После длительных обсуждений, копьеломаний, горячих диспутов и бесчисленных статей и эфиров на тему формирования эффективной системы воспитания (с «молодых ногтей») в России дело с мёртвой точки вроде бы сдвинулось. 29 мая правительство РФ приняло распоряжение, предлагающее утвердить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации. Стратегия, а это следует из документа, рассчитана на перспективу до 2025 года.
Не успел документ появиться на официальном сайте кабинета министров РФ, как у него тут же появились свои критики. О критиках чуть позже, а пока стоит обратить внимание на саму правительственную программу – на самые важные её части.
Из раздела «Общие положения» Стратегии: <!--QuoteBegin--><!--QuoteEBegin-->Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.(…)
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.<!--QuoteEnd--><!--QuoteEEnd-->
Среди указанных разработчиками Стратегии целей указано (пожалуй, впервые в новейшей истории) то, что воспитание подрастающего поколения – это стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий как государства, так и общества.
Если обращаться к российской законодательной ретроспективе, то можно обратить внимание на то, что ранее само понятие «воспитание ребёнка» было каким-то размытым и чуть ли не бесцельным. Всё преподносилось так, что наша рыночная экономика сама разберётся, кого, зачем и по каким законам воспитывать, а кого можно изначально позиционировать как представителя этаких экономических задворков. Если утрированно, то примерно так: ребёнка воспитают товарно-денежные отношения, а уж защищать или не защищать Родину, уважать или не уважать своих родителей, учителей, сверстников – это он должен решить сам, ибо у нас, понимаешь, СВОБОДА и ДЕМОКРАТИЯ…
В правительственной Стратегии выделяются сразу несколько важнейших воспитательных направлений.
Первое. Это поддержка семейного воспитания. Внимание обращается на популяризацию культуры воспитания семейных профессиональных династий, семейного отдыха и занятий спортом, популяризацию семей с тремя и более детьми. Здесь же указывается на государственную помощь в целях просвещения и консультирования родителей по вопросам права, медицины, образования и т.п.
Второе. Это воспитание в образовательной среде. Другими словами, значимой признаётся роль дошкольного, начального, среднего и последующих ступеней образования в плане реализации воспитательных концепций. Что для этого предполагается делать на основании программной Стратегии: <!--QuoteBegin-->
<!--QuoteEBegin-->полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально экономического профилей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности.<!--QuoteEnd-->
<!--QuoteEEnd-->
Чтение! Это ведь тоже, возможно, впервые, когда на столь высоком уровне в современной России упоминается воспитательная роль чтения, о котором в последнее время многие вспоминали не как об одной из возможностей познания мира, а как о каком-то навязанном посторонними людьми занятии, не способном приносить потребительское удовольствие… А именно потребительское удовольствие в формируемом у нас в стране обществе с некоторых пор в большом почёте...
Из документа о воспитании ребёнка в образовательной среде:
<!--QuoteBegin-->
<!--QuoteEBegin-->совершенствование условий для выявления и поддержки одарённых детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.<!--QuoteEnd-->
<!--QuoteEEnd-->
И снова – хорошо забытое старое. Это, к примеру, термин «трудовая и общественно-полезная деятельность». Лет 25 как минимум такой термин систематически вымывался из образовательной системы. Ребёнок позиционировался как индивидуал, который стоит либо на вершине всего образовательно-воспитательного процесса, либо вообще парит над ней… Этакое божество, с которого необходимо разве что сдувать пылинки, ибо это «божество» имеет права, но не всегда близко к пониманию наличия у него ещё и обязанностей. Методика воспитания через общественно-полезные нагрузки вдруг стала восприниматься как некое посягательство на личность ребёнка. Даже элементарный труд по мытью пола в кабинете (классной комнате) с некоторых пор в целом ряде образовательных организаций и учреждений – это для ребёнка табу. Мол, не его это дело – вдруг это будущий Менделеев, Туполев, Капица или Шолохов - придёт уборщица и помоет, не его это дело, слышите, не его! Будто бы Шолохова не учили заботиться о чистоте того места, в котором он жил… Складывается впечатление, что до сих пор в некоторых наших учебных заведениях царит этакая «соросовщина» - психология тотальной либерастии, когда люди вполне сознательно не выводятся из состояния инфантилизма, чтобы в будущем им можно было, простите, втюхать любую ересь под видом постулата о беззаботной и свободной жизни.
