Как Россия будет использовать «мягкую силу» против ДАЕШ и «цветных революций»
09.03.2016 11:26
Российская "мягкая сила" также основана на понятии справедливости,
принципиальным образом отличающейся от того, что понимают под ней
исламисты
На прошедшей неделе в Академии военных наук обсудили тему
противодействия «цветным революциям» и пришли к выводу о необходимости
разработать концепцию «мягкой силы» для борьбы с ними.
Этот новый термин с легкой руки нашего постоянного эксперта Андрея Манойло сегодня прочно вошел в обиход всех отечественных СМИ.
Концепция
«мягкой силы» подразумевает формирование привлекательной власти или
любой политической силы (включая и оппозицию), которая способна влиять
на поведение, вынуждая массы предпринимать выгодные автору «мягкой силы»
действия. Власть «soft power» основана, прежде всего, не на аргументах
разума, а на силе «информации и образов», на влиянии «смыслов».
Член
Академии военных наук Андрей Манойло также считает «цветные революции»
невыдуманной угрозой. Он отметил профессиональный подход Генштаба к
оценке ситуации и предложенные способы борьбы. Манойло заявил, что
сетевые структуры, занимающиеся вербовкой граждан, должны быть
«приравнены к диверсантам».
«Такие сетевые структуры ничем не отличаются от тех, которые
используют террористы. Опыт Минобороны, накопленный на Северном Кавказе и
в конфликтах последнего времени, может быть успешно применён», — заявил
член академии.
Манойло подчеркнул, что некоторые элементы концепции «мягкой
силы» противодействия уже есть в российской внешней политике, но
представлены в ней весьма схематично и чаще всего как копия наработок
других стран.
Схемы, которыми располагает Генштаб – обширны. Одна из них как
раз и состоит в противодействии «мягкой силе» со стороны
террористических группировок в Сирии. Но о том, что означает угроза
исламизма в концепции «мягкой силы» с их стороны пока еще никто не
говорил. Об этом сегодня и рассуждает доктор политических наук,
профессор МГУ им. Ломоносова – Андрей Манойло…
- Андрей Викторович, ну вот практически все СМИ процитировали
ваши слова о «мягкой силе» нашей страны в условиях противодействия
Западу. Давайте теперь разберемся, что есть такое концепция «мягкой
силы» со стороны террористов…
- Одним из основных
факторов, придающих, наряду с контрабандой нефти и культурных ценностей,
устойчивость существованию таких террористических группировок как ИГ,
Аль-Кайда (действующая с Сирии под названием Джабхат-ан-Нусра) и Талибан
(запрещенные в РФ организации) – это их собственная система идеологии и
пропаганды, которую в последнее время все чаще называть «мягкой силой»
исламистов.
Благодаря отлично
выстроенной идеологической, агитационной и пропагандистской работе,
вербовщики ИГ, Талибана, Аль-Кайды вовлекают в свою деятельность
молодежь (не только мусульманскую, но и новообращенных из числа
христиан). В первую очередь, молодежь восполняет боевые потери
исламистов в живой силе. Кроме того, исламисты вербуют специалистов в
области ведения информационных войн и киберразведки, экономики,
нефтедобычи и освоения недр, а также государственного администрирования и
местного самоуправления.
Значительную роль в
притяжении мягкой силы того же ИГ играет построенное исламистами на
захваченных у Сирии и Ирака территориях особого социального сообщества. В
нем присутствуют принципы социальной справедливости – в том виде, в
котором их понимают идеологи ИГ – наряду с канонами ислама салафитского
толка, являются одним из главных регуляторов общественных отношений.
Молодым людям,
завербованным игиловскими агитаторами, внушается, что они будут жить в
жестком, но справедливом мире. В мире, где справедливость одна: она и
для богатых, и для бедных, а также для полевых командиров и руководства
ИГ. Этого часто бывает достаточно для того, чтобы покинуть свой дом и
отправиться воевать на стороне ИГ в Ливию, Сирию или Ирак.
Многолетняя практика
борьбы с идеологической работой экстремистов показывает, что призыв к
абсолютной справедливости, равенству и братству нисколько не утратил
своей притягательности. В ИГ идут не только молодые люди из низших,
беднейших слоев общества, где с момента рождения у них не было и никогда
не будет никаких жизненных перспектив, но и дети богатых родителей.
