Земля Большого Медведя
Особенности нашего Заполярья
Греческое слово ἀρκτικός, которое и дало название Арктике, означает
"земля Большого Медведя". Древние греки, ориентировавшиеся в своих
морских путешествиях по солнцу и звёздам, знали, что над точкой
географического севера всегда расположена неяркая Полярная звезда. А
направление на неприметную Полярную звезду легко найти, продлив линию,
идущую через ковш Большой Медведицы, который ярко сияет на
завораживающем небосводе северного неба. С тех пор так и повелось:
хочешь попасть в Арктику — ищи Большого Медведя. Он приведёт тебя к
богатствам Севера.
Конечно, сами греки и их последователи, римляне, так и не увидели красот
Арктики. Для древнего мира земли севернее виноградников Франции и
туманных берегов южной Англии были "ледяной пустыней". Шутка ли — уже на
южном берегу Азовского моря не растут оливки, а севернее — так и вообще
полгода на земле лежит плотный полуметровый слой снега, который жители
Средиземноморья могли видеть у себя лишь на вершинах высоких гор.
Арктику освоили совсем другие народы, те, кого греки и римляне
презрительно называли "северными варварами". Для этих суровых людей
жизнь шла по другим законам: они не могли ждать, когда созревшие
мандарины и оливки Средиземноморья сами упадут к их ногам, они не могли
возлежать на мраморных скамьях, потягивая вино и закусывая его козьим
сыром и сладкими фруктами. Для покорителей Арктики она была не
праздником и негой, но всегда — испытанием и заслуженной, выстраданной
наградой.
Скандинавы, англичане, американцы, и, в первую очередь — русские, стали
теми, кто освоил современную Арктику. Земля Большого Медведя рьяно
охраняла свои богатства, но столь же щедро и одаривала тех, кто мог
дойти до цели своего пути, на её холодных просторах. Награда в Арктике
всегда ждала героев — ведь то, что в Средиземноморье уже кто-нибудь, да и
подобрал за тысячи и тысячи лет человеческой цивилизации в "сердце
мира", тут, в Арктике, лежало нетронутым. Фраза "где не ступала нога
человека" — это о ней. О земле Большого Медведя, о земле сильных телом и
духом людей.
Сегодня романтика и порыв освоения Арктики уже во многом сошли на нет, и
подвиги Дежнёва и Баренца, Толстоухова и Франклина, Нансена и Пири,
Челюскина и Чкалова кажутся историями из какой-то другой реальности. Из
реальности, в которой люди упорно и упрямо шли, плыли, летели вперёд, на
север — в место, где, казалось бы, ничего нет.
Но все эти исследователи и покорители Арктики открывали, раз за разом,
новые земли, новые пути и новые богатства, которые потом начинали
служить людям.
Чем же ценна сегодня Арктика — и за что борются сегодня
ведущие арктические (и мировые) державы на извечной земле Большого
Медведя?
Во-первых, стоит сразу упомянуть, что Арктика, в отличии от Антарктиды,
второго "полюса холода" Земли, всё время являлась точкой столкновения
насущных политических и военных интересов мировых держав. Вокруг
Северного Ледовитого океана расположены территории России и США, к
Арктике примыкают и территории многих европейских стран, также
претендующих на свою роль как в мировом устройстве, так и в освоении
региона.
И если в случае Антарктики мировые державы в итоге договорились, по
факту, о международном варианте мирного и экстерриториального освоения
Антарктиды и прилегающих к ней островов и морей, то в случае Арктики —
указанное пересечение и даже столкновение интересов диктует совсем иную
картину. Ведущие арктические державы ведут на земле севера непримиримую
борьбу, постоянно доказывая свои права на территории, морские пути,
богатства океана и ископаемые континентального шельфа. Кроме того,
Арктика в той или иной степени, в отличии от Антарктики, милитаризована —
практически все страны арктического бассейна понимают, что любое
глобальное противостояние вовлечёт в себя и северные моря и земли.
Именно через Арктику лежат кратчайшие пути полёта стратегических
бомбардировщиков, баллистических и крылатых ракет, в Северном Ледовитом
океане и прилегающих к нему морях расположены основные позиционные
районы подводных лодок-ракетоносцев.
Поэтому арктический вопрос сегодня, безусловно, политизирован и имеет
чёткую военную окраску: каждый шаг арктических держав вперёд, в реальном
освоении региона, учитывает и специфику будущей обороны завоёванных
рубежей и защиту своей основной территории — будь то Нью-Йорк или Чикаго
в случае США, или же Москва и Санкт-Петербург — в случае России.
Ведь география планеты Земля никак не поменялась с момента 1937 года,
когда экипаж Валерия Чкалова на самолёте АНТ-25 совершил первый
беспересадочный перелёт Москва-Северный Полюс-Ванкувер.
Во-вторых, нынешняя Арктика — это уже не только пушнина и олени, китовый
ус и мясо нерпы. Прошло то время, когда Арктику осваивали торговцы и
охотники: сегодня в Арктике первую скрипку играют нефтяники, газовики и
судовладельцы.
