Евгений Бень: Путин и пять узлов российской геополитики 22.12.2015 16:33
Фильм
«Миропорядок» не о том, как принимались решения, и что происходит на
Западе. Это фильм о специфике российского движения изнутри – во внешний
мир
В
воскресенье на канале «Россия1» состоялась премьера документального
фильма Владимира Соловьева «Миропорядок», в котором главную роль играло
интервью с президентом РФ Владимиром Путиным.
При этом в
фильме были и интервью таких заметных персон, как Джулиан Ассанж,
Доминик Стросс-Канн, Первез Мушарраф, Эмир Кустурица, Оливер Стоун и
другие.
Фильм
произвел эффект разорвавшейся бомбы. Рекордная популярность составила
23,6 процента от всех москвичей. В основном за счет остроты тем,
затронутым в разговоре с главой государства.
Своим впечатлением от фильма делится наш постоянный эксперт, политолог и публицист Евгений Бень…
- Евгений Моисеевич! Что нового вы узнали из фильма «Миропорядок»?
- Думаю, этот фильм
получился значимее первоначального замысла той телевизионной команды,
которая его задумала и снимала. Глубинный смысл этому фильму придает
разговор с президентом РФ. Владимир Путин говорит в фильме не просто на
языке политики, на котором интервьюер задает вопросы, а на языках
политологии, историософии и исторической метафизики. Но при этом Путин
передает свои размышления так, чтобы они были доступны самому широкому
кругу телезрителей.
- В
одном из интервью вы сказали, что считаете этот фильм главным
общественным телевизионным событием года… Хотя были и фильм «Крым. Путь
домой», и выступление президента на Генассамблее ООН, и на ежегодной
телевизионной пресс-конференции… Почему для вас это главное
телевизионное событие года?
- Наверно, потому
что Путин впервые достаточно четко и исчерпывающе сформулировал
российскую методологию картины современного мира и отношение к
миропорядку, который сложился. Он сказал о динамике этого миропорядка в
прошлом и возможной динамике в будущем. Недаром фильм так и назвали –
«Миропорядок».
Теперь конкретно о том, что я почерпнул, и что мне кажется важным в плане видения Путиным исторического процесса.
Существует
универсальная традиция российской религиозной философии, которая
включает в себя славянофилов и западников XIX cтолетия, а потом
религиозных мыслителей XX века. Традиция, условно берущая начало и от
Аксаковых (славянофилы), и от Чаадаева (западники). Потом эту традицию
подхватывают столь разные мыслители как Константин Леонтьев, Владимир
Сергеевич Соловьев, Сергей Булгаков, Николай Бердяев…
Бердяев создает труд
«Русская идея», в котором формулирует свое представление об открытой
миру русской идее сквозь призму самого-самого широкого спектра ее
составляющих основ: славянофилов, западников, народников и даже
революционеров… То есть Бердяев видит весь ход нашей истории в
комплексе. И Путин не случайно в прежние годы цитировал то Ивана Ильина,
то Николая Бердяева.
Еще до начала
украинских событий в «Коммерсанте» прошла информация о том, что
руководство «Единой России» рекомендовало госчиновникам чтение трех
русских религиозных мыслителей XX века – Владимира Соловьева, Николая
Бердяева и Ивана Ильина. И это мне кажется вовсе не лишним – напоминать
еще раз о духовных столпах – после десятилетий брежневского
агрессивно-атеистического маразма и ельцинского бандитизма. Пусть даже и
в форме циркуляра.
В фильме
«Миропорядок» Путин, продолжая традицию отечественной историософии,
отчетливо обозначает принципиальные узлы состояния России именно
контексте современности.
Узел первый и
очень существенный: в основе политики в отношениях между государствами
лежит не мораль, а интересы государств. Мораль естественна в отношениях
между мужчиной и женщиной, между друзьями, между людьми вообще. В
политике этого нет. Но зато отношения между государствами могут быть
последовательными и прозрачными. И именно здесь все-таки можно говорить о
морали. Как раз Россия, выявляя в наше время жесткую последовательность
своего внешнеполитического курса, способна оказывать воздействовать на
состояние мира, в том числе и нравственное.
