ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Гагаузский партнер Кремля обернулся «троянским конем» Молдавии против ПМР?
Гагаузский партнер Кремля обернулся «троянским конем» Молдавии против ПМР?19-04-2016, 09:50. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
Гагаузский партнер Кремля обернулась «троянским конем» Молдавии против ПМРВ Тирасполе «реинтеграционные»
потуги Ирины Влах сочли комичными и оторванными от реальности, а в
Комрате – опасными и не отражающими официальной позиции автономии
Башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах
выразила желание войти в состав молдавской делегации в рамках
переговорного процесса с Приднестровьем для отстаивания интересов
«единой и неделимой Молдавии». Как заявила Влах в интервью кишиневскому
изданию Unimedia, с Тирасполем она намерена «обсуждать, как жить дальше в
единой стране».
Глава автономии сообщила, что всегда
считала Гагаузию «хорошим примером» для Приднестровья, и призывала
молдавские власти это использовать. «Я готова включиться, работать и
показать Приднестровью, что мы должны быть целостной и неделимой
страной», — сказала башкан. «Нужно создать хорошие условия для
автономии, показать, что Гагаузия может свои полномочия реализовывать,
что закон об особом правовом статусе будет работать. Приднестровцы
увидят, что Гагаузия развивается, и власть страны уделяет особое
внимание автономии, выражает готовность идти на определённые уступки и
будет инвестировать ресурсы в развитие региона Гагаузия», — заявила
Влах. В этом случае, по ее словам, с приднестровцами «тоже будет проще
найти вариант решения проблемы, реинтеграции страны». В пресс-службе Министерства
иностранных дел ПМР заявили, что «с удивлением ознакомились с
опубликованными в молдавских СМИ невзвешенными высказываниями члена
правительства РМ Ирины Влах относительно продолжающегося переговорного
процесса между Республикой Молдова и Приднестровьем». «Подчеркиваем, что
Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного
процесса по приднестровскому урегулированию имеет исторически
сложившуюся на основе баланса интересов и приемлемую для всех
официальных участников международного формата «5+2» (Молдавия,
Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты,
ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM )
конфигурацию. В этом смысле сложно всерьез рассматривать какие-либо
субъективные пожелания относительно внедрения в формат каких-либо
инородных элементов», — отметили в ведомстве. Там обратили внимание на то, что
«формат «5+2», вопреки искаженному представлению молдавского чиновника,
не занимается вопросами «реинтеграции Республики Молдова». «В указанном
контексте полагаем, мягко говоря, комичным и весьма оторванным от
реальности тезис об использовании некоего малоизвестного «успешного
гагаузского опыта». Более того, подобного рода заявления молдавских
должностных лиц представляются парадоксальными на фоне расширения
миграции из Гагаузии в Приднестровье, прежде всего, в целях
трудоустройства, а также получения качественного образования на русском
языке», — подчеркнули в МИД ПМР. Заявление Ирины Влах раскритиковали и
в Народном собрании Гагаузии. Депутат гагаузского парламента Сергей
Чимпоеш заявил в интервью изданию Gagauz Media, что подобного рода
заявления не находятся в компетенции башкана и могут иметь негативные
последствия в будущем. «Глава Гагаузии возглавляет Исполнительный
комитет. Она должна осуществлять свою деятельность согласно наделённым
полномочиям. К компетенциям главы Гагаузии относится осуществление
деятельности органа управления местной власти. Вопросы внутренней и
внешней политики Республики Молдова, касающиеся Гагаузия, — это
компетенции исключительно Народного собрания, но не главы автономии», —
сказал Чимпоеш. «То предположение, что Гагаузия
может стать примером, вызывает горький смех, — продолжил депутат. —
Каким примером может быть наш регион, если на протяжении существовании
автономии правительство лишь изымало её полномочия. Эту проблему
Народное собрание поднимает на уровне рабочих групп с парламентом
Республики Молдова, привлекая европейские дипломатические миссии и
посредников ОБСЕ, чтобы молдавские власти считались с особым правовым
статусом автономии». «Даже если предположить, что закон
заработал, то на начальном этапе мы не будем ни для кого
привлекательными», — добавил он, заметив, что на капитальные вложения в
Гагаузии выделяются «смешные суммы». «В Гагаузии кругом разбитые
дорогие, нищета, тысячи пустующих домов — это очень серьёзные проблемы.
Как раз это является компетенцией главы автономии», — считает гагаузский
депутат.
«Подобного рода необдуманные
заявления могут иметь негативные и далеко идущие последствия. Не стоит
забывать, что на протяжении многих лет у нас сложились хорошие отношения
с Приднестровьем. Многие выходцы из Гагаузии проживают и работают
именно там, много молодежи учится в Приднестровье. Подобного рода
заявления могут коснуться и жителей автономии, что недопустимо. С осени
2012 года в повестке дня Народного собрания ни разу не стоял вопрос о
приднестровском урегулировании. Заявления башкана Гагаузии о том, что
она готова подключиться и работать, не должны рассматриваться как
официальная позиция автономии», — подвел итог Сергей Чимпоеш.
ИА REGNUM отмечает, что это первый
раз, когда руководитель Гагаузии изъявляет желание выступить в
переговорах по молдавско-приднестровскому урегулированию на стороне
Кишинева (и на его позициях, включая «предоставление» Приднестровью
статуса «автономии» по аналогии с гагаузской) и соответственно против
ПМР и ее интересов. Ранее тема участия Гагаузии в
процессе переговоров Молдавии и ПМР, если и поднималась, то в контексте
гипотетического создания трехсубъектной федерации в составе Молдавии,
Гагаузии и ПМР (соответственно, в целях повышения статуса Гагаузии, а не
рекламирования бутафорской гагаузской «автономии» в качестве «хорошего
примера» для ПМР). В этом смысле обсуждался вариант подключения Гагаузии
на определенном этапе к переговорам не на стороне и в составе делегации
Молдавии, а в качестве отдельного и самостоятельного субъекта возможной
будущей федерации. В то же время в Тирасполе даже к
такой форме «гагаузского участия» всегда относились критически, как и к
любым параллелям между ПМР и Гагаузией. «Федеративный» же проект
урегулирования конфликта на Днестре был похоронен в 2003 году, когда
тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин под давлением Запада в
последний момент сорвал подписание «Меморандума Козака». Позже, 22 июля 2005 года парламент
Молдавии принял закон «Об основных положениях особого правового статуса
Приднестровья», который в одностороннем порядке «наделяет» Приднестровье
статусом автономии по аналогии с Гагаузией. А 17 сентября 2006 года в
Приднестровье состоялся референдум, на котором более 97% участников
проголосовали против объединения с Молдавией и за независимость и
последующее свободное присоединение к России.
Отметим, что башкан Гагаузии Ирина
Влах, теперь пробующая себя в качестве агитатора «единой и неделимой
Молдавии» в ПМР, была избрана на свой пост при активной поддержке Кремля
и его молдавских «надежных партнеров» — Партии социалистов. Справка ИА REGNUM : 19 августа 1990 года на I Съезде
народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская
Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27
августа 1991 года. Власти Молдавии попытались силой подавить гагаузское
движение за национальную независимость и направили в Гагаузию
автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии в сопровождении
отрядов милиции. «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии
Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла
за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось
избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и
добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.
Просуществовав в качестве
независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от
курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе
Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе
Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до
сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются
молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает
сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в
случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании
внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов
Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального
образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного
молдавского района».
ИА REGNUM Вернуться назад |