«Когда
в среду я читал, что послы ЕС решили продлить санкции против России, я
не мог не рассмеяться. Я сказал себе: «Погодите, голубчики, до четверга,
когда британцы скажут вам: «Спасибо, мы уходим!» Эта фраза из статьи чешского обозревателя Иржи Вывадила для пражского издания Parlamentní listy
как нельзя лучше отражает обстановку неопределённости, воцарившуюся в
руководящих кругах ЕС. Неготовые оценить серьёзность проблем, угрожающих
единству Евросоюза, его лидеры с упорством, достойным лучшего
применения, продолжают антироссийский курс, очевидно, считая Москву
ответственной и за Brexit, и за всех мигрантов, сепаратистов,
националистов, вместе взятых.
«Продление
санкций ничто не останавливает» - таким, по словам Ангелы Меркель, стал
итог прошедшей 28 июня в Брюсселе встречи глав государств-членов ЕС.
Призвав себе в союзники Франсуа Олланда, Меркель подчеркнула, что Берлин и Париж дали понять всем, что продление санкций против России, «к сожалению, необходимо».
Результат:
даже те страны, которые ранее выступали против автоматического
продления антироссийских санкций и за всестороннее обсуждение данного
вопроса в свете интересов ЕС (в частности, Италия, Словакия, Венгрия),
поддержали Меркель. По сообщениям из Брюсселя, вопрос о санкциях отнял у
участников саммита Евросоюза немного времени, а председатель Совета ЕС
Дональд Туск заявил, что в октябре вопрос отношений России и ЕС будет
подвергнут более широкому обсуждению.
Разумеется,
пересмотра политики в отношении России от этого саммита и не ожидали.
Соответственно, приверженностью европейских лидеров курсу, уже
обнаружившему свою политическую неэффективность и экономическую
ущербность, можно объяснить и увеличение количества проблем в рядах
самого ЕС. Ведь и Brexit, и нашествие мигрантов, и стремительный рост
евроскептических настроений в Европе возникают не на пустом месте.
Однако Евросоюз сначала не замечает действительных причин кризисов и
возникновения противоречий, а затем упорно следует рецептам, навязанным,
как правило, извне и интересам европейцев не отвечающим.
Примером
неспособности Евросоюза адекватно реагировать на существующие вызовы
являются и метания по вопросу отношений с Украиной. Эта тема стала еще
одним пунктом повестки дня саммита. Премьер-министр Нидерландов Марк
Рютте заявил 28 июня, что его стране «нужно юридически обязывающее решение, которое
решит все споры в Нидерландах, приведшие к референдуму» по вопросу о
ратификации соглашения об ассоциации с Украиной. Того самого соглашения,
против которого в апреле на плебисците высказались 61% голландских
избирателей.
При
этом, когда Марка Рютте спрашивают, какую форму, по его мнению, могло
бы принять это юридически обязывающее решение, он отвечает: «Я пока не
знаю». В переводе с бюрократического языка это означает следующее:
Европарламент и парламенты государств-членов ЕС (в том числе и
Нидерландов) ранее по требованию Еврокомиссии проголосовали за
ратификацию соглашения с Украиной, не спросив мнения собственных
граждан. Спросило лишь правительство Голландии (отдадим ему в этом
должное!). Ответ получился обескураживающим: почти две трети голосов
«против». Более того, есть основания предполагать, что и в других
государствах ЕС (кроме, пожалуй, Польши и прибалтийских республик)
вердикт мог бы быть таким же.
И
вот теперь лидеры ЕС в тупике. Что делать с результатами голландского
плебисцита? В принципе первый шаг напрашивается – отставка
премьер-министр Нидерландов, который всячески поддерживал соглашение с
Украиной. Дэвид Кэмерон в этом плане поступил вполне ответственно. А
второй шаг – приостановка процесса интеграции Украины в ЕС, возвращение к
исходным позициям, всестороннее обсуждение вопроса не только за
закрытыми дверями саммита ЕС, но и с участием других заинтересованных
сторон, в том числе России, имеющей исторически тесные связи и с
Евросоюзом, и с Украиной.
И
вот тут Евросоюз опять-таки попадает в свою же ловушку под названием
«антироссийский курс». Признать ошибочность своей политики по
украинскому вопросу фактически означало бы для Брюсселя признать
справедливость предупреждений и озабоченностей Москвы. А сделать это в
рамках антироссийской санкционной политики невозможно. «Думаю, нам нужно
признать, что наша политика по отношению к Украине и России была в
корне ошибочной, и что ее следует пересмотреть. Но я очень сильно
сомневаюсь, что президент Олланд это сделает», - констатировал в интервью изданию Atlantico
один из ведущих экспертов Франции по проблемам геополитики, директор
Французского центра исследований в области разведки Эрик Дёнесе.
Больше
того, Дональд Туск своим предложением отложить до октября дискуссию по
украинскому вопросу и по вопросу отношений с Россией обрёк Евросоюз на
трехмесячный паралич по этим двум ключевым проблемам общеевропейского
значения. Поэтому другие европейские лидеры, в том числе и такой,
несомненно, опытный политик, как Марк Рютте, вынуждены лихорадочно
искать выход из политического тупика, в который руководители Евросоюза
загоняют свою организацию.
«Я пока не знаю» - девиз Евросоюза сегодня (II)
Петр ИСКЕНДЕРОВ |
|
|
Неспособность
участников завершившегося в Брюсселе саммита Европейского союза
реагировать на развитие ситуации в Европе и принимать меры для
нормализации отношений с Россией становится ещё более заметной.