Узел второй:
в политике существует соблазн обманывать самого себя. И в сегодняшней
политике обман самого себя – захлестывает некоторых политических
лидеров. Например, американская экономика стимулирует расшатывание
Ближнего Востока, пространства бывшего Советского Союза, и тяжелые
последствия этого широко известны. На этом фоне определенные современные
политические деятели искренне внушают сами себе, что они экспортируют
демократию, правовые нормы, представление о глобальном мире и так далее.
Но ведь механически переносить свою модель развития на другие страны
просто невозможно. И никогда не было возможно. Достаточно просто
посмотреть на исторический процесс. Это как раз отстаивает современная
Россия.
Узел третий отражает очень интересный момент: у нас, как и у любого государства,
есть пропагандистская машина. Она и должна быть. Но издержки любой
пропаганды тоже неминуемы. Да, современная Европа очень зависит от США.
Но при этом списывать Европу со счетов – клишированное заблуждение. И
Путин об этом говорит. Конечно, мир уже не европоцентричен, как веками
раньше. Тем не менее, Европа – это 300 млн. населения, высокоразвитая
экономика, евро – единственная валюта, реально конкурирующая с долларом.
Историческое значение Европы велико. Пока существуют европейская
культура и наука – Европа была, есть и будет очень значимой. И Россия
много столетий связана с ней общим кровотоком.
Узел четвертый состоит в том, что Путин, несмотря на видение единого пространства всей
российской истории, подчеркнул, что внешнеполитический курс современной
России не тождественен внешнеполитическому курсу СССР.
Я полагаю, что речь
идет, прежде всего, о брежневско-хрущевском периоде, когда
марксистско-ленинская идеология превратилась в демагогию и пустую
брехню. Путин об этом не говорит, но с середины 1950-х в стране
случилась большая беда: на протяжении четверти века грандиозной империей
управляли, образно – и не очень – говоря, днепропетровские колхозники.
Их представления о внедрении не мытьем – так катаньем по всему миру
абстрактных идеалов международного рабочего движения не имеют никакого
отношения к современной России, которая претендует на свою органичную
государственную самоидентификацию.
И, наконец, узел пятый.
Очень важно, что Путин отчетливо сказал, что Советская Россия в первые
десятилетия после 1917 года была мощным, привлекающим внимание всего
мира государством. И те новые веяния, которые предложила тогда Советская
Россия, были очень интересны западному миру и имели там влияние. Путин
также упомянул деятельность советской разведки той эпохи. Она вызывает
огромное уважение.
Для меня важно, что в
этом интервью, получается, были особенно подчеркнуты место и роль
сталинского СССР в глобальной истории России. Это место еще, как ни
парадоксально, по-настоящему не изучено, поэтому нам еще предстоит
разносторонне понять и осознать его спустя десятилетия. Вплоть до того,
чтобы лучшее взять в завтрашний день, а трагические страницы, заново
трезво осмыслив, оставить в прошлом. По моему убеждению, меньше всего
здесь нужно полагаться на разнополярные мнения и образы писателей
прошлого, как советской историей согретых, так и попавших в ее
мясорубку, – скажем, на представления Шолохова или Солженицына.
Исходя из
размышлений президента в фильме «Миропорядок», представляется, что Путин
– в своем роде первый в истории государственный деятель – практик
российской общественно-духовной традиции. Той традиции, которая создана и
продолжена исканиями таких мыслителей как Хомяков, Аксаковы, Чаадаев,
Владимир Сергеевич Соловьев, Бердяев…
Но практику всегда труднее всех.
