Представитель Украины при ЕС Константин Елисеев рассказал УНИАН, когда от Старого Света стоит ожидать решения о безвизовом режиме для украинских, чего не хватает для того, чтобы Соглашение об ассоциации Украины и ЕС полностью заработала, и почему Европейскому Союзу следует еще больше помогать Украине в противостоянии с Россией.
Елисеев: ЕС стал сдерживающим фактором агрессивной агрессивной политики со стороны Кремля / Фото УНИАН
Чем отличился прошлый год в отношениях между Украиной и ЕС?
Прошлый год нам четко показал, что ЕС фактически стал ключевым внешним гарантом суверенитета и территориальной целостности Украины. Ни ООН, ни ОБСЕ или любая другая международная структура, а именно ЕС. И это - величайшее открытие прошлого года. В одной украинской стратегии безопасности не предполагалось, что ЕС может стать ключевым внешним фактором обеспечения национальной безопасности Украины. Ведь именно ЕС стал сдерживающим фактором агрессивной агрессивной политики со стороны Кремля. Для меня, как для посла, это ключевой вывод.
Будет ли так и в этом году, несмотря на неоднородную позицию среди государств-членов ЕС, некоторые из которых уже высказываются за отмену санкций в отношении России?
Важным вызовом в этом году для ЕС будет сохранение консолидированной, солидарной позиции по Украине. Это не просто сделать в условиях развернутой российской пропаганды, которая направлена на то, чтобы разделить, разъединить между собой страны ЕС и их внешнюю политику по отношению к Украине. Именно поэтому нашим ключевым приоритетом обеспечение и сохранение солидарной поддержки Украины со стороны ЕС в целях защиты территориальной целостности и суверенитета государства на основе мирного плана президента. Это во-первых.
Во-вторых, важно, чтобы ЕС в этом году сконцентрировал свои усилия на направлениях, которые, на мой взгляд, могут способствовать деэскалации ситуации на Донбассе и, впоследствии, будут способствовать возвращению Крыма. И здесь на первое место я ставлю НЕ санкции, а предоставление Украине мощной политической, финансово-экономической, гуманитарной и даже юридической помощи. Стабильная и сильная Украина - это наибольшая гарантия того, что мы сможем отстоять свои национальные интересы в условиях агрессии со стороны России. Такая поддержка со стороны ЕС, на мой взгляд, и будет самой санкции для России. Этого Москва больше всего боится и хочет это предотвратить. Именно это я ставлю на первое место.
Почему ЕС должен это делать?
Граждане ЕС должны понять, что сегодня речь идет не только о судьбе Украины, но и об обеспечении мира и безопасности в Европе. Сегодня никто не застрахован от того, что завтра российские войска не нарушат границы некоторых европейских кран, даже несмотря на их членство в НАТО. Моя позиция заключается в том, что не надо быть наивными. Я сомневаюсь в том, что солдаты ряда крупных стран-членов НАТО будут защищать маленькие страны-члены от российской агрессии, которая может быть в виде "гибридной войны" с участием "зеленых человечков", ведь в таком случае трудно будет говорить о нарушении статьи п "пятой Альянса.
Мы не должны повторить ошибок прошлого. В 2014 году Европа отмечала 100 лет от начала первой мировой войны - 1914 Ровно через сто лет, в 2014 году Россия осуществила акт агрессии против Украины. В 2018 Европа будет праздновать сто лет завершения первой мировой. Именно в тот период, хотя и короткий - с 1918 по 1919 годы Украина была независимой. Но тогда крупные европейские страны, подписав Парижский мирный договор, отдали предпочтение большой и влиятельной, хотя и непредсказуемой большевистской России, в результате чего молодой независимая Украина исчезла. А уже через три года, в 1922 году был создан Советский Союз. Украинская независимость тогда по сути стала разменной монетой в игре великих держав Европы. Я не провожу прямых параллелей, но сравнение напрашивается само собой.