Молодые люди на
волне эмоционального порыва, поддерживаемого на должном уровне мягкой
силой исламистов, отдают все свое имущество (деньги, недвижимость,
дорогие машины, ценные бумаги и т.д.) в собственность ИГ. При этом они
не осознают, что становятся такими же нищими, как и моджахеды, пришедшие
в ИГ из дальних аулов.
Этот феномен никто
из политологов не может толком объяснить потому, что его природа лежит в
особого рода притягательности самой мягкой силы. У исламистов ИГ мягкая
сила, безусловно, есть.
Именно благодаря
собственной модели, формату «мягкой силы» исламисты из ИГ, Аль-Кайды и
других группировок могут годами вести вооруженную открытую или
диверсионно-партизанскую войну против всего западного мира.
Они ежедневно
восполняют свои ресурсы за счет помощи разделяющих их взгляды и
политическую позицию политических партий, движений, общественных
объединений, диаспор, легально действующих по всему миру.
- В чем же тогда различия моделей «мягкой силы» ИГ, Аль-Кайды, Талибана и «Братьев-мусульман»?
- Различия
действительно есть. Основой для всех этих моделей выступает радикальный
исламизм, как правило, салафитского толка. Однако, помимо исламизма,
присутствуют различные принципы и механизмы воздействия на
индивидуальное и массовое сознание: у каждой модели есть свои
индивидуальные особенности и различия, определяемые, с одной стороны,
конкретными целями и задачами каждой из террористических организаций, с
другой, — кадрами, отвечающими за идеологию и пропаганду.
ИГ строит свою
идеологическую работу на пропаганде достоинств «нового свободного и
справедливого общества» — всемирного исламского халифата, который они
строят на захваченных землях Сирии и Ирака. Стержневым концептом их
идеологии и мягкой силы является принцип справедливости, защитником
которого они выступают (по их собственному мнению, разумеется). ИГ
выступает за общество равных возможностей, устранение любых сословных
барьеров и за примат принципа справедливости в любой сфере общественных
отношений.
Такой характер
идеологии ИГ, вероятно, связан с тем, что ее разрабатывали не джихадисты
и радикальные суннитские проповедники, а бывшие специалисты по
идеологической борьбе С. Хусейна, попавшие в ИГ в 2006 м – в том самом
году, когда ИГ был образован на базе иракской ячейки Аль-Кайды, при
координирующем участии ЦРУ.
В состав ИГ влилось
двенадцать суннитских группировок, воевавших против оккупировавших
страну войск США и НАТО, которые состояли из бывших солдат и офицеров
армии С. Хусейна и бывших чиновников партии БААС. Вероятнее всего,
именно они разработали для ИГ псевдореволюционную идеологию, довольно
много взявшую у идеологии БААС, арабского возрождения и панарабизма.
В отличие от ИГ,
идеология Талибана весьма неоднородна – она напоминает «слоеный пирог»,
состоящий из трех слоев, или уровней. Причем каждому из этих уровней
соответствуют свои идеологические основания и своя идеологическая
концепция.
Связано это даже не с
тем, что пакистанские талибы отличаются от талибов афганских, и не с
тем, что основу боевых формирований Талибана – движения, не являющегося
национальным, например, пуштунским, — составляют именно пуштуны,
пакистанские и афганские, представленные сотней различных племен; а с
тем, что движение Талибан сегодня переживает поколенческий кризис.
В нем явно
присутствует три различных поколения лидеров, и эти поколения
придерживаются разных ценностей и взглядов на мир. Это порождает кризис,
который сказывается на всех сферах деятельности Талибана, в том числе и
на сфере идеологии.
Эти поколенческие
особенности современного кадрового состава Талибана и определяют общий
характер их идеологии и мягкой силы: в идеологии талибов ярко выражены
точки зрения всех трех поколений, которые даже в рамках одного движения
не могут не конфликтовать между собой.
Для практической
реализации своей модели мягкой силы и идеологического воздействия
Талибан, также как и ИГ, имеет отличный штат агитаторов и
пропагандистов: талибы проводят очень сложные
информационно-психологические операции, как в публичной сфере, так и в
виртуальном интернет-пространстве – блогосфере и социальных сетях.