Далее Стратегия выделяет направления воспитания.
Гражданское воспитание. Речь о духовности и нравственности, уважению к родным, сверстникам, старшим. Воспитание неприятия ксенофобии, коррупции, идеологий экстремизма, любой расовой, этнической или конфессиональной дискриминации.
Особенно порадовал (откровенно порадовал) такой пункт:
<!--QuoteBegin-->
<!--QuoteEBegin-->Развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.<!--QuoteEnd-->
<!--QuoteEEnd-->
Неужели пресловутый и всепоглощающий личностно-ориентированный подход, при котором на деле взращивалась совокупность безответственных эгоистов, будет, наконец, подвергнут здравой переоценке? Неужели понятие «принцип коллективизма» снова получит высокую оценку от государства? Вообще говоря, это же настоящая революция в системе воспитания - возврат к тем принципам, которые всегда делали государство и общество сильнее.
Патриотическое воспитание.
<!--QuoteBegin-->
<!--QuoteEBegin-->Здесь речь об уважении к государственным символам, историческим и культурным памятникам, формировании понимания у детей необходимости защиты Отечества, осмыслении истории.<!--QuoteEnd-->
<!--QuoteEEnd-->
<!--TBegin:http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-06/1433425824_29.jpg|--> <!--TEnd-->
Духовное и нравственное воспитание.
Из текста:
<!--QuoteBegin-->
<!--QuoteEBegin-->развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.<!--QuoteEnd-->
<!--QuoteEEnd-->
Физическое воспитание. Это ответственность за своё здоровье, привитие интереса к физкультуре и спорту, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Другие направления: трудовое воспитание, профессиональное самоопределение и экологическое воспитание.
В Стратегии развития воспитания отражены и механизмы её реализации и ожидаемые результаты. Подробнее –
<!--dle_leech_begin-->
здесь
<!--dle_leech_end-->
.
Так кто же оказался в числе критиков Стратегии? Достаточно неожиданно, но этот критик – представители Русской Православной Церкви. Так, примерно за месяц до публикации документа на правительственном портале протоиерей Димитрий Смирнов в интервью газете
<!--dle_leech_begin-->
«Взгляд»
<!--dle_leech_end-->
заявил:
<!--QuoteBegin-->
<!--QuoteEBegin-->Писали люди, которые когда-то существовали в идеологических обоймах. Ни уму, ни сердцу ничего не говорят. Стратегия. А как воспитывать? «С помощью мероприятий». Это советские общие слова. Провели «мероприятия», значит, продвинулись в воспитании.<!--QuoteEnd-->
<!--QuoteEEnd-->
Правда, после того, как правительство решило принять некоторые рекомендации РПЦ, церковь смягчила риторику, однако и сегодня заявляет о том, что Стратегию нельзя называть полноценной. Главное направление для критики – слишком много «идеологического догматизма». Честно говоря, странно, что догматизм в Стратегии, если он там есть, критикует именно церковь, которая, вообще-то сама строит всю свою деятельность на догматах…
Однако если РПЦ – относительно умеренный критик, причём критик, хотя бы предлагающий собственные пункты для создания Стратегии, то есть и те, у кого при фразах «развитие воспитания», «гражданственность», «патриотизм», «защита Отечества» открывается пенообразование в ротовой полости. Это либеральная братия, которая, по большому счёту, может потерять своё главное достижение (о нём уже упоминалось выше) – создание инфантильно-обиженного образчика общества потребления, который кричит о своих правах, но забывает о своих обязанностях, ибо он, понимаешь, ИНДИВИДУАЛЕН и НЕПОГРЕШИМ…
Если через это «достижение» ультралиберализма с помощью Стратегии удастся перешагнуть, то уже одного этого будет достаточно, чтобы считать Стратегию развития воспитания вполне успешной.
Автор Володин Алексей Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста:
Стратегия - это, как я понимаю, вызревший из необходимости, ответ на точку зрения об образовании, что оно в "табели о рангах" - сфера услуг, сервис. Это подход "глобалистский", индивидуалистичный насквозь. Разочарование в нём налицо. Сама практика, жизнь уже явно показала - этот подход ущербный. "Стратегия" - это первая с тех пор, сформулированная альтернатива. Она предлагает в основном подход "почвенический". В образование возвращается слово "воспитание".