- Как бывший телевизионщик могу точно сказать, что интервью со спикерами писались загодя, а с Путиным частично уже в декабре…
- Но тот факт, что
фильм вышел именно сейчас – не случаен. Это закономерно потому, что
намечается новый исторический этап во взаимоотношениях с Западом. Позади
два ключевых и в то же время тяжелейших года.
Россия и Кремль
пошли ва-банк. Рискуя многим, в том числе финансово-экономическими
аспектами, мы хотим добиться национально-государственной
самоидентификации для того, чтобы Россия показала свое место в мире и
смогла участвовать в изменении картины мира.
Последний этап этого
двухгодичного цикла заключается в разрешении ближневосточного кризиса с
помощью операции ВКС России и в налаживании партнерских взаимоотношений
с США и Европой. Это уже происходит. Уже госсекретарь США Керри
оказывает нам знаки внимания, налажены контакты с президентом Франции
Олландом, – все это говорит о том, что горизонты «перезагрузки» не за
горами.
Когда «перезагрузка»
произойдет, мы больше не будем жить в кризисном мире. Об этом я много
говорил на страницах «Журналистской правды». В частности, про
размежевание. Очень важно было разойтись, чтобы потом на новой основе
понимать друг друга. Мы, надеюсь, будем жить в мире, где учитываются
ценности оппонента, в том числе российские ценности.
Это очень сложный
исторический вираж. О нем не раз писал Николай Бердяев в своих работах. О
том, что у России свое уникальное место в мире в силу множества
факторов, в том числе и в силу ее особенного географического
местоположения. Бердяев писал о том, что России еще предстоит это место
высветить. Через сложности, трудности, но это будет… И в словах Путина в
фильме «Миропорядок» это есть.
-
Евгений Моисеевич! Скажу теперь свое мнение о фильме. С точки зрения
телевизионной технологии, он сделан очень профессионально, но… Мне не
хватило здесь интервью людей, которые затеяли всю эту бучу на Ближнем
Востоке. Блэйера, который признал ошибку, связанную со вторжением в
Ирак, Шредера и Ширака, которые были против… Саркози, который развязал
конфликт в Ливии и так далее… Вам так не кажется?
- Я думаю, это был
бы другой фильм, на другую тему. А фильм «Миропорядок» не о том, как
принимались решения, и что происходит на Западе. Это фильм о специфике
российского движения изнутри – во внешний мир.
Зато мне в этом
фильме хватило совершенно блистательного эпизода от 9 марта 2011 года, в
котором уже обреченный Каддафи говорит о том, что, если разрушат Ливию,
то через Италию и Грецию хлынут потоки беженцев в Европу, и это
обернется для нее катастрофой. Я об этом пророчестве Каддафи раньше не
знал.
- Путин
говорит о многополярном мире, а Запад воспринимает это как желание
возродить Советский Союз. Они этого очень боялись еще со времен распада
СССР, поэтому вкладывали бешеные деньги в российские НКО. Путин убеждает
их, что Россия не СССР, при этом мы хотим сохранить влияние на бывшие
советские республики. Яркий пример: Грузия и Украина. Вполне
естественно, что волнуются страны Прибалтики и даже Казахстан с
Белоруссией… Так как убедить Запад, что Россия не СССР? Как разрубить
этот узел противоречий? Где найти точки соприкосновения?
- Я думаю, нужно
более отчетливо артикулировать. Крым – это одна ситуация. Это была боль
русского сердца. Здесь проливали кровь еще в Крымскую войну и, конечно, в
битве с фашистами за Севастополь. Крым Хрущев просто с бухты-барахты
перекинул своим землякам и даже не потрудился де-юре это толком
закрепить.
России, не
исключено, надо как можно четче (а, возможно, и чаще) сейчас разъяснять,
что никаких территориальных претензий ни к Прибалтике, ни к Белоруссии и
Казахстану, ни к другим странам у нас нет и не будет.
Вячеслав Бочкарёв Источник: http://jpgazeta.ru/.
Рейтинг публикации:
|