В организации
неудавшейся попытки военного переворота 15-16 июля 2016 года президент
Турции Реджеп Эрдоган обвинил Фетхуллаха Гюлена — исламского
проповедника и философа. Турецкий политэмигрант, Гюлен уже почти два
десятилетия проживает в Соединенных Штатах Америки. Некогда он шел рука
об руку с Эрдоганом, но затем пути двух влиятельнейших людей современной
Турции разошлись. Сейчас Гюлен не просто в опале — Эрдоган постоянно
обвиняет проповедника в подрывной деятельности и возлагает на его
сторонников вину за создание «параллельных структур» в армии и полиции.
Именно эти «параллельные структуры», по мнению Эрдогана, и стоят за
всеми последними военными заговорами и попытками переворотов в стране.
Реальное
влияние идей Фетхуллаха Гюлена на турецкое общество ничуть не
преувеличены. Это действительно один из самых влиятельных турок
современности, причем его авторитет признается не только в Турции, но и
во всем исламском мире. Созданные Гюленом фонды и организации действуют в
странах Ближнего Востока, Закавказье и Центральной Азии, Северной и
Восточной Африке, на территории Российской Федерации — в республиках,
краях и областях Северного Кавказа и Поволжья, в Крыму.
Фетхуллаху
Гюлену семьдесят пять лет. Он родился в 1941 году в религиозной семье
курдского происхождения. Отец Гюлена Рамиз Гюлен был имамом, этот же
путь избрал для себя и Фетхуллах. Он получил традиционное исламское
образование, выучил в 10 лет Коран, став хафизом (так мусульмане
называют людей, знающих Коран наизусть), и до 1981 года служил имамом,
после чего ушел на пенсию и сосредоточился на литературно-философской и
проповеднической деятельности. Если сравнивать идеи Фетхуллаха Гюлена с
теоретическими построениями других религиозно-фундаменталистских
идеологов, то они выглядят, на первый взгляд, достаточно
привлекательными. Прежде всего, они основываются на суфийской
интерпретации ислама, которая традиционно была распространена в
Османской империи.
Концепция Гюлена является одной из
модификаций взглядов Саида Нурси. Курд Бадиуззаман Саид Нурси
(1878-1960) проповедовал в первой половине ХХ века. Проживший долгую и
сложную жизнь, Саид Нурси был последователем турецкого суфизма. Он
утверждал неизбежность достижения исламом мирового господства, однако
ориентировался исключительно на мирную проповедь и выступал за
доброжелательное отношение к христианам и иудеям — «людям Писания», за
развитие межрелигиозного диалога с представителями католической и
православной церквей, иудейскими раввинами — и это тогда, когда сама
возможность встреч и консультаций между представителями различных
конфессий казалась фантастикой. Написанные Нурси «Трактаты Света «
(«Рисале-и-Нур») были переведены на множество языков мира, но в России
еще в 2007 году часть из произведений Нурси была признана экстремистской
и запрещена.
Тем
не менее, нурсистские организации продолжают активно действовать по
всему миру. Значение идей Нурси для турецкого общества признавал и сам
Реджеп Эрдоган, а современное воплощение они нашли как раз во взглядах
Фетхуллаха Гюлена. Гюлен предпочитает ссылаться на особую турецкую
модель взаимоотношений людей различных конфессий и подчеркивает, что в
Османской империи царила веротерпимость, была создана уникальная
культурная среда для взаимодействия разных народов и конфессий. Поэтому
Гюлен выступает за миролюбивые взаимоотношения с «людьми Писания», к
которым, как известно, мусульмане причисляют христиан и иудеев. В то же
время, к атеистам Гюлен всегда был настроен отрицательно, хотя и не
отрицал необходимости изучения физики, химии, математики и других наук,
считая это богоугодным делом. По мнению Гюлена, современный исламский
мир лишь обогатится, если будет воспринимать позитивные достижения
других культур, прежде всего в научной сфере. На самом деле,
доброжелательность по отношению к людям других конфессий и культур
рассматривается как важнейший инструмент мирной проповеди. Именно мирную
проповедь люди воспринимают куда более позитивно, чем агрессивное
навязывание каких-либо догматов и принципов.
