Построят ли тоннель Аляска – Чукотка?
Человечество не оставляет идею создания всемирной сети железных
дорог. Опять всплыли прогнозы по поводу строительства тоннеля (моста)
через Берингов пролив. Президент международного Шиллеровского института
Хельга Цепп-Ларуш уверена, что этот проект, в очередной раз, отложенный в
2014 году (по политическим мотивам), будет реализован в ближайшие 20
лет.
Выгоды такого проекта очевидны. Удешевление, упрощение
контакта между Старым и Новым Светом дает резкий экономический рост в
первую очередь Америке и России, а вторичной волной и всей мировой
экономике. Конкретно для нашей страны это не только оправдывает
строительство сети железных дорог в сложных условиях Сибири и Дальнего
Востока, но и обживает и развивает этот край. Ресурсы русской Сибири
становятся не только востребованными, но и доступными, более того такая
сеть делает Россию важным транспортным узлом связи в международной
экономике.
Однако из интервью Цепп-Ларуш оптимизм не брызжет
веселыми искорками. Ученая дама убеждена, что главное препятствие
проекту составляет монетаристская экономика. Что такие эпохальные
проекты необходимы и выгодны только для экономики реальной.
Пока же проект спотыкается на дороговизне, сложности и борьбе Росси за свой суверенитет.
Идея
соединить Аляску и Чукотку появилась еще в конце 19 века. Она
принадлежит губернатору Колорадо Уильму Гилипину. В те далекие времена
идея была скромнее: паромная железнодорожная переправа. Идея пришлась по
душе руководителям Союза тихоокаенских дорог США, вошла в «план
Харримана».
Под нее Россия строила свой Транссиб, который и ныне
является крупнейшей железной дорогой в мире – 9 тысяч км. Проект одобрен
Николаем Вторым и легендарным реформатором Витте, военные и финансовые
министерства тоже относятся к нему очень положительно. Изыскательские
работы и экспертиза дают положительное заключение проекту. Но война,
потом революция и проект отложен в долгий ящик.
Занималась им и
советская власть, но очень вяло, хотя еще Ленин подписал решение о
строительстве ж/д по направлению к Берингову проливу.
Серьезный
возврат к нему пойдет только в 90 годах прошлого века. Тогда даже
создается Международная некоммерческая корпорация «Interhemispheric
Bering Strait Tunnel and Railroad Group» (IBSTRG), российское название —
«Трансконтиненталь».
Вашингтон выделяет бюджет размером 10
миллионов долларов на исследования, а РФ одобряет строительство железной
дороги Якутск — Магадан с последующим выходом к Беринговому проливу,
как составной части ТКМ.
В разные году, как ключевые элементы
проекта ICL — World Link на территории РФ одобрены проекты ж/д связи по
линиям Якутск — Магадан с последующим выходом к Беринговому проливу,
Беркакит — Томмот — Якутск до Магадана и Правая Лена — Зырянка — Уэлен.
Государственные средства в строительство тоннеля вкладывать не
планируется. Это исключительно инвестиционное поле.
Однако и риски
велики. Критики проекта упирают на то, что технические возможности
человечества не безграничны, что ж/д сети на Севере России очень
затратные элементы инфраструктуры и не смогут окупиться. Статистические и
Финансовые отчеты тоже не радуют. Ведь даже Транссиб и БАМ
недозагружен, они не выдерживают конкуренцию с более простыми, а значит
дешевыми морскими перевозками.
Но это реалии дня сегодняшнего, а за нашей Сибирью стоит скорее завтра.
С
технической точки зрения критика выглядит странной. Никто не возражает
против тоннеля Япония - Корея, когда его длина в два раза превышает
тоннель под Беринговым проливом, никто не опасается за технические
возможности, а сейсмология и структура дна там гораздо хуже.
Все же упреки в экономической неоправданности можно отнести к незавершенности проекта.
Да,
строить такие дорогие элементы инфраструктуры в таких сложных и
малонаселенных районах себе дороже, но иметь их частью мировой ж/д
системы будет крайне выгодно. Из обузы и затратной статьи они
превращаются в источник стабильного и немалого дохода для страны. Более
того автоматически развивают этот малообжитой регион, включают его в
карту мировой промышленности.
Думаем, что как бы ни было дорого
строительство этой инфраструктуры, России будет ее строить во имя
будущего развития своей страны. И конечно, нашим политикам просто
необходимо заниматься лоббированием этого проекта, а не ждать изменений в
отношениях, лучших времен и т.д. Они могут не наступить никогда. А
строить сообщение с Новым Светом надо.
Будем надеяться, что слова
мадам Цепп-Ларуш станут пророческими: «уже через 20 лет под Беринговым
проливом будет ходить сверхскоростной поезд на магнитной подушке или
какого-то другого типа, и можно будет доехать из Акапулько в Нью-Дели, и
это будет быстрее, чем на корабле. Этот проект определенно будет
реализован в будущем, и он будет способствовать укреплению мира между
Россией и США».
Но нам не стоит забывать, что под лежачий камень тоннель не строиться. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 792
Рейтинг поста:
--------------------