Сегодня фактически решается судьба ЕС, как проекта. Брюссель безотлагательно разработать стратегию коммуникации со своими гражданами и четко и понятно объяснить, почему они должны платить за мир и стабильность в Украине. Все должны помнить, что мир не имеет цены.
А как насчет прямого диалога с Россией, как об этом говорит Высокий представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, мадам Могерини?
REUTERS
После назначения Могерини на должность Высокого представителя ЕС с 1 ноября мы увидели определенное изменение акцентов в позиции Службы, которую она возглавляет, по конфликту в Украине. Это было замечено не только украинской стороной, но и нашими партнерами. Мы очень надеемся, что после недавнего визита в Украину госпожа Могерини поняла, что ее заявления должны быть взвешенными и осторожными. Мы очень надеемся, не будут повторены ошибки, которые ею были сделаны на должностей министра иностранных дел Италии, когда она в условиях вызывающей агрессии против Украины поехала в Москву и пригласила Путина принять участие в Миланской саммите АСЕМ (саммит Азия-Европа, который состоялся 16 -17 октября). Я думаю, что в нынешних условиях тезис о привлечении России к диалогу, чтобы решить конфликт, выглядит как попустительство агрессору и обречена на поражение.
Почему вы так считаете?
Поскольку, как говорят, мы уже проходили это в прошлом. И это не сработало. Я говорю о войне в Грузии в 2008 году, во время которой ЕС решил взять на вооружение тактику привлечения Москвы к диалогу с тем, чтобы ее побудить выполнить мирный план Медведева-Саркози, который был принят всеми сторонами конфликта. Уже через некоторое время начали раздаваться заявления о невыполнении Россией этого плана. Наконец, проблема территориальной целостности Грузии так и не была урегулирована. Вам это ничего не напоминает?
Но вопреки этому в 2010 году ЕС предложил России новую политику партнерства ради модернизации, затем ускорил переговоры относительно нового усиленного соглашения и начал переговоры о безвизовом режиме. И уже через несколько лет президент России незаконно аннексировал Крым и продолжает терроризировать не только Украины, но и всю Европу. Политика диалога не сработала.
Я думаю, что и на этот раз она не сработает. Европейские партнеры не должны питать иллюзий о том, что президент России отступится - он будет продолжать мешать Украине реализовать свой суверенный европейский выбор.
Я хотел бы подчеркнуть, что сегодня это не война между Россией и Украиной и не гражданский конфликт на территории Украины То, что происходит, является, по сути, геополитическим противостоянием между двумя ценностями: с одной стороны - европейскими, с другой - тоталитаризмом и клептократией . Это конфликт между Европой и Россией, в котором Украина находится на форпосте. От того, как будет урегулирована ситуация в Украине, зависит будущее всего ЕС.
ЕС намерен начать дискуссию по разработке по отношению к России новой стратегии. Какими в этой связи ожидания украинской стороны?
В течение последних пяти лет мы неоднократно подчеркивали, что главным недостатком в отношениях между Россией и ЕС является отсутствие полноценной, консолидированной и четкой стратегии таких взаимоотношений. Мы очень хотели бы, чтобы такая стратегия была быстрее разработана. Но до этого ЕС должен четко определить в своих приоритетах стратегическое место Украины. Как только это будет сделано, они смогут правильно сформулировать свою стратегию РФ. Еще раз подчеркну - без четкого видения в европейских процессах места Украины как независимого государства, имеет европейскую перспективу, любая стратегия ЕС в отношении России будет обречена на поражение и не будет иметь будущего.
По вашим прогнозам, когда Украина сможет получить от ЕС безвизовый режим?
REUTERS
Наш приоритет состоит в том, чтобы Еврокомиссия обнародовала положительное решение о предоставлении Украине безвизового режима с Рижского саммита Восточного партнерства 21-22 мая. После этого необходимо время для принятия в рамках ЕС ряда решений с тем, чтобы оно вступило в силу. Речь идет о согласии Совета министров и голосования в Европейском парламенте. Только после этого мы получим безвизовый режим. Это займет определенное время. Но первым шагом должно быть обнародование именно докладе Европейской Комиссии по рекомендации предоставить украинским гражданам право на безвизовое посещение стран Шенгенской зоны.
