«Когда
в среду я читал, что послы ЕС решили продлить санкции против России, я
не мог не рассмеяться. Я сказал себе: «Погодите, голубчики, до четверга,
когда британцы скажут вам: «Спасибо, мы уходим!» Эта фраза из статьи чешского обозревателя Иржи Вывадила для пражского издания Parlamentní listy
как нельзя лучше отражает обстановку неопределённости, воцарившуюся в
руководящих кругах ЕС. Неготовые оценить серьёзность проблем, угрожающих
единству Евросоюза, его лидеры с упорством, достойным лучшего
применения, продолжают антироссийский курс, очевидно, считая Москву
ответственной и за Brexit, и за всех мигрантов, сепаратистов,
националистов, вместе взятых.
«Продление
санкций ничто не останавливает» - таким, по словам Ангелы Меркель, стал
итог прошедшей 28 июня в Брюсселе встречи глав государств-членов ЕС.
Призвав себе в союзники Франсуа Олланда, Меркель подчеркнула, что Берлин и Париж дали понять всем, что продление санкций против России, «к сожалению, необходимо».
Результат:
даже те страны, которые ранее выступали против автоматического
продления антироссийских санкций и за всестороннее обсуждение данного
вопроса в свете интересов ЕС (в частности, Италия, Словакия, Венгрия),
поддержали Меркель. По сообщениям из Брюсселя, вопрос о санкциях отнял у
участников саммита Евросоюза немного времени, а председатель Совета ЕС
Дональд Туск заявил, что в октябре вопрос отношений России и ЕС будет
подвергнут более широкому обсуждению.
Разумеется,
пересмотра политики в отношении России от этого саммита и не ожидали.
Соответственно, приверженностью европейских лидеров курсу, уже
обнаружившему свою политическую неэффективность и экономическую
ущербность, можно объяснить и увеличение количества проблем в рядах
самого ЕС. Ведь и Brexit, и нашествие мигрантов, и стремительный рост
евроскептических настроений в Европе возникают не на пустом месте.
Однако Евросоюз сначала не замечает действительных причин кризисов и
возникновения противоречий, а затем упорно следует рецептам, навязанным,
как правило, извне и интересам европейцев не отвечающим.
Примером
неспособности Евросоюза адекватно реагировать на существующие вызовы
являются и метания по вопросу отношений с Украиной. Эта тема стала еще
одним пунктом повестки дня саммита. Премьер-министр Нидерландов Марк
Рютте заявил 28 июня, что его стране «нужно юридически обязывающее решение, которое
решит все споры в Нидерландах, приведшие к референдуму» по вопросу о
ратификации соглашения об ассоциации с Украиной. Того самого соглашения,
против которого в апреле на плебисците высказались 61% голландских
избирателей.
При
этом, когда Марка Рютте спрашивают, какую форму, по его мнению, могло
бы принять это юридически обязывающее решение, он отвечает: «Я пока не
знаю». В переводе с бюрократического языка это означает следующее:
Европарламент и парламенты государств-членов ЕС (в том числе и
Нидерландов) ранее по требованию Еврокомиссии проголосовали за
ратификацию соглашения с Украиной, не спросив мнения собственных
граждан. Спросило лишь правительство Голландии (отдадим ему в этом
должное!). Ответ получился обескураживающим: почти две трети голосов
«против». Более того, есть основания предполагать, что и в других
государствах ЕС (кроме, пожалуй, Польши и прибалтийских республик)
вердикт мог бы быть таким же.
И
вот теперь лидеры ЕС в тупике. Что делать с результатами голландского
плебисцита? В принципе первый шаг напрашивается – отставка
премьер-министр Нидерландов, который всячески поддерживал соглашение с
Украиной. Дэвид Кэмерон в этом плане поступил вполне ответственно. А
второй шаг – приостановка процесса интеграции Украины в ЕС, возвращение к
исходным позициям, всестороннее обсуждение вопроса не только за
закрытыми дверями саммита ЕС, но и с участием других заинтересованных
сторон, в том числе России, имеющей исторически тесные связи и с
Евросоюзом, и с Украиной.
И
вот тут Евросоюз опять-таки попадает в свою же ловушку под названием
«антироссийский курс». Признать ошибочность своей политики по
украинскому вопросу фактически означало бы для Брюсселя признать
справедливость предупреждений и озабоченностей Москвы. А сделать это в
рамках антироссийской санкционной политики невозможно. «Думаю, нам нужно
признать, что наша политика по отношению к Украине и России была в
корне ошибочной, и что ее следует пересмотреть. Но я очень сильно
сомневаюсь, что президент Олланд это сделает», - констатировал в интервью изданию Atlantico
один из ведущих экспертов Франции по проблемам геополитики, директор
Французского центра исследований в области разведки Эрик Дёнесе.
Больше
того, Дональд Туск своим предложением отложить до октября дискуссию по
украинскому вопросу и по вопросу отношений с Россией обрёк Евросоюз на
трехмесячный паралич по этим двум ключевым проблемам общеевропейского
значения. Поэтому другие европейские лидеры, в том числе и такой,
несомненно, опытный политик, как Марк Рютте, вынуждены лихорадочно
искать выход из политического тупика, в который руководители Евросоюза
загоняют свою организацию.
Неспособность
участников завершившегося в Брюсселе саммита Европейского союза
реагировать на развитие ситуации в Европе и принимать меры для
нормализации отношений с Россией становится ещё более заметной.
