ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Построят ли тоннель Аляска – Чукотка?
Построят ли тоннель Аляска – Чукотка?9-04-2016, 06:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Построят ли тоннель Аляска – Чукотка?Человечество не оставляет идею создания всемирной сети железных дорог. Опять всплыли прогнозы по поводу строительства тоннеля (моста) через Берингов пролив. Президент международного Шиллеровского института Хельга Цепп-Ларуш уверена, что этот проект, в очередной раз, отложенный в 2014 году (по политическим мотивам), будет реализован в ближайшие 20 лет. Выгоды такого проекта очевидны. Удешевление, упрощение контакта между Старым и Новым Светом дает резкий экономический рост в первую очередь Америке и России, а вторичной волной и всей мировой экономике. Конкретно для нашей страны это не только оправдывает строительство сети железных дорог в сложных условиях Сибири и Дальнего Востока, но и обживает и развивает этот край. Ресурсы русской Сибири становятся не только востребованными, но и доступными, более того такая сеть делает Россию важным транспортным узлом связи в международной экономике. Однако из интервью Цепп-Ларуш оптимизм не брызжет веселыми искорками. Ученая дама убеждена, что главное препятствие проекту составляет монетаристская экономика. Что такие эпохальные проекты необходимы и выгодны только для экономики реальной. Пока же проект спотыкается на дороговизне, сложности и борьбе Росси за свой суверенитет. Идея соединить Аляску и Чукотку появилась еще в конце 19 века. Она принадлежит губернатору Колорадо Уильму Гилипину. В те далекие времена идея была скромнее: паромная железнодорожная переправа. Идея пришлась по душе руководителям Союза тихоокаенских дорог США, вошла в «план Харримана». Под нее Россия строила свой Транссиб, который и ныне является крупнейшей железной дорогой в мире – 9 тысяч км. Проект одобрен Николаем Вторым и легендарным реформатором Витте, военные и финансовые министерства тоже относятся к нему очень положительно. Изыскательские работы и экспертиза дают положительное заключение проекту. Но война, потом революция и проект отложен в долгий ящик. Занималась им и советская власть, но очень вяло, хотя еще Ленин подписал решение о строительстве ж/д по направлению к Берингову проливу. Серьезный возврат к нему пойдет только в 90 годах прошлого века. Тогда даже создается Международная некоммерческая корпорация «Interhemispheric Bering Strait Tunnel and Railroad Group» (IBSTRG), российское название — «Трансконтиненталь». Вашингтон выделяет бюджет размером 10 миллионов долларов на исследования, а РФ одобряет строительство железной дороги Якутск — Магадан с последующим выходом к Беринговому проливу, как составной части ТКМ. В разные году, как ключевые элементы проекта ICL — World Link на территории РФ одобрены проекты ж/д связи по линиям Якутск — Магадан с последующим выходом к Беринговому проливу, Беркакит — Томмот — Якутск до Магадана и Правая Лена — Зырянка — Уэлен. Государственные средства в строительство тоннеля вкладывать не планируется. Это исключительно инвестиционное поле. Однако и риски велики. Критики проекта упирают на то, что технические возможности человечества не безграничны, что ж/д сети на Севере России очень затратные элементы инфраструктуры и не смогут окупиться. Статистические и Финансовые отчеты тоже не радуют. Ведь даже Транссиб и БАМ недозагружен, они не выдерживают конкуренцию с более простыми, а значит дешевыми морскими перевозками. Но это реалии дня сегодняшнего, а за нашей Сибирью стоит скорее завтра. С технической точки зрения критика выглядит странной. Никто не возражает против тоннеля Япония - Корея, когда его длина в два раза превышает тоннель под Беринговым проливом, никто не опасается за технические возможности, а сейсмология и структура дна там гораздо хуже. Все же упреки в экономической неоправданности можно отнести к незавершенности проекта. Да, строить такие дорогие элементы инфраструктуры в таких сложных и малонаселенных районах себе дороже, но иметь их частью мировой ж/д системы будет крайне выгодно. Из обузы и затратной статьи они превращаются в источник стабильного и немалого дохода для страны. Более того автоматически развивают этот малообжитой регион, включают его в карту мировой промышленности. Думаем, что как бы ни было дорого строительство этой инфраструктуры, России будет ее строить во имя будущего развития своей страны. И конечно, нашим политикам просто необходимо заниматься лоббированием этого проекта, а не ждать изменений в отношениях, лучших времен и т.д. Они могут не наступить никогда. А строить сообщение с Новым Светом надо. Будем надеяться, что слова мадам Цепп-Ларуш станут пророческими: «уже через 20 лет под Беринговым проливом будет ходить сверхскоростной поезд на магнитной подушке или какого-то другого типа, и можно будет доехать из Акапулько в Нью-Дели, и это будет быстрее, чем на корабле. Этот проект определенно будет реализован в будущем, и он будет способствовать укреплению мира между Россией и США». Но нам не стоит забывать, что под лежачий камень тоннель не строиться. Вернуться назад |