Ближневосточный дипломатический танец России и Израиля
Министр
иностранных дел Израиля Авигдор Либерман и министр иностранных дел
России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции в Москве
Россию и Израиль связывает долгая история дипломатического и военного
сотрудничества на Ближнем Востоке, начало которой относится к
арабо-израильской войне 1948 года, когда триумфальная победа Израиля над
своими соседями стала возможной в немалой степени благодаря военной
поддержке Москвы. После арабо-израильской войны 1967 года Израиль
превратился в главного союзника США в регионе, поскольку Советский Союз
сформировал партнерство с рядом арабских стран, и прежде всего с Сирией.
Тем не менее, несмотря на то, что большую часть эпохи холодной войны
они провели по разные стороны конфликта, с момента распада Советского
Союза внешняя политика Российской Федерации в отношении Израиля
становилась все более прагматичной.
Поскольку Москва сегодня восстанавливает свое постоянное присутствие
на беспокойном Ближнем Востоке, состояние российско-израильских
отношений, вполне естественно, осложняется, но в то же время справедливо
утверждение, что двусторонние отношения прочны, как никогда прежде. В
2005 году российский президент Владимир Путин был первым российским
лидером, посетившим Израиль. Путин с тех пор не раз упоминал об Израиле
как об «особой стране» для России, что обусловлено общими интересами и
длительной историей сотрудничества. Сейчас связи между двумя странами
проходят испытание на прочность, поскольку их позиции по Ирану и Сирии
серьезно влияют на возможность продолжения плодотворного сотрудничества.
Усиливающаяся координация действий России с Ираном и «Хезболлой» в
сирийском вооруженном конфликте сделала более неоднозначным восприятие
Израилем ближневосточных планов Путина. Сыграв ключевую роль в ядерных
переговоров с Ираном в формате P5+1, Россия сегодня находится в процессе
поставки Тегерану своих зенитно-ракетных комплексов С-300. Альянс между
Москвой и Тегераном в восточном Средиземноморье все больше противоречит
позиции Израиля по ряду вопросов. Хотя Москва и Тель-Авив остаются
верны своим теплым отношениям, им все труднее обосновывать приоритет
этих отношений перед своими основными региональными стратегическими
целями.
Поддержка Россией президента Башара аль-Асада не обязательно
представляет проблему для Израиля. Израильское правительство, как
оказалось, предпочитает, чтобы режим Асада сохранился, учитывая риски,
связанные с захватом исламскими экстремистами власти в Дамаске и на
значительной территории вблизи Израиля и Голанских высот. Однако,
существует другая потенциально весьма серьезная проблема для Израиля:
размещение российских ракетных комплексов С-400 в Сирии. В случае
попадания такого оружия к «Хезболле», или если бы Россия по каким-то
причинам решила сама использовать его против израильской авиации,
стратегическое преимущество Тель-Авива над «Хезболлой» было бы серьезно
подорвано. Без сомнения, эта тема обсуждалась во время состоявшейся в
апреле встречи между Путиным и израильским премьер-министром Биньямином
Нетаниягу.
Москва воспринимает «Хезболлу» как эффективную военную силу в борьбе
против Исламского государства (ДАИШ) и других исламских экстремистов,
воюющую в тандеме с сирийской арабской армией и элитными иранскими
подразделениями. Перед Путиным стоит дилемма, как увеличить шансы Асада
на возвращение ранее захваченных территорий и сохранение власти, и в то
же время удержать статус-кво между Израилем и «Хезболлой». Израиль
весьма чувствительно воспринимает риск захвата Голанских высот
«Хезболлой» или другими исламскими экстремистами, и остается неизменно
обеспокоен попаданием в руки «Хезболлы» иранского оружия. Израиль
неоднократно наносил удары по конвоям, доставлявшим тяжелые вооружения
для этой группировки и, несомненно, будет продолжать такие действия,
особенно если заподозрит, что среди этих вооружений имеется С-400 или
иная подобная военная техника.
Нетаниягу должен продолжать свой деликатный дипломатический танец,
поддерживая хорошие отношения с Москвой и избегая дальнейшего отчуждения
в отношениях с США. Эта проблема явно переживет президентский срок
Обамы. То же можно сказать и о Путине: в конечном итоге, он также
предположительно захочет наладить отношения с Америкой. И когда этот
момент наступит, какие компромиссы ему понадобятся в диалоге с Ираном,
Сирией, «Хезболлой» и Израилем, чтобы достичь этой цели? В данный момент
у Путина много карт на руках, и об этом известно как американцам, так и
израильтянам.
Впрочем, с тем же успехом, и у России и у Израиля есть возможность
нарушить нынешний статус-кво в отношении Сирии и Ирана, поскольку любая
из двух стран может решить усилить свое военное вмешательство одним из
целого ряда способов. Россия может сделать это, направив в любой момент
свои вооруженные силы обратно в Сирию, начав прямые поставки вооружений
«Хезболле» или другим проиранским группировкам в регионе. Израиль может
сделать это, решившись на прямое вмешательство в сирийский конфликт,
возобновив вооруженное противостояние с «Хезболлой» в Ливане (или
Сирии), либо в долгосрочной перспективе нанеся удар по иранским ядерным
объектам, в частности если Тегеран нарушил бы соглашение P5+1 без
какого-либо наказания со стороны Запада, или если бы после истечения
срока соглашения Иран начал бы резко наращивать свою ядерную активность.
Любое из упомянутых действий могло бы привести к разрушению нынешнего
статус-кво на Ближнем Востоке.
Хотя у Израиля никогда не будет таких «особых отношений» с Россией,
как с Америкой, две страны явно связывают сегодня общие интересы, в том
числе нежелание распространения исламского экстремизма в регионе, а
также сохранение власти Асада (во всяком случае, до того момента, когда
появится жизнеспособная неэкстремистская альтернатива). Владимир Путин
должен также понять, что хотя «Хезболла» служит его важным краткосрочным
целям в Сирии, постоянное присутствие этой группировки в стране не
отвечает долгосрочным интересам России, хотя Иран это наверняка вполне
устроило бы. В этом отношении Путин играет опасную игру, и с точки
зрения Израиля, не менее опасной является поставка «Хезболле» ракет и
других вооружений, которые могут быть использованы против Израиля.
Долгосрочным интересам Москвы и Тель-Авива отвечает координация
действий и поиск компромисса между стратегическими целями. В конечном
итоге, они обнаружат, что между их геостратегическими интересами гораздо
больше общего, чем различий. Учитывая провал недавнего раунда мирных
переговоров по Сирии и обострение вооруженного конфликта, сейчас хороший
момент для двух стран переосмыслить свои цели и методы их достижения.
Иранское влияние в Сирии вряд ли входит в число долгосрочных целей обеих
стран. По этой причине, было бы лучше, если бы Владимир Путин установил
для Тегерана некие границы свободы действий в Сирии, что также отвечало
бы и интересам Израиля. В противном случае, ситуация станет еще более
запутанной и укрепление двусторонних отношений может оказаться под
угрозой.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|