И сложностей на этом пути не счесть! Причём, главные из них отнюдь не в "нечисти всех мастей" - они не делатели, а лишь негативный шумовой фон, не более.
Главные сложности - в нас, в тех, кто воспитывает, всерьёз хочет и думает, что умеет этим заниматься. Потому, что "болевая точка" в практическом решении дилеммы - мы можем делиться и со-общать, или только - навязывать? Другими словами для нас тот, кого мы обучаем и воспитываем субъект или объект? Всё остальное вырастает из этой готовности/неготовности.
Согласен. Конечно главное, что изменился, наконец, сам концептуальный подход к образовательному процессу в целом. Об активности нечисти, в этой связи, я написал, как о лакмусовой бумажке хороших дел.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Стратегия эта - нужна, даже судя по тому, как оживилась нечисть всех мастей.
Думаю, всё же, что достоинство "Стратегии" не в выявлении вражеских агентов. )) А в том, что изменился, наконец, сам концептуальный подход к образовательному процессу в целом, и не только к средней и высшей школе.
Стратегия - это, как я понимаю, вызревший из необходимости, ответ на точку зрения об образовании, что оно в "табели о рангах" - сфера услуг, сервис. Это подход "глобалистский", индивидуалистичный насквозь. Разочарование в нём налицо. Сама практика, жизнь уже явно показала - этот подход ущербный. "Стратегия" - это первая с тех пор, сформулированная альтернатива. Она предлагает в основном подход "почвенический". В образование возвращается слово "воспитание".
И сложностей на этом пути не счесть! Причём, главные из них отнюдь не в "нечисти всех мастей" - они не делатели, а лишь негативный шумовой фон, не более.
Главные сложности - в нас, в тех, кто воспитывает, всерьёз хочет и думает, что умеет этим заниматься. Потому, что "болевая точка" в практическом решении дилеммы - мы можем делиться и со-общать, или только - навязывать? Другими словами для нас тот, кого мы обучаем и воспитываем субъект или объект? Всё остальное вырастает из этой готовности/неготовности.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 68
Рейтинг поста:
Peshexod,
Есть замечательное интервью Буша Папы (Эль Синьора) - так он там русским по белому в открытую говорит, что в СССР главными кровососами дотаций были с\х (читай Украина) и социалка (читай спонсирование быстрорастущего нищего населения Средней Азии).. вот их и "отвалили" (а не "болезненный процесс") - целенаправленно и вполне приятный (в стратегическом плане) процесс.. именно поэтому нам на Украине вооообще нифига не надо, от слова никак. кроме, разве что, узкой полоски от ЛНР до Крыма. Остальным "хатаскрайникам" - стоять раком под Германией (но никак не польшей\литвой как это изначально предполагалось) - отчего там все так и запутанно. это в воспаленной фантазии "просравших все имперцев" Бжезинского (грезящего о речи посполитой), да венгерки Олбрайт (сами догадайтесь о чем она грезит) - "без Украины Россия ничто" - а вот и нифига подобного - пусть Германия себе пукан рвет, пытаясь схавать территорию вечных нахлебников...а мы подождем пока (лет 100)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста:
Так, что сие произведение оно не преналежит тупым мозгам "янки"
Уважаемый, директива шефа ЦРУ Аллена Далласа 20/1 от 18.08.1948, а вы говорите про статью в советской газете 80-х годов. Так, что сие произведение принадлежит к мозгам плохих людей в Америке.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 248
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
... ребёнка воспитывают товарно-денежные отношения... очаровательно, уж не знаю смеяться, плакать ли. Инструментальные технологии воспитывают своих создателей, а так же их детей. Просто сюр!
Однако то, что ребёнок в конечном итоге решает всё сам, по-моему, это очевидно. А кто ж, интересно, за него решать-то будет? Цель воспитания как раз в том и состоит, чтобы человек ко всему определился самостоятельно. Только тогда он будет в состоянии быть ответственным за свой выбор. И вся педагогика в сущности сводится к тому, чтобы ребёнок самостоятельно согласился и выбрал тот опыт, которым взрослые (родили, родственники, учителя...) с ним пытались поделится, ему передать. Чтобы он именно самостоятельно сделал выбор, что правда и смысл в том, чтобы защищать, а не не защищать, уважать, а не не уважать и под. Это и есть преемственность.