В политическом
плане Гюлен придерживается демократических убеждений. Он выступает за
демократию и права человека, одновременно критикуя лаицизм —
«светскость», считающуюся со времен Мустафы Кемаля Ататюрка одним из
важнейших столпов турецкой государственности. Западу импонирует
позитивное отношение Гюлена к идее вступления Турции в Европейский Союз,
а также резкая критика терроризма. Кстати, Фетхуллах Гюлен стал первым
мусульманским религиозным деятелем мирового уровня, осудившим события 11
сентября 2001 года в США. Согласно взглядам Гюлена, террористы навечно
отправляются в ад за убийство мирных людей, так как их деятельность
противоречит исламу. Безусловно, что именно декларирование подобного
отношения к терроризму и проповеди дружелюбного отношения к людям всех
вер и национальностей обеспечили Гюлену имидж прогрессивного деятеля и
миротворца в глазах американской и европейской общественности. Уехав в
1999 году в США на лечение, Фетхуллах Гюлен так и не вернулся в Турцию.
Он проживает в штате Пенсильвания, стремясь воздерживаться от контактов
со средствами массовой информации и ведя, в целом, затворнический образ
жизни пенсионера — политэмигранта. Столь длительное проживание
Фетхуллаха Гюлена в Соединенных Штатах дает основания многим аналитикам
говорить о проамериканских позициях гюленовцев и возможных связях
проповедника и его ближайших соратников с американскими спецслужбами.
Конечно, на это есть определенные основания. Кто может поверить, что
лидер религиозной организации, имеющей филиалы по всему миру и миллионы
сторонников, почти двадцать лет живет в США и при этом не вызывает
интереса у американских спецслужб?
Не
вернувшись в Турцию из США. Гюлен, в общем-то, правильно сделал. Уже в
2000 году против проповедника был инициирован судебный процесс. Школы,
открытые гюленовским движением «Хизмет», в Турции давно запрещены, а
правоохранительные органы преследуют всех, кто, так или иначе, связан с
этим движением. Турецкое руководство обвиняет возглавляемое Гюленом
международное движение «Хизмет» в создании «параллельных структур» или
«параллельного государства». Речь идет о так называемой тактике
инфильтрации сторонников Гюлена в судебную систему, прокуратуру,
полицию, жандармерию, вооруженные силы. Говоря о «параллельном
государстве», Эрдоган подразумевает, что сторонники Гюлена выстраивали
его структуру специально для свержения легитимного политического строя
Турции и захвата власти. Сам Гюлен давно проклял Реджепа Эрдогана,
пожелав ему отправиться в ад. На Востоке такое не прощают, и проповедник
превратился в смертельного врага для турецкого президента.
После
подавления попытки переворота 15-16 июля 2016 г., Эрдоган вновь
обратился к Соединенным Штатам Америки с требованием выдать Фетхуллаха
Гюлена турецкому правосудию. Однако сам Гюлен утверждает, что не имел
никакого отношения к перевороту, а турецкие власти сильно преувеличивают
политическое влияние его сторонников и распространяют не
соответствующую действительности информацию о создании «параллельных
структур». Кроме того, всем известно, что семидесятипятилетний Гюлен —
пожилой и больной человек. Это подчеркнул и он сам, заявив, что
последние два года практически не выходит из дома, о каких заговорах,
мол, может идти речь?
Критикуя Эрдогана, Гюлен избрал очень
правильную тактику, сделав упор на нарушения турецким правительством
прав человека и отход от демократических принципов в политическом
управлении. Это дает Гюлену значительные преимущества перед Западом, так
как и США, и Евросоюз давно относятся к Эрдогану и его политике
негативно, но вынуждены с ней мириться. Когда Гюлен говорит о нарушениях
прав человека и авторитаризме в Турции, он фактически соглашается с
антиэрдогановскими выпадами европейских и американских политиков.
Если
верить официальной позиции турецких властей, то Гюлен является главным
инициатором не только последней попытки переворота, но и многих других
заговоров и мятежей против режима Эрдогана. Но есть целый ряд оснований
считать, что Эрдоган действительно преувеличивает роль Гюлена и его
сторонников в организации антиправительственных выступлений. Это ведь
так удобно — использовать теорию заговора для оправдания недовольства
текущей политической ситуацией. К тому же, наличие некоего
могущественного и влиятельного противника, поддерживаемого зарубежными
спецслужбами (а в Турции уже открыто говорят о связях Гюлена с ЦРУ,
которые, безусловно, могут быть вполне реальными), становится прекрасным
оправданием для выстраивания вертикали полицейского государства.
Спецслужбы при Эрдогане стали его главным союзником, позволяющим не
только карать оппозицию, но и нейтрализовывать недовольство в армейской
верхушке. И все же, есть целый ряд нюансов, позволяющих усомниться в
том, действительно ли Гюлен имел отношение к попытке переворота.