Арктика — последняя нетронутая природная кладовая, громадный запас
ископаемых углеводородов, чья нехватка и высокая стоимость определяли
все попытки выхода из "углеводородного тупика", в который мир попал в
конце ХХ — начале XXI века. Именно нефть Аляски спасла США в момент
нефтяного кризиса конца 1970-х годов, только газ Ямала сегодня позволяет
России не снижать экспорт "голубого топлива", лишь от нефти и газа
Северного Ледовитого океана может зависеть будущее Норвегии, США, Канады
и России как поставщиков углеводородов на мировой рынок.
Карта «национальных секторов» Арктики с указанием количества нефтегазовых запасов (в млрд. тонн условного топлива)
Да, освоение Арктики связано с огромными инфраструктурными издержками.
Ни проекты США на Аляске, ни проекты "Газпрома" на Ямале, ни начинания
"Статойла" и "Роснефти" на шельфе Северного Ледовитого океана — это не
лёгкая нефть Саудовской Аравии и не дешёвый газ Катара и Ирана. Но —
кроме Арктики пока что в мире нет более доступных и значительных
месторождений углеводородов, которые бы могли существенно повлиять на
мировую добычу нефти и газа. Все остальные альтернативы, как говорится,
"ещё печальнее". А что касается инфраструктуры — то ведь она никуда не
исчезает. Вспоминая времена древнего мира, изнеженных греков и римлян —
то и на месте Москвы когда-то был непроходимый лес и топкие болота. А
население Тюменской области составляло меньше миллиона человек ещё в
1950-м году, при том, что сегодня в области живёт и работает более трёх
миллионов человек.
Важно и то, что Арктика меняется на наших с вами глазах. Глобальное
потепление — не выдумка, а происходящий вот уже на протяжении полувека
объективный процесс. На Земле практически каждый следующий год теплее
предыдущего, а в Арктике этот процесс ещё и идёт с ускорением от
общемировой тенденции. И суть тут не в том, бояться ли глобального
потепления или, тем более, бороться с ним, а в том, как его
использовать. Россия вообще от глобального потепления получает массу
жирных плюсов при малом числе весьма хилых минусов — поэтому борьба
против глобального потепления в самой холодной стране мира по факту
отдаёт чертами старой шутки о "борьбе пчёл против мёда". В текущем
положении России гораздо выгоднее использовать существующие мировые
процессы и "оседлать волну" глобального потепления, нежели, подобно Дон
Кихоту, пытаться бороться с ветряками "выбросов парниковых газов" и идти
по пути самоограничения собственной промышленности в попытке остановить
глобальный процесс роста температур.
В Арктике процесс роста среднегодовых температур приводит к тому, что
регион получает в своё распоряжение как минимум два стратегических
морских пути — российский Северный морской путь и американско-канадский
Северо-Западный проход. Оба эти маршрута значительно сокращают время
пути морских грузов вокруг Евразии и вокруг Северной Америки, позволяя
избегать теснин Малаккского и Баб-эль-Мандебского проливов, а также
прохода Панамского и Суэцкого каналов.
Глобальное потепление открывает эти морские пути не на два-три месяца в
году, как это было в 1950х-70х годах, а позволяет осуществлять навигацию
в Арктике и четыре, и шесть месяцев — в зависимости от уровня повышения
температуры. А при наличии мощного ледокольного флота фантастика
круглогодичной навигации по Северному морскому пути может стать обычной
реальностью — что радикально сократит время и стоимость доставки грузов
из Юго-Восточной Азии и Японии в Европу и обратно.
Все перечисленные процессы: военное освоение региона, формирование
законодательной базы территориальных претензий и приобретений, освоение
ресурсов океана и шельфа, глобальное потепление и транспортная связность
Арктики — находятся в органической взаимосвязи.
Вооружённые силы обеспечивают стабильность и управляемость территории —
пример защиты платформы "Приразломная" от нападения "зелёных гоблинов"
из "Гринписа" ещё у всех на слуху. Экономическое освоение Арктики
позволяет разделить инфраструктурное бремя между многими отраслями
экономики и окупить развитие региона. Пока человечество не решило вопрос
углеводородного топлива, составляющего основу мировой экономики — будет
идти и объективный процесс глобального потепления. Ну а транспортная
связность Арктики будет расти в связи с этим процессом — по мере
улучшения условий Северного морского пути и процесса его разумного
инфраструктурного освоения.
Арктика ждёт своих новых героев. Людей, которые придут на землю Большого
Медведя, чтобы остаться на ней и жить. В конце концов, когда-то для
греков и римлян магическая "линия винограда", которая показывала нулевую
изотерму января, была реальным "концом мира". Севернее этой линии,
проходящей по отрогам Крымских гор и Кавказа, жизни, в их представлении,
не было — там существовали лишь непонятные северные варвары, которых
греки называли скопом: Σκόλοτοι, скифы, "лучники".
Греки и римляне ушли в прошлое, а скифы — остались. Выжили, обустроили
свой северный мир — и замахнулись на то, что было недоступно жителям
благодатного Средиземноморья.
"Мильоны — вас. Нас — тьмы и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с
нами! Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!" — это про нас.
Ведь если не мы покорим землю Большого Медведя, то кто же, кроме нас? Алексей Анпилогов Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|