Шелковая удавка для Афганистана
В чем опасность нового транспортного проекта Китая
Один из крупных соседей Афганистана, Китай, намерен обсудить с
Кабулом перспективы строительства «нового Шелкового пути». Об этом на
семинаре в Кабуле заявил на днях посол КНР в Афганистане. Семинар был
организован посольством Китая и Центром стратегических исследований при
Министерстве иностранных дел Афганистана.
Китай, следуя своим далеко идущим геополитическим планам,
намеревается проложить дорогу через Ваханский коридор на северо-востоке
Афганистана, через единственный, совсем небольшой участок границы между
Афганистаном и КНР и далее протянуть ее на запад, в Иран и страны
Персидского залива.
Ранее Пекин не раз весьма настойчиво предлагал строительство «нового
Шелкового пути», который пролегал бы через страны Центральной Азии:
Киргизию, Узбекистан и Туркмению. Однако, несмотря на обсуждение этих
проектов в течение многих лет, они так и не были реализованы. Причем
страны Центральной Азии продемонстрировали удивительную глухоту по
отношению к китайским предложениям, проигнорировав очевидные на первый
взгляд выгоды.
Китай намеревается реализовать проект по одному из наиболее сложных
маршрутов— через высокогорные районы Памира, что говорит о
невозможности задействования других, более благоприятных путей.
Технологические проблемы
«Новый Шелковый путь» по плану должен был иметь железнодорожную
магистраль в качестве главной транспортной опоры, что определялось
условиями высокогорья, в которых электрифицированные железные дороги
гораздо лучше и экономичнее автотранспорта. Однако китайская сторона
предлагала неприемлемые технические условия реализации проекта. В
странах Центральной Азии колея советская — 1520 мм, а в Китае —
европейская, 1435 мм. Китай предлагал протянуть по территории Киргизии,
Узбекистана и Туркмении железную дорогу с европейской колеей, чтобы
соединить свои железные дороги напрямую с железными дорогами Ирана (у
последнего тоже европейская колея) и провозить грузы без каких-либо
технических затруднений.
В итоге страны Центральной Азии были бы вынуждены эксплуатировать
железные дороги с разной колеей и держать два парка подвижного состава.
Это существенно повысило бы себестоимость перевозок и всей работы
железных дорог. К тому же китайская «шелковая» магистраль, по существу,
рассекала бы железнодорожные системы Узбекистана и Туркмении на две
части, что создавало бы серьезные затруднения для внутренних грузовых
перевозок.
Получилось бы, что главные выгоды от реализации проекта получали бы
китайские грузоотправители и КНР в целом, а на долю стран Центральной
Азии достались бы основные издержки от его реализации. Поэтому китайские
предложения и не были приняты.
Контроль над афганской экономикой
В Афганистане — аналогичная проблема, поскольку существующая там
железная дорога Хайратон — Мазари-Шариф, построенная и эксплуатируемая
«Узбекскими железными дорогами», построена на советской колее. Правда,
этот фактор будет осложнять строительство магистрали в меньшей степени,
нежели в Узбекистане и Туркмении.
Строительство китайской магистрали вполне вероятно, и оно будет
встречать гораздо меньше трудностей, чем в Узбекистане, поскольку в силу
фактического отсутствия железнодорожной сети в Афганистане имеется
возможность обойти магистраль до Мазари-Шарифа стороной. С технической
точки зрения китайская сторона может протянуть железнодорожную ветку
через Ваханский коридор, через север Афганистана до Герата, на
соединение с железными дорогами Ирана. У Китая есть достаточный опыт
строительства железных дорог в условиях высокогорья.
С экономической точки зрения это будет означать привязку афганской
экономики к китайской: за счет транзитного грузопотока, за счет экспорта
и импорта. Экспорт афганских товаров через Россию сразу станет
невыгодным. В известной степени в орбиту китайского экономического
влияния попадет и Иран.
Помимо этого, железная дорога составит основу для китайской экспансии
в горнодобывающий сектор Афганистана, в особенности в Бадахшан,
обладающий крупными и почти нетронутыми запасами полезных ископаемых.
Контроль над экспортом и импортом, транспортом, энергетикой (вытекающий
из электрификации железных дорог) и горнодобывающей промышленностью со
стороны Пекина означает контроль над афганской экономикой в целом. Этот
контроль, кстати, позволяет реализовать типично колонизационную модель
экономики: добыть и вывезти.
России невыгодно
Для РФ все подобные проекты крайне невыгодны, поскольку после
установления китайского контроля над экономикой Афганистана наше участие
и влияние там упадет до нуля.
Для России было бы наиболее выгодно, чтобы Афганистан стал
железнодорожным узлом, соединяющим три системы железных дорог:
ближневосточную, бывшего СССР и Индии и Пакистана, но при этом не было
бы прямой связи между китайскими и иранскими железными дорогами. В этом
случае все заинтересованные стороны были бы вынуждены делать крупные
инвестиции в Афганистан и принимать участие в поддержании там
безопасности.
Получалось бы многостороннее экономическое, инвестиционное и
политическое сотрудничество, в котором Москва могла бы играть роль
авторитетного посредника. В случае же реализации «нового Шелкового пути»
все вопросы будет решать Пекин. Последний не связан ни с кем
долгосрочными интересами и будет действовать только с учетом своих
собственных.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|