ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Скопировать РД-180: украинцы и американцы объединятся в распиле бюджета США

Скопировать РД-180: украинцы и американцы объединятся в распиле бюджета США


1-06-2016, 07:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Скопировать РД-180: украинцы и американцы объединятся в распиле бюджета США


 

Украина предложила США свои возможности по совместной разработке жидкостного двигателя для тяжелых ракет-носителей, который сегодня американцы вынуждены закупать в России. Такое заявление сделал глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Любомир Сабадош по итогам украинской делегации в США 23-27 мая.

По словам Сабадоша, в ходе будущих переговоров в ноябре в Киеве украинская и американская стороны обсудят сроки разработки, проведение тестовых испытаний и объемы финансирования.

Сможет ли Украина перехватить у России лидерство в производстве уникальных ракетных двигателей? С этим вопросом Федеральное агентство новостей обратилось к Алексею Леонкову, военному эксперту журнала «Арсенал Отечества».

«Технологическая, корпоративная цепочка производства двигателей РД-180 на Украине разрушена. «Южмаш» был последним звеном в системе тесной кооперации с российскими предприятиями, двигатели приходили этому предприятию на финишную сборку — иными словами, российский «Энергомаш» делал двигатели для ракет, а «Южмаш» их к ракете присоединял. Этой системы кооперации давно уже нет. Основной производитель ракетных двигателей для тяжелых ракет-носителей — российское НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко. А в США последний двигатель F-1 для тяжелых ракет был сделан Вернером фон Брауном. После того как его не стало, американцы в 90-х годах провели конкурс на производство, который выиграло российское предприятие Роскосмос», — сказал Алексей Леонков.

То, что обещает Сабадош, по словам эксперта, попросту нереально — «Южмаш» долгое время не работал по программе производства двигателей, так как Россия не заказывала у этого предприятия баллистические ракеты, передав их производство в Московский институт теплотехники, в состав которого входит около 600 предприятий. После того как Россия вывела из Украины ядерное оружие и бомбардировщики, вся кооперация в этой сфере была прекращена. Единственный проект, в котором еще сохранялось сотрудничество — производство ракеты «Рокот», гражданского варианта СС-20 «Сатана» — был прекращен около пяти лет назад.

Но есть и другое объяснение словам Сабадоша. Документация «Южмаша», полученная американцами с помощью украинцев, может быть использована для работы по производству американского двигателя для тяжелых ракет-носителей.

«У них такое часто практиковалось, самый яркий пример — самолет F-35, который был сделан благодаря тому, что в руки американцев официально попала часть документации по российскому Як-141. Когда КБ Яковлева делало для американцев поворотное сопло для двигателя, американцы скопировали часть документации. Но самолет в итоге получился все равно сырой и не летает. Так же будет и здесь. Скорее всего, есть какая-то сохранившаяся документация «Южмаша», техническая, но не технологическая — например, сборочная, в которой могут быть указаны какие-то параметры. В принципе, это ценная информация, но она не позволит сделать качественные двигатели, так как не раскроет секреты производства материалов и другие важные вопросы», — сказал Алексей Леонков.

Как полагает эксперт, американцы получат от украинского «Южмаша» кусок информации, с которым попытаются скрестить то, что у них осталось от F-1 Вернера фон Брауна, и из этих двух пазлов выстроить собственный двигатель. То, что это будет дорого, долго и неправильно, вряд ли кого-то сильно беспокоит в США.

«В Конгрессе США сейчас идет борьба вокруг вопроса о том, пользоваться ли российскими двигателями или не пользоваться. Разумные люди говорят — пользоваться, потому что иначе встанут все американские аэрокосмические программы. Встанет Х-37В, встанет марсианская, юпитерская программа, дальний космос — все это встанет. Возникает острая потребность в производстве собственного американского ракетного двигателя. А так как на это пойдут огромные, просто немеренные деньги, неудивительно, что кому-то пришла в голову идея на этом подзаработать», — заключает Алексей Леонков.

Василий Ансимов
Вернуться назад