Путин и народ могут не думать о президентских выборах
Четыре года назад Владимир Путин был избран президентом России. В
первые два раза Путин избирался президентом еще тогда, когда полномочия
главы государства измерялись четырьмя годами, но теперь срок увеличен до
шести лет. В оставшиеся два года Путин не будет готовиться к
переизбранию, он будет занят геополитикой и реформированием
экономической системы страны.
Если бы в 2009 году не были приняты поправки в Конституцию, то на днях мы бы выбирали президента страны.
«Конкурента
у Путина не может появиться: до тех пор, пока ему доверяют люди, он
безальтернативен, потому что доверие не делится надвое»
Им
бы снова стал Путин, но предвыборная кампания принесла бы большие
деньги политтехнологам и пиарщикам кандидатов, причем тратились бы те,
кто понимал, что никаких шансов выиграть на выборах нет, но нужно
подтвердить свой статус главной оппозиционной партии или растущего над
собой бывшего олигарха, а ныне перспективного политика. В общем,
кандидаты работали бы на будущее, и сами выборы были бы очень дорогим
социологическим опросом населения. Увеличение срока перенесло выборы с
2016-го на 2018 год, и сейчас партии увлечены осенними выборами в
Госдуму.
И в отношении президента можно ограничиться простым
опросом – по последним данным ВЦИОМ, за Путина готовы проголосовать 74
процента избирателей. Это на 10 процентов выше результата выборов марта
2012 года и почти вдвое больше, чем давали опросы осени 2012-го. Тогда
за Путина, уже год подвергавшегося массированной информационной атаке
(начавшейся после сентября 2011-го, когда было объявлено о его
выдвижении в президенты), готовы были проголосовать всего 40 процентов.
Те атаки давно уже забыты – после Крыма сторонниками президента стали
многие из тех, кто в 2011–2012 был настроен против него. Вырос его
рейтинг среди сторонников оппозиционных партий – в полтора раза среди
коммунистов (до 25 процентов), вдвое среди справороссов (40 процентов) и
в два с половиной раза среди элдэпээровцев (33 процента).
Путин
окончательно стал надпартийным президентом – с ним ассоциируется
Народный фронт, а не «Единая Россия», которую возглавляет Дмитрий
Медведев и которая является лишь одной из частей ОНФ. Фактически Путин
как глава государства опирается на широкую партийную коалицию, к которой
можно отнести три парламентские партии, а по внешнеполитическим
вопросам и коммунистов. Но вовсе не партии являются опорой президента,
главная его опора – это народная поддержка. Можно называть это
популярностью, рейтингом, но вообще-то речь идет о доверии. Именно
доверие людей к Путину является источником его силы, его независимости
от групп влияния, политических или бизнес-кругов, дает ему возможность
проводить самостоятельную внешнюю политику.
Подтверждением этой
поддержки являются выборы, и в 2018 году Путин снова получит кредит
доверия. Да, кредит, потому что, хоть люди ценят и поддерживают его за
уже сделанное им, не меньшую роль в том, что за него голосуют снова и
снова, играет и уверенность, надежда, расчет на то, что Путин будет идти
вперед, решать проблемы и отвечать на вызовы, становиться сильнее. То
есть делать сильнее Россию – потому что люди видят и верят в то, что это
является главной целью его жизни. Поэтому голосование за Путина в 2018
году будет объясняться не житейскими «от добра добра не ищут» или «коней
на переправе не меняют», это будет одновременно и оценкой его
деятельности в предыдущий период, и авансом на будущее.
Если бы
президентская кампания у нас начиналась за полтора года до выборов, как в
США, то предвыборная гонка развернулась бы уже этой осенью, сразу же
после завершения думских выборов – но ничего подобного не будет.
Если в Америке выбирают главного менеджера исполнительной власти – с
достаточно ограниченными штатами и Конгрессом полномочиями – то у нас
речь идет о выборах реального руководителя государства. В России власть
сейчас сосредоточена в Кремле, и никакие бывшие олигархи или элитные
кланы не могут ни манипулировать президентом, ни навязывать ему свою
волю. Само устройство вертикали власти в стране все еще находится в
процессе поиска оптимальной формы – после разрушения советской модели, в
которой стержень вертикали составляли партийные и советские органы,
выстроенные с самого нижнего уровня до самого верхнего, от земли и до
Кремля, новая структура еще только формируется. Вертикаль от села до
Москвы не восстановлена – идут поиски того, как сочетать жизненно
необходимое усиление местного самоуправления с потребностью в
эффективной вертикали власти. Президент является не просто главой
исполнительной власти – он гарант Конституции в самом широком понимании
этого слова. В условиях федеративного государства, при переходной,
неустойчивой социально-экономической модели, в период все усиливающегося
внешнего шторма от него реально зависит очень многое. Поэтому чем
опытней глава государства, тем спокойнее люди насчет будущего страны.
Ограничения
по срокам были записаны в нашей Конституции под влиянием западных
образцов, но то, что подходит для США или Франции, не отвечает
российской традиции. Там президент лишь часть правящей номенклатуры,
реальная власть находится в руках финансово-политической элиты,
достаточно узкого круга, в основном формируемого по наследственному
принципу. По сути, президент Франции или США – это временный генеральный
директор корпорации, акционерами которой формально являются все
граждане государства, но контрольный пакет и принятие стратегических
решений в которой закреплены за советом директоров, и его невозможно ни
переизбрать (рядовым «акционерам»), ни разогнать («генеральному
директору»). Да, этого гендиректора выбирают на общем собрании всех
акционеров, но он прекрасно понимает правила игры и даже не пытается
выступать против «совета директоров». В России роль президента
принципиально другая: царь не марионетка бояр, не глава элиты, а
контролирующий, а иногда и карающий инструмент народа, тот, кто
отстаивает интересы людей, принуждая номенклатуру или формируя ее новый
состав.
Поэтому смена главы государства в России происходит или в результате
заговора недовольной им элиты, или вследствие утраты им доверия народа.
Для того чтобы люди решили поменять Путина на кого-то другого, он должен
«выйти из доверия», утратить народную поддержку. Конкурента Путину не
может появиться именно по этой причине – пока ему доверяют люди, он
безальтернативен, потому что доверие не делится надвое. Поддержка
Ельцина на рубеже 90-х стала следствием разочарования в Горбачеве – в
глазах народа он провалился гораздо раньше, чем рухнул СССР. И именно
утрата доверия к Горбачеву позволила так легко раскрутить Ельцина.
Могут
ли люди разочароваться в Путине? Опыт его руководства страной не дает
поводов для таких ожиданий – с ним могут не соглашаться по тем или иным
вопросам, считать неправильным его экономический курс, осуждать
скрытность его личной жизни, требовать от него большей жесткости к
номенклатуре, но при этом все равно видеть в нем работающего на благо
страны человека.
Он меняется вместе со страной, проходит
испытания вместе со страной, ищет ответы и рецепты, принимает решения и
пытается добиться их исполнения, несет огромную ответственность за все,
хорошее и плохое. Единственная его политическая привилегия – он может не
думать о выборах.
И это на самом деле важно и хорошо не для
него, а для всех нас, потому что если бы Путин думал о переизбрании, то
он был бы таким же беспринципным и осознающим свою беспомощность перед
лицом действительно важных проблем политиком, как большинство
наблюдаемых нами на Западе «первых лиц». А так он может «просто»
руководить государством – и никто не будет отвлекать «судьбоносными
выборами» ни его, ни русский народ от действительно важной работы по
обустройству России. По крайней мере, до 2024 года. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|