Гагаузский партнер Кремля обернулась «троянским конем» Молдавии против ПМР
В Тирасполе «реинтеграционные»
потуги Ирины Влах сочли комичными и оторванными от реальности, а в
Комрате – опасными и не отражающими официальной позиции автономии
Башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах
выразила желание войти в состав молдавской делегации в рамках
переговорного процесса с Приднестровьем для отстаивания интересов
«единой и неделимой Молдавии». Как заявила Влах в интервью кишиневскому
изданию Unimedia, с Тирасполем она намерена «обсуждать, как жить дальше в
единой стране».
Глава автономии сообщила, что всегда
считала Гагаузию «хорошим примером» для Приднестровья, и призывала
молдавские власти это использовать. «Я готова включиться, работать и
показать Приднестровью, что мы должны быть целостной и неделимой
страной», — сказала башкан.
«Нужно создать хорошие условия для
автономии, показать, что Гагаузия может свои полномочия реализовывать,
что закон об особом правовом статусе будет работать. Приднестровцы
увидят, что Гагаузия развивается, и власть страны уделяет особое
внимание автономии, выражает готовность идти на определённые уступки и
будет инвестировать ресурсы в развитие региона Гагаузия», — заявила
Влах. В этом случае, по ее словам, с приднестровцами «тоже будет проще
найти вариант решения проблемы, реинтеграции страны».
В пресс-службе Министерства
иностранных дел ПМР заявили, что «с удивлением ознакомились с
опубликованными в молдавских СМИ невзвешенными высказываниями члена
правительства РМ Ирины Влах относительно продолжающегося переговорного
процесса между Республикой Молдова и Приднестровьем». «Подчеркиваем, что
Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного
процесса по приднестровскому урегулированию имеет исторически
сложившуюся на основе баланса интересов и приемлемую для всех
официальных участников международного формата «5+2» (Молдавия,
Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты,
ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM )
конфигурацию. В этом смысле сложно всерьез рассматривать какие-либо
субъективные пожелания относительно внедрения в формат каких-либо
инородных элементов», — отметили в ведомстве.
Там обратили внимание на то, что
«формат «5+2», вопреки искаженному представлению молдавского чиновника,
не занимается вопросами «реинтеграции Республики Молдова». «В указанном
контексте полагаем, мягко говоря, комичным и весьма оторванным от
реальности тезис об использовании некоего малоизвестного «успешного
гагаузского опыта». Более того, подобного рода заявления молдавских
должностных лиц представляются парадоксальными на фоне расширения
миграции из Гагаузии в Приднестровье, прежде всего, в целях
трудоустройства, а также получения качественного образования на русском
языке», — подчеркнули в МИД ПМР.
Заявление Ирины Влах раскритиковали и
в Народном собрании Гагаузии. Депутат гагаузского парламента Сергей
Чимпоеш заявил в интервью изданию Gagauz Media, что подобного рода
заявления не находятся в компетенции башкана и могут иметь негативные
последствия в будущем. «Глава Гагаузии возглавляет Исполнительный
комитет. Она должна осуществлять свою деятельность согласно наделённым
полномочиям. К компетенциям главы Гагаузии относится осуществление
деятельности органа управления местной власти. Вопросы внутренней и
внешней политики Республики Молдова, касающиеся Гагаузия, — это
компетенции исключительно Народного собрания, но не главы автономии», —
сказал Чимпоеш.
«То предположение, что Гагаузия
может стать примером, вызывает горький смех, — продолжил депутат. —
Каким примером может быть наш регион, если на протяжении существовании
автономии правительство лишь изымало её полномочия. Эту проблему
Народное собрание поднимает на уровне рабочих групп с парламентом
Республики Молдова, привлекая европейские дипломатические миссии и
посредников ОБСЕ, чтобы молдавские власти считались с особым правовым
статусом автономии».
«Даже если предположить, что закон
заработал, то на начальном этапе мы не будем ни для кого
привлекательными», — добавил он, заметив, что на капитальные вложения в
Гагаузии выделяются «смешные суммы». «В Гагаузии кругом разбитые
дорогие, нищета, тысячи пустующих домов — это очень серьёзные проблемы.
Как раз это является компетенцией главы автономии», — считает гагаузский
депутат.
«Подобного рода необдуманные
заявления могут иметь негативные и далеко идущие последствия. Не стоит
забывать, что на протяжении многих лет у нас сложились хорошие отношения
с Приднестровьем. Многие выходцы из Гагаузии проживают и работают
именно там, много молодежи учится в Приднестровье. Подобного рода
заявления могут коснуться и жителей автономии, что недопустимо. С осени
2012 года в повестке дня Народного собрания ни разу не стоял вопрос о
приднестровском урегулировании. Заявления башкана Гагаузии о том, что
она готова подключиться и работать, не должны рассматриваться как
официальная позиция автономии», — подвел итог Сергей Чимпоеш.
ИА REGNUM отмечает, что это первый
раз, когда руководитель Гагаузии изъявляет желание выступить в
переговорах по молдавско-приднестровскому урегулированию на стороне
Кишинева (и на его позициях, включая «предоставление» Приднестровью
статуса «автономии» по аналогии с гагаузской) и соответственно против
ПМР и ее интересов.
Ранее тема участия Гагаузии в
процессе переговоров Молдавии и ПМР, если и поднималась, то в контексте
гипотетического создания трехсубъектной федерации в составе Молдавии,
Гагаузии и ПМР (соответственно, в целях повышения статуса Гагаузии, а не
рекламирования бутафорской гагаузской «автономии» в качестве «хорошего
примера» для ПМР). В этом смысле обсуждался вариант подключения Гагаузии
на определенном этапе к переговорам не на стороне и в составе делегации
Молдавии, а в качестве отдельного и самостоятельного субъекта возможной
будущей федерации.
В то же время в Тирасполе даже к
такой форме «гагаузского участия» всегда относились критически, как и к
любым параллелям между ПМР и Гагаузией. «Федеративный» же проект
урегулирования конфликта на Днестре был похоронен в 2003 году, когда
тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин под давлением Запада в
последний момент сорвал подписание «Меморандума Козака».
Позже, 22 июля 2005 года парламент
Молдавии принял закон «Об основных положениях особого правового статуса
Приднестровья», который в одностороннем порядке «наделяет» Приднестровье
статусом автономии по аналогии с Гагаузией. А 17 сентября 2006 года в
Приднестровье состоялся референдум, на котором более 97% участников
проголосовали против объединения с Молдавией и за независимость и
последующее свободное присоединение к России.
Отметим, что башкан Гагаузии Ирина
Влах, теперь пробующая себя в качестве агитатора «единой и неделимой
Молдавии» в ПМР, была избрана на свой пост при активной поддержке Кремля
и его молдавских «надежных партнеров» — Партии социалистов.
Справка ИА REGNUM :
19 августа 1990 года на I Съезде
народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская
Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27
августа 1991 года. Власти Молдавии попытались силой подавить гагаузское
движение за национальную независимость и направили в Гагаузию
автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии в сопровождении
отрядов милиции. «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии
Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла
за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось
избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и
добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.
Просуществовав в качестве
независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от
курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе
Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе
Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до
сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются
молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает
сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в
случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании
внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов
Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального
образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного
молдавского района».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+