Скопировать РД-180: украинцы и американцы объединятся в распиле бюджета США
Украина предложила США свои возможности по совместной
разработке жидкостного двигателя для тяжелых ракет-носителей, который
сегодня американцы вынуждены закупать в России. Такое заявление сделал
глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Любомир
Сабадош по итогам украинской делегации в США 23-27 мая.
По словам
Сабадоша, в ходе будущих переговоров в ноябре в Киеве украинская и
американская стороны обсудят сроки разработки, проведение тестовых
испытаний и объемы финансирования.
Сможет ли Украина перехватить у
России лидерство в производстве уникальных ракетных двигателей? С этим
вопросом Федеральное агентство новостей обратилось к Алексею Леонкову,
военному эксперту журнала «Арсенал Отечества».
«Технологическая,
корпоративная цепочка производства двигателей РД-180 на Украине
разрушена. «Южмаш» был последним звеном в системе тесной кооперации с
российскими предприятиями, двигатели приходили этому предприятию на
финишную сборку — иными словами, российский «Энергомаш» делал двигатели
для ракет, а «Южмаш» их к ракете присоединял. Этой системы кооперации
давно уже нет. Основной производитель ракетных двигателей для тяжелых
ракет-носителей — российское НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко. А в США
последний двигатель F-1 для тяжелых ракет был сделан Вернером фон
Брауном. После того как его не стало, американцы в 90-х годах провели
конкурс на производство, который выиграло российское предприятие
Роскосмос», — сказал Алексей Леонков.
То, что обещает Сабадош, по
словам эксперта, попросту нереально — «Южмаш» долгое время не работал
по программе производства двигателей, так как Россия не заказывала у
этого предприятия баллистические ракеты, передав их производство в
Московский институт теплотехники, в состав которого входит около 600
предприятий. После того как Россия вывела из Украины ядерное оружие и
бомбардировщики, вся кооперация в этой сфере была прекращена.
Единственный проект, в котором еще сохранялось сотрудничество —
производство ракеты «Рокот», гражданского варианта СС-20 «Сатана» — был
прекращен около пяти лет назад.
Но есть и другое объяснение словам
Сабадоша. Документация «Южмаша», полученная американцами с помощью
украинцев, может быть использована для работы по производству
американского двигателя для тяжелых ракет-носителей.
«У них такое
часто практиковалось, самый яркий пример — самолет F-35, который был
сделан благодаря тому, что в руки американцев официально попала часть
документации по российскому Як-141. Когда КБ Яковлева делало для
американцев поворотное сопло для двигателя, американцы скопировали часть
документации. Но самолет в итоге получился все равно сырой и не летает.
Так же будет и здесь. Скорее всего, есть какая-то сохранившаяся
документация «Южмаша», техническая, но не технологическая — например,
сборочная, в которой могут быть указаны какие-то параметры. В принципе,
это ценная информация, но она не позволит сделать качественные
двигатели, так как не раскроет секреты производства материалов и другие
важные вопросы», — сказал Алексей Леонков.
Как полагает эксперт,
американцы получат от украинского «Южмаша» кусок информации, с которым
попытаются скрестить то, что у них осталось от F-1 Вернера фон Брауна, и
из этих двух пазлов выстроить собственный двигатель. То, что это будет
дорого, долго и неправильно, вряд ли кого-то сильно беспокоит в США.
«В
Конгрессе США сейчас идет борьба вокруг вопроса о том, пользоваться ли
российскими двигателями или не пользоваться. Разумные люди говорят —
пользоваться, потому что иначе встанут все американские аэрокосмические
программы. Встанет Х-37В, встанет марсианская, юпитерская программа,
дальний космос — все это встанет. Возникает острая потребность в
производстве собственного американского ракетного двигателя. А так как
на это пойдут огромные, просто немеренные деньги, неудивительно, что
кому-то пришла в голову идея на этом подзаработать», — заключает Алексей
Леонков. Василий Ансимов Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста: