная группа ученых под эгидой РАН, которая
провела масштабные исследования в Арктике, включая глубоководное
бурение. В результате, была создана геодинамическая модель, которая
показала: 120 миллионов лет назад территория, на которую сейчас
претендует РФ, являлась частью Сибирского плато, и выходила к нынешнему
Баренцеву морю. Но примерно 100 миллионов лет назад эта территория
начала дрейфовать в сторону Северного полюса. Плато и поднятие
сохранились, а на месте, откуда они ушли, образовались котловина
Макарова и котловина Подводников.
Датчане,
в свою очередь, доказывают, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева
когда-то были частью Североамериканского континента.
Сейчас идет научная дискуссия, кто прав, и вердикт должна вынести комиссия ООН, опираясь именно на оценку научных данных.
Но комиссия,
понятно, состоит из конкретных людей. В нее на принципах ротации входят
представители 21 стран из 159 государств, подписавших
и ратифицировавших международную Конвенцию ООН по морскому праву.
На членов комиссии влияет и политика, и общее настороженное отношение
к России со стороны Запада.
«СП»: — Как проходит работа комиссии?
— Она
состоит из цикла семинаров, на которых стороны представляют научные
данные и ведут научную дискуссию. А в принципе, согласно Конвенции,
вопросы о принадлежности спорных участков континентального шельфа
решаются между «соседними и противолежащими государствами».
С одним
из арктических государств — США — Москва еще в 1990-м заключила договор
о разграничении территорий, экономических зон и континентального шельфа
в Чукотском и Беринговом морях, а также в Северном Ледовитом и Тихом
океанах.
С Норвегией
мы достигли договоренностей о делимитации морских пространств
в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в 2011 году.
«Неохваченными»
соглашениями остались Дания и Канада. И научное обоснование наших
притязаний — очень серьезный фактор в споре о принадлежности
арктического шельфа.
«СП»: — Каковы шансы, что комиссия признает наши притязания?
— Думаю,
мы не зря 10 лет вели огромную работу в Арктике. Кроме того,
государства «арктической пятерки» просто вынуждены искать компромисс.
Сейчас в Арктику, за пределы 200-мильной зоны вдоль берегов сопредельных
государств, может прийти любое государство, и вести там экономическую
деятельность. К счастью, это «свободное» арктическое пространство
покрыто ледяным панцирем, и добраться туда очень непросто.
Но если
вопрос о разделе арктического шельфа будет полюбовно решен между
членами «пятерки», другие государства смогут приходить в Арктику только
с согласия прибрежных государств.
Допустим,
на добычу полезных ископаемых в российской зоне Арктики потребуется
разрешение Москвы. И в этом случае мы сможем выдвигать встречные условия
соискателям — например, получать от них инвестиции и технологии.
Причем,
повторюсь, такой раздел в интересах не только России, но и всей
«арктической пятерки» — РФ, США, Канады, Дании и Норвегии.
Напомню,
что в 2008 году «пятерка» приняла Илулиссатскую декларацию по итогам
Первой конференции по Северному Ледовитому океану. В этом документе
стороны заявили, что все вопросы в Арктике они будут решать на основе
согласия, компромиссов и морского права.
Причем,
члены «пятерки» понимают: если не решить вопрос о разделе Арктики
по доброму согласию, ее богатства могут достаться другим странам.
«СП»: — Китаю, например?
— Не только
Китаю. Сейчас Южная Корея, Япония, Сингапур получили статус
наблюдателей в Арктическом совете. По той же линии пытается двигаться
Евросоюз. Даже Монголия подала заявку в совет, и хочет получить статус
наблюдателя.
Словом,
сейчас все страны стремятся в Арктику, и вот почему. По прогнозам, из-за
глобального потепления уже через 30−40 лет Северный Ледовитый,
возможно, будет свободен ото льда в течение одного-двух месяцев в году.
И можно будет приступить к добыче полезных ископаемых на арктическом
шельфе.
«СП»: — Как быстро вынесет решение комиссия ООН по российской заявке?
— Комиссии предстоит рассмотреть не только российскую заявку, но и датскую. Дело это небыстрое, и может занять несколько лет.
— Согласно Конвенции ООН по морскому праву, шельф автоматически принадлежит стране, от берегов которой он идет, — напоминает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— Это значит, что если комиссия ООН подтвердит притязания России,
мы спокойно запишем новые арктические территории в свой актив. И если
какая-то страна станет покушаться на них, будем вправе дать военный
ответ.
Замечу, что
любое государство стремится расширить свою территорию. Это естественно:
чем больше территория, тем государство сильнее, и тем у него больше
ресурсов и возможностей.
Неслучайно
даже за Антарктиду после Второй мировой разгорелась серьезная борьба.
На Антарктиду, напомню, претендовали несколько государств, и прежде
всего США.
В 1946-м
в Антарктиду выдвинулась специальная эскадра из 14 военных кораблей США,
включая авианосец, подводную лодку Sennet и вспомогательные суда.
В составе экспедиции было несколько тысяч морских десантников.
В ответ Иосиф Сталин отправил к Южному полюсу советскую эскадру. По некоторым данным,
в походе участвовали эскадренные миноносцы, построенные в 1945 году
с использованием трофейных технологий. Эти технологии применяли японцы
при проектировании своих эсминцев типа «Фубуки», которые предназначались
для плавания в суровых условиях северных и арктических морей. Спустя
время СССР разместил в Антарктике и свои военные базы.
Благодаря
такой жесткой позиции СССР, в 1959 году был подписан, наконец, договор
об Антарктике, предусматривающий ее демилитаризацию, и превращение
в зону, свободную от ядерного оружия.
В Арктике
сегодня ситуация другая: ряд государств с ней непосредственно граничит,
и потому могут претендовать на арктические территории. Естественно,
каждое из этих государств стремится распространить свой контроль
на максимально широкую зону. И Россия — не исключение.
Нам
Арктика важна не только с точки зрения экономической,
но и военно-стратегической. Именно через Арктику будет, в случае
необходимости, осуществляться основной ядерный удар по США. И нам важно
не допустить, чтобы американцы развернули в арктическом регионе свои
средства ПРО, или получили возможность «охотиться» за нашими подводными
лодками-ракетоносцами.
Кроме
того, Арктика важна России с точки зрения экономики будущего.
Со временем на арктическом шельфе можно будет развернуть добычу нефти
и газа, и Москве не с руки отдавать эти богатства какому-нибудь
международному консорциуму.
Думаю,
наше политическое руководство мыслит в отношении Арктики стратегически,
и правильно делает, что пытается застолбить арктический шельф
за Россией.
Андрей Полунин
262
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|