Иным образом обстоит
дело с идеологией и мягкой силой Аль-Кайды. В отличие от Талибана и ИГ
(хотя ИГ и состоит из вилайетов, но ядро у него все равно в Сирии и
Ираке), Аль-Кайда – террористическая организация, построенная по
сетевому принципу.
Она состоит из
отдельных, автономно функционирующих террористических ячеек, обладающих
высокой степенью свободы в выборе стратегии, тактики, целей, мишеней и
форм осуществления террористических атак.
Наиболее тонко в
плане построения информационной и пропагандисткой работы действуют
«Братья-мусульмане» — террористическая группировка, которую многие
политики и эксперты почему-то любят называть «мягкими исламистами» —
безо всяких оснований.
В отличие от
террористов ИГ и Аль-Кайды, «Братья-мусульмане» никогда не идут
напролом. Они предпочитают подкупать местные элиты и делать то же самое,
но чужими руками. В своей модели мягкой силы «Братья-мусульмане»,
являясь такой же географически распределенной сетевой террористической
организацией, как и Аль-Кайда.
«Братья- мусульмане»
опираются на собственные корпоративные ценности, важнейшим из которых,
после императива «единства всех истинно верующих мусульман», является
опора на высокий уровень интеллекта и образования в среде своего
руководства, на выработку управленческих решений с использованием
ресурсов собственных «фабрик мысли», в которые они привлекают
интеллигенцию со всего мусульманского мира.
Однако, отличие от
других подобного рода организаций, «Братья-мусульмане» имеют собственную
внешнеполитическую концепцию, в которой встроены и существующие сегодня
национальные государства, и международные организации.
В этой концепции
ведущая роль отводится форме участия «Братьев-мусульман» в формировании
мировой повестки и в решении международных проблем, с которыми
«Братья-мусульмане» планируют бороться, создавая под своей эгидой
собственные «волевые коалиции».
Именно с такими
моделями мягкой силы различных террористических организаций приходится
бороться Российской Федерации на различных фронтах, как виртуальных, так
и вполне реальных, таких как война в Сирии.
При этом в
контридеологической борьбе против исламистских группировок, таких как ИГ
и Аль-Кайда, Россия использует собственную модель мягкой силы.
- Тогда коротко еще раз. В чем стратегия нашей, отечественной «мягкой силы»?
- Она основана на
твердой решимости, отстаивать законное право народов самим выбирать свою
судьбу и тех лидеров, которые будут управлять государством.
В этом плане
российская мягкая сила также основана на понятии справедливости, но
справедливости, принципиальным образом отличающейся от того, что
понимают под ней исламисты, «приватизировавшие» общее достояние –
справедливость – и сделавшие ее доступной только для ограниченного круга
«своих».
Когда сирийские
граждане в благодарность за мир и свободу, которые им принесли наши
военные, называют своих детей русскими именами или дают им такие имена
как «Россия», «Армия», когда сирийские солдаты ходят с футболками с
изображением нашего летчика, геройски погибшего, защищая сирийский
народ, это – российская мягкая сила.
Вячеслав Бочкарёв
Источник: http://jpgazeta.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 521
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 633
Рейтинг поста:
Национальной идеи как не было, так и нет, - все боятся вслух произнести слово "справедливость", подменяя его чем угодно, вплоть до расплывчатого и присущего еще 200-м государствам "патриотизма", который вообще не может быть идеей, так как является естественным состоянием любого традиционного общества (и в карикатурном виде - общества гражданского).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 574
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Одними репрессивными методами проблему не решить. это рано или поздно вызовет озлобленность масс и повторение украинского опыта. Проблему надо решать комплексно, работая с населением уже с яслей, путём поощрения его развития в правильное русло, а не прибегая к явным манипуляциям.
Ведь всякие там проповедники, в первую очередь, работают с теми людьми которые потеряли веру (я не про бога). Они приводят им факты, подмешивая ложь, и приводят к мысли, что ситуацию невозможно исправить без кардинальных мер. Если человек становится невостребованным обществом, то рано или поздно он мажет стать опасным.
В общем либо автор, когда статью писал, либо, я читая её, были уставшими. Но я этот полубред не разобрал. Может и от того и не правильно всё воспринял?
--------------------