Еврокомиссия по-прежнему отказывается поддержать проект сооружения
газопровода «Северный поток-2», несмотря на отсутствие у неё для этого
каких-либо правовых оснований. По свидетельству министра экономики и
энергетики Германии Зигмара Габриэля, все соответствующие вопросы ранее
уже были обсуждены с представителями юридической службы Еврокомиссии. И
эта служба постановила, что трубопровод «Северный поток-2» не подпадает
под ограничительные нормы так называемого Третьего энергопакета ЕС.
Между
тем, в том что касается энергетики, в отношениях ЕС - Россия появляются
новые особенности, связанные, в частности, с Brexit. Как отмечает радиостанция Deutsche Welle,
выход Великобритании из состава Евросоюза способен внести изменения и в
географию газовых потоков, поскольку именно эта страна «в настоящее
время из-за истощения собственных месторождений быстрыми темпами
наращивает закупки в России».
Подключение
Великобритании к системе «Северный поток–2» посредством
газопроводов-отводов рассматривается в качестве одного из возможных
вариантов развития проекта. А в том случае, если Лондон и Брюссель не
договорятся о «цивилизованном разводе», британская сторона может
инициировать прямой диалог с Россией по проблемам двустороннего
сотрудничества в энергетической сфере с возможным подключением к нему не
входящей в состав ЕС Норвегии. Для Евросоюза это будет означать
формирование нового энергетического фронта, неподконтрольного Брюсселю и
одновременно охватывающего северное измерение ЕС. А ведь именно в
данном регионе зависимость от России в энергетической сфере является
максимальной. По сведениям Еврокомиссии,
доля российского газа во внутреннем потреблении в прибалтийских
республиках и Финляндии достигает 100%, а в Польше – порядка 50%.
Однако
Евросоюз отказывается обсуждать по существу не только проект «Северный
поток–2», но и другие аспекты энергетического сотрудничества с Россией,
хотя Москва открыта для диалога по всем вопросам. Как подтвердил министр
энергетики России Александр Новак, российская сторона готова даже к
реанимации проекта сооружения газопровода «Южный поток» с его
капиталоемкой инфраструктурой, если Болгария и Еврокомиссия дадут
официальные гарантии востребованности данной трубы.
Вслед
за Еврокомиссией, которая упорно отказывается включать эти вопросы в
свою повестку дня, торпедируют сотрудничество с Россией в области
энергетики и отдельные страны-члены ЕС. В частности, Польша
заблокировала переговоры с Германией о строительстве «Северного
потока-2». По словам польского премьер-министра Беаты Шидло, поляки
«пока не готовы» договариваться об этом с Берлином. Одновременно
польское государственное антимонопольное агентство отложило выдачу
лицензии европейским членам консорциума «Северный поток-2» - немецким
компаниям E. On и BASF, компании Shell Oil, австрийскому предприятию OMV
и французской компании Engie.
Антироссийская
позиция Еврокомиссии в энергетических вопросах уже входит в прямое
противоречие с решениями высших европейских судебных инстанций. За
неделю до саммита Евросоюза Стокгольмский арбитраж отклонил иск Литвы к
российскому «Газпрому», который обвинялся литовской стороной в
монопольном завышении цен на поставляемый газ в период с 2004 по 2012
год. «В свете решения Стокгольмского арбитражного суда «Газпром» теперь
выглядит как гораздо более честный партнер нового газового проекта», - признаёт американское издание Forbes.
В
пользу долгосрочных российских энергетических проектов говорят и
тенденции на мировом нефтяном и газовом рынках. Управление
энергетической информации Министерства энергетики США обнародовало
данные, из которых следует, что запасы нефти в американских хранилищах
только за одну последнюю неделю сократились на 4,1 млн баррелей. Объемы
сокращения превысили первоначальные прогнозы почти в два раза, и эта
тенденция сохраняется уже шестую неделю подряд. Аналогичные данные
приводит Американский институт нефти.
В
результате мировые нефтяные котировки полностью отыграли падение,
имевшее место сразу вслед за объявлением результатов британского
референдума. Сыграла свою роль и информация, поступившая из Саудовской
Аравии. Саудовские запасы нефти также снижаются быстрыми темпами и уже
довольно долго. Согласно данным организации Joint Organisations Data
Initiative и агентства деловых новостей Bloomberg, снижение нефтяных
запасов в Саудовской Аравии продолжается шесть месяцев подряд. Это самый
длинный период спада за 15 лет, в течение которых ведется
соответствующая статистика. И в обозримом будущем этот процесс
продолжится.
Рост
нефтяных и газовых котировок, необходимость в этих условиях обеспечить
свои долгосрочные интересы посредством реализации проектов с Россией,
прямые убытки от «санкционной войны» с Москвой (по данным аналитического
центра при правительстве России, только введенное Москвой ответное
продуктовое эмбарго обошлось странам-поставщикам в 9,3 млрд долларов) –
все эти факторы упорно игнорируются Еврокомиссией.
В
такой ситуации инициативу по налаживанию отношений с Россией всё чаще
берут на себя местные органы власти стран-членов ЕС. Как раз во время
саммита ЕС региональный парламент итальянской области Лигурия
проголосовал за резолюцию, призывающую правительство Италии потребовать
от Евросоюза отменить антироссийские санкции и содействовать тому, чтобы
ЕС изменил свою позицию по вопросу Крыма, признав волю, выраженную
крымским народом на референдуме.
В
середине мая аналогичную резолюцию приняли депутаты регионального
парламента Венето. И есть основания предполагать, что давление
избирателей «снизу» на лидеров стран Евросоюза в ближайшее время только
усилится. У бизнеса и простых граждан просто нет в запасе тех трёх
месяцев, на которые председатель Совета ЕС Дональд Туск предложил
заморозить дискуссии об отмене антироссийских санкций.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+