Во-первых,
обвинения в адрес Фетхуллаха Гюлена и возглавляемого им движения
«Хизмет», которое в Турции называют просто «фетхуллахчи», то есть —
«люди Фетхуллаха», прозвучали сразу же после первых сообщений о
выступлении военных в турецкой столице. Еще никто не мог сказать, кто из
военных стоит во главе переворота, какие части и соединения
поддерживают заговорщиков, а Эрдоган уже открыто обвинил в происходящем
Фетхуллаха Гюлена. Казалось бы, такие уверенные речи главы государства
должны быть подкреплены железной аргументацией, например — результатами
тщательного расследования деятельности «фетхуллахчи» в турецкой полиции и
вооруженных силах. Но о каком расследовании могла идти речь в сам
разгар столкновений?
Вряд ли можно говорить о том, что идеи
Гюлена разделяет столь значительная часть высокопоставленных турецких
военных. Если даже сторонники «Хизмет» и проводят политику инфильтрации в
турецкие силовые структуры, то речь идет о младших и средних офицерах.
Очень сомнительно, чтобы религиозная организация имела такое влияние на
турецких генералов в рангах командующих армиями и командиров корпусов. С
другой стороны, если «фетхуллахчи» действительно сумели выстроить
«параллельные структуры» в турецких вооруженных силах и полиции, как
утверждает Эрдоган, то тогда это не делает чести и самому турецкому
президенту. Эрдоган не первый год находится у власти и если он не
способен контролировать настроения в среде генералитета и старшего
офицерства, которые должны быть опорой власти, то возникают вопросы к
его состоятельности в качестве главы государства.
Здесь
следует отметить, что сама специфика взглядов Гюлена не делает их
сильно симпатичными для выходцев из армейской среды. Интеллигенция,
рабочие и крестьяне — это одни слои общества, воспринимающие проповеди
миролюбия и рассуждения о демократии и защите прав человека позитивно.
Но военные — это совершенно иная среда. Чем взгляды Гюлена могут
привлечь силовиков? По крайней мере, столь значительное количество
силовиков, да еще в высоких чинах. Конечно, турецкая военная элита после
всех многочисленных «чисток», проведенных Эрдоганом в вооруженных
силах, имеет все основания «точить зубы» на президента. Но вряд ли в
этом случае она будет использовать структуры движения «Хизмет» и взгляды
Гюлена в качестве организационной и идеологической платформы. Тем
более, что генералы и старшие офицеры турецких вооруженных сил — это все
же люди среднего и старшего возраста. Их становление происходило еще в
то время, когда Турцией правили военные, а «светскость» считалась
краеугольным камнем турецкой государственности. Большинство из них,
соответственно, в той или иной степени симпатизируют кемализму и
совершенно не склонны воспринимать идеи религиозных проповедников. Но
это не говорит о том, что военные не могут соглашаться с критическими
высказываниями Гюлена относительно ситуации в Турции. Не исключено и то,
что военные могут получать поддержку от спецслужб США, с которыми, как
мы видим, вполне могут быть связаны и последователи Гюлена в Турции.
Своей
репрессивной политикой Эрдоган сам себя загоняет в угол, и это —
аксиома, которая верна безотносительно причастности или непричастности
Гюлена и движения «Хизмет» к последней попытке переворота. Чистки в
турецких вооруженных силах затронули огромную часть офицерского корпуса,
и сегодня практически ни один турецкий офицер не может быть уверенным в
том, что и его не причислят к заговорщикам. Ведь когда начинаются столь
масштабные чистки, под маховик репрессивной политики неизбежно попадает
и большое количество случайных людей, не имеющих никакого отношения к
оппозиции или подрывной деятельности. Но влияние оппозиции в армии в
Турции уже настолько ослаблено, что недовольные Эрдоганом офицеры и
генералы уже не могут противостоять его политике, по крайней мере — в
настоящее время. Это стало понятно после того, как сторонникам
президента все же удалось подавить выступление военных 16 июля.
Теперь
Эрдоган рассуждает о необходимости возвращения в Турции смертной казни
как высшей меры наказания. Политический режим в стране ужесточается и
это затрагивает все слои турецкого общества. Но Турция — не Европа.
Здесь люди, встающие на путь борьбы с правительством, прекрасно
понимают, что фактически идут на смерть — быструю ли от пули или
медленную — в тюрьме, от болезней и издевательств. Поэтому ужесточение
политики в отношении оппозиции, чистки в вооруженных силах — все эти
действия Эрдогана, в конечном итоге, могут сыграть против него самого.
Пример тому — возобновление войны в Турецком Курдистане. Вместо
нейтрализации формирований турецких курдов и пресечения их помощи своим
сирийским соплеменникам, Эрдоган нарвался на начало новой фазы
гражданской войны в юго-восточных курдских провинциях, на массовые
беспорядки и террористические акты в турецких городах.
Продолжение следует…