Еврокомиссия по-прежнему отказывается поддержать проект сооружения
газопровода «Северный поток-2», несмотря на отсутствие у неё для этого
каких-либо правовых оснований. По свидетельству министра экономики и
энергетики Германии Зигмара Габриэля, все соответствующие вопросы ранее
уже были обсуждены с представителями юридической службы Еврокомиссии. И
эта служба постановила, что трубопровод «Северный поток-2» не подпадает
под ограничительные нормы так называемого Третьего энергопакета ЕС.
Между
тем, в том что касается энергетики, в отношениях ЕС - Россия появляются
новые особенности, связанные, в частности, с Brexit. Как отмечает радиостанция Deutsche Welle,
выход Великобритании из состава Евросоюза способен внести изменения и в
географию газовых потоков, поскольку именно эта страна «в настоящее
время из-за истощения собственных месторождений быстрыми темпами
наращивает закупки в России».
Подключение
Великобритании к системе «Северный поток–2» посредством
газопроводов-отводов рассматривается в качестве одного из возможных
вариантов развития проекта. А в том случае, если Лондон и Брюссель не
договорятся о «цивилизованном разводе», британская сторона может
инициировать прямой диалог с Россией по проблемам двустороннего
сотрудничества в энергетической сфере с возможным подключением к нему не
входящей в состав ЕС Норвегии. Для Евросоюза это будет означать
формирование нового энергетического фронта, неподконтрольного Брюсселю и
одновременно охватывающего северное измерение ЕС. А ведь именно в
данном регионе зависимость от России в энергетической сфере является
максимальной. По сведениям Еврокомиссии,
доля российского газа во внутреннем потреблении в прибалтийских
республиках и Финляндии достигает 100%, а в Польше – порядка 50%.
Однако
Евросоюз отказывается обсуждать по существу не только проект «Северный
поток–2», но и другие аспекты энергетического сотрудничества с Россией,
хотя Москва открыта для диалога по всем вопросам. Как подтвердил министр
энергетики России Александр Новак, российская сторона готова даже к
реанимации проекта сооружения газопровода «Южный поток» с его
капиталоемкой инфраструктурой, если Болгария и Еврокомиссия дадут
официальные гарантии востребованности данной трубы.
Вслед
за Еврокомиссией, которая упорно отказывается включать эти вопросы в
свою повестку дня, торпедируют сотрудничество с Россией в области
энергетики и отдельные страны-члены ЕС. В частности, Польша
заблокировала переговоры с Германией о строительстве «Северного
потока-2». По словам польского премьер-министра Беаты Шидло, поляки
«пока не готовы» договариваться об этом с Берлином. Одновременно
польское государственное антимонопольное агентство отложило выдачу
лицензии европейским членам консорциума «Северный поток-2» - немецким
компаниям E. On и BASF, компании Shell Oil, австрийскому предприятию OMV
и французской компании Engie.
Антироссийская
позиция Еврокомиссии в энергетических вопросах уже входит в прямое
противоречие с решениями высших европейских судебных инстанций. За
неделю до саммита Евросоюза Стокгольмский арбитраж отклонил иск Литвы к
российскому «Газпрому», который обвинялся литовской стороной в
монопольном завышении цен на поставляемый газ в период с 2004 по 2012
год. «В свете решения Стокгольмского арбитражного суда «Газпром» теперь
выглядит как гораздо более честный партнер нового газового проекта», - признаёт американское издание Forbes.
В
пользу долгосрочных российских энергетических проектов говорят и
тенденции на мировом нефтяном и газовом рынках. Управление
энергетической информации Министерства энергетики США обнародовало
данные, из которых следует, что запасы нефти в американских хранилищах
только за одну последнюю неделю сократились на 4,1 млн баррелей. Объемы
сокращения превысили первоначальные прогнозы почти в два раза, и эта
тенденция сохраняется уже шестую неделю подряд. Аналогичные данные
приводит Американский институт нефти.
В
результате мировые нефтяные котировки полностью отыграли падение,
имевшее место сразу вслед за объявлением результатов британского
референдума. Сыграла свою роль и информация, поступившая из Саудовской
Аравии. Саудовские запасы нефти также снижаются быстрыми темпами и уже
довольно долго. Согласно данным организации Joint Organisations Data
Initiative и агентства деловых новостей Bloomberg, снижение нефтяных
запасов в Саудовской Аравии продолжается шесть месяцев подряд. Это самый
длинный период спада за 15 лет, в течение которых ведется
соответствующая статистика. И в обозримом будущем этот процесс
продолжится.
Рост
нефтяных и газовых котировок, необходимость в этих условиях обеспечить
свои долгосрочные интересы посредством реализации проектов с Россией,
прямые убытки от «санкционной войны» с Москвой (по данным аналитического
центра при правительстве России, только введенное Москвой ответное
продуктовое эмбарго обошлось странам-поставщикам в 9,3 млрд долларов) –
все эти факторы упорно игнорируются Еврокомиссией.
В
такой ситуации инициативу по налаживанию отношений с Россией всё чаще
берут на себя местные органы власти стран-членов ЕС. Как раз во время
саммита ЕС региональный парламент итальянской области Лигурия
проголосовал за резолюцию, призывающую правительство Италии потребовать
от Евросоюза отменить антироссийские санкции и содействовать тому, чтобы
ЕС изменил свою позицию по вопросу Крыма, признав волю, выраженную
крымским народом на референдуме.
В
середине мая аналогичную резолюцию приняли депутаты регионального
парламента Венето. И есть основания предполагать, что давление
избирателей «снизу» на лидеров стран Евросоюза в ближайшее время только
усилится. У бизнеса и простых граждан просто нет в запасе тех трёх
месяцев, на которые председатель Совета ЕС Дональд Туск предложил
заморозить дискуссии об отмене антироссийских санкций. |
|
|