Поэтому, кстати, "наше будущее" вовсе не "дети". А уж скорее, тогда старшее поколение, прошедшее путь и передающее свой опыт через общение своей же жизнью. А строго говоря, следовательно, будущее любого народа - во взаимодействии всех поколений. Причём постоянном, непрерывном. Не будет этого, не будет и желаемого будущего, т.к. любая человеческая культура не органична, не вырастает в человеке сама по себе - она может только прививаться.
Поэтому согласен с критической репликой:
Т.к. воспитание не может быть актовым, оно может быть только перманентным. Актовые воздействия могут лишь пробудить интерес, дать ток мысли, да и то только при условии, если они не будут формально заорганизованы и банальны.
А вообще, то, что стали думать над этим всем и даже чёткие какие-то контуры обозначили вполне для России в традиционном и отечестволюбивом ключе - отменно! Лиха беда начало. Есть положительная программа - есть над чем думать и работать. Респект!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 594
Рейтинг поста:
И что? Вы думаете, что я об этом не знал? Я, так же, как и вы, родился, вырос, получал образование при СССР и это тоже тогда читал. Только какое это имеет значение? Ведь во времена "перестройки" и далее - все то, что написано, то и происходило. Или вы будете это отрицать? И сейчас мы наблюдаем, что происходит это же, но уже с новыми поколениями.ВОТ ПОЭТОМУ СЕЙЧАС И ВСТАЛ ВОПРОС О ВОСПИТАНИИ, чему и посвящен этот пост. Да, нам, россиянам, не нравится многое из того, что "впитывает в себя" наша молодежь. И да, я полностью одобряю такую стратегию воспитания. А что до американской нации, становления их морали и прочее, о чем вы распространялись, ТАК МНЕ НА ЭТО НАПЛЕВАТЬ, ОНИ МНЕ - ЧУЖИЕ ЛЮДИ.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 517
Рейтинг поста:
Как то, на политзанятиях, у бойца с Алтая спрашивают:
- Кто такой Ленин?
- Вождь.
- А ещё, что знаешь о нём?
-Да, как то нескромно он повёл себя.
От Алекс Зес:
Ох вам болтунам до Ленина как до горы раком, причем ползком))
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
Уважаемый Вы, слово в слово повторили тракт в своё время полностью описанный во времена Советского Союза в 80-х не помню как газета называется,статья называется "Заговор сионистских мудрецов". Как сейчас помню статья на всю страницу бывшей газеты "Правда" или "Известие".
Так, что сие произведение оно не преналежит тупым мозгам "янки", ибо для того, чтобы сей трактат возымел действие, надо по крайней мере иметь, хоть какое то представление о различиях психологии мужчины и женщины. Навязав миру идеологию "Свободы слова" и "дерьмократию", эти "отцы заговора" не смогли усмотреть самого главного, что в состоянии "языческого хаоса", мир становится не управляемый, а соответственно всякие разного рода международные заговоры практически становятся неактуальны,а вот то, что своим недалёким мировоззрением,"янки",невольно раскрыли миру глаза на то "кто есть кто", ну можно наверное отблагодарить эту страну тем, что просто отправить эту страну на задворки цивилизации, может поумнеют или помудреют, по другому не как, ибо как в мультфильме "как вы яхту назовёте, так она и поплывет".
Американская цивилизация, первичный свой дух в начале становления формировала на захватничестве, алчности и обмане, и эта тенденция продолжается вот уже несколько столетий, для "янки" это уже образ жизни передающийся на генетическом уровне, а значит эта цивилизацию, по другому поступать уже не сможет соответственно в таких случаях международное сообщество как правило прибегают к санации таких цивилизаций в худшем случае, повторная применение ЯО, со стороны отморозков неизбежно. Америка сама разбудила "древнего змея", и сегодня машет лишь крыльями, потому как всё пошло не по ее плану.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 517
Рейтинг поста:
От Алекс Зес:
"Понимающие" скромнее надо быть. Так что все по заслугам и делам.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 594
Рейтинг поста:
Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание, и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...
Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, расследованием (исследованием), что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театры, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху, незаметно, но активно и постоянно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, бюрократизм и волокиту возведем в добродетель. Честность и порядочность будем осмеивать - они никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества...
Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее." -ВАМ видимо, эта больше по душе? Такая "безобидная" - не так ли? Поэтому вы так лихо готовы раскритиковать стратегию развития воспитания в России? Ню-ню!!!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 372
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
--------------------