«Арктика является важнейшей частью территории России!» — заявил в августе 2014 года на Селигере Владимир Путин. «Это наша территория, мы будем возрождать всю инфраструктуру военную, инфраструктуру МЧС, в том числе потому что нам нужно обеспечить безопасность прохождения конвоев и судов по торговым путям», -пояснил президент. Именно Арктике сосредоточены общепланетарные запасы минерального сырья. Арктический регион играет важную роль с точки зрения обеспечения безопасности России, ее северных границ. При этом Владимир Путин подчеркнул, что Россия всегда будет действовать в этом регионе в рамках международных правовых норм: «Многие воспринимают активность России в Арктике настороженно, опасаются этого, но страна будет действовать исключительно в рамках международного права»
Сегодня на русском севере 65% российской нефти, 90% газа и 63% газового конденсата, что обеспечивает формирование 37% доходов бюджета РФ.
Вместе с тем в Арктическом регионе сегодня пересекаются интересы многих государств, в том числе и достаточно удалённых отсюда, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, и это требует от России создания военной инфраструктуры для контроля и защиты экономической морской зоны, достигающей одного миллиона квадратных километров.
Поэтому с середины 2013 года началось восстановление нашего военного присутствия в Арктике. В октябре отряд кораблей в составе атомного крейсера «Пётр Великий», атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» совершил 2000-мильный поход через Баренцево море, Карское море и море Лаптевых до Новосибирских островов в районе дельты реки Лены, доставив на остров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоки и более одной тысячи тонн материальных средств, имущества и горюче-смазочных материалов. План похода предусматривал и высадку на самой северной точке острова Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа.
В ходе этого похода был проведён сбор информации об изменении навигационно-гидрографической обстановки, корректуре карт и морских лоций, а так же изучению возможностей плавания неледокольных судов в высоких широтах.
Возвращение в Арктику потребует модернизации наших флотов. В первую очередь Северного флота. В рамках этой программы планируется постройка восьми фрегатов типа «Адмирал Горшков» и шести сторожевых кораблей типа «Адмирал Григорович». В 2018 году к атомному крейсеру «Петр Великий» присоединится вставший на ремонт и модернизацию его «систершип» «Адмирал Ушаков». Также в составе Северного флота имеется и единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Но даже после выполнения всех нынешних планов боевые возможности флотов лишь выйдут на уровень начала 90-х, и потребуется новая кораблестроительная программа, которая окончательно закрепит за Россией звание арктической державы.
Конечно, главная ударная сила флота — это его ракетно-ядерные подводные лодки. Арктический ледовый щит надёжно прикрывает их обнаружения средствами воздушной и космической разведки, а трудная гидрография снижает возможности их обнаружения лодками-охотниками. Поэтому полным ходом идёт модернизация проекта 667БДРМ, которые оснащаются новыми ракетами «Синева». Одновременно с их модернизацией в состав флота начали входить новейшие атомные подводные крейсера 955 проекта «Борей» с новыми ракетами «Булава». До 2020 года планируется построить восемь таких кораблей для Северного и Тихоокеанского флотов.
Одновременно с этим Россия начала восстановление авиационной арктической инфраструктуры. Полным ходом идёт строительство всесезонного аэродрома «Темп» на острове Котельный. Начались работы по расширению одной из ключевых авиабаз Севера в Тикси. Проведена модернизация взлетно-посадочной полосы аэродрома Амдерма на Новой Земле.
Уже в этом году начнётся восстановление самого северного в мире ледового аэродрома на острове Греэм-Белл в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Во времена СССР это был аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков, расстояние до Северного полюса составляет 896 километров. В разной степени оперативной готовности находятся и другие арктические базы ВВС в Анадыре, Мончегорске, Оленьей и Воркуте.
Модернизация аэродромной инфраструктуры позволит в случае любой угрозы сосредотачивать здесь мощную авиационную группировку, способную надёжно прикрыть Россию с арктического направления.
Всё это позволяет утверждать, что Север и Арктика являются одним из стратегических для будущего России регионов и свои национальные интересы здесь Россия намерена надёжно защитить!