Есть основания считать, что этот доклад будет положительным?
Следующие три месяца станут решающими с точки зрения того, удастся ли нам этого достичь или нет. Иными словами, в следующие три месяца мы должны сделать все возможное, чтобы выполнить те части Плана действий визовой либерализации, которые еще остаются. Также в эти три месяца состоятся интенсивные миссии экспертов ЕК в Украине с целью проверки выполнения украинской стороной второй фазы Плана действий, после чего и будет подготовлен доклад ЕК. В этом аспекте очень важно немедленно решить вопрос выдачи биометрических паспортов.
В случае, когда дело дойдет до принятия этого вопроса на Совете ЕС и Европейском парламенте, как можно обеспечить благоприятную среду для положительного решения, учитывая активизацию российского лобби?
В этой связи для нас важны два фактора - это позиция каждой страны члена ЕС и позиция ЕП. Именно поэтому мы планируем активно работать по этим двум направлениям. Но, конечно, ЕП будет иметь ключевое значение в плане принятия решения о безвизовом режиме, о предоставлении Украине дополнительного макрофинансовой помощи и по общей политической поддержки Украины против агрессии РФ.
После выборов в 2014 году нам удалось установить активный диалог с новым составом ЕП, мы запустили работу Комитета парламентской ассоциации Украина-ЕС, создали неформальную группу друзей, которая называется Группа друзей европейской Украины в ЕП, которая уже насчитывает около ста депутатов, также удалось создать в ЕП и центр проукраинской большинства. Тот факт, что в пользу ратификации Соглашения об ассоциации 16 сентября проголосовало около 570 депутатов свидетельствует о том, что в Европарламенте есть стабильное большинство в поддержку Украины.
Но также в последние месяцы в ЕП значительно активизировалась российская пропагандистская машина. Кроме того, российская сторона не хочет средствами финансовой мотивации отдельных политических сил и отдельных депутатов. И это лобби усиливается.
Не так давно постоянный представитель России в ЕС господин Чижов сказал, что российская сторона радуется отложению имплементации Соглашения об ассоциации в части зоны свободной торговли и не против его продления. Ждут на Украине новые трудности в этом вопросе?
Ключевым приоритетом в следующем году должно быть создание условий для эффективной имплементации торговой части Соглашения об ассоциации, начиная с 1 января 2016 года. В этой связи мы с ЕС согласовали три ключевых принципа. Никаких новых переговоров не будет, об изменениях в текст Соглашения не может даже идти речь, как бы этого кому-то не хотелось бы. Во-вторых, мы против дальнейшего откладывания имплементации торгово-экономической части документа после 31 декабря 2015 года. В-третьих, Украина и ЕС готовы к конструктивному обсуждению с Россией существующих параметров применения торговой части Соглашения в таких вопросах, как технические барьеры в торговле, вопросы таможенного администрирования, санитарные и фитосанитарные меры. Я бы хотел, чтобы эта позиция четко придерживалась всеми сторонами.
То есть, с 1 января 2016 года Украина беспрекословно начнет выполнения экономической части Соглашения об ассоциации?
Возможно вызовом для нас является ратификация текста Соглашения всеми странами ЕС. На сегодня ее ратифицировали лишь 11 государств. Мы надеемся, что в этом году процесс ратификации состоится во всех странах ЕС. Это вопрос не только юридического, но и политического характера, поскольку чем быстрее будет ратифицировано и вступит в силу соглашение, тем мощнее будет позиция Украины в переговорах с иностранными партнерами, включая РФ, и тем меньше будет иллюзий у Москвы помешать нам начать процесс имплементации торговой части соглашения . Поэтому я хотел бы, чтобы крупные страны-члены ЕС, от которых мы ждем ратификации, а это - Германия, Великобритания, Франция - почувствовали собственную политическую ответственность.
Каково ваше отношение к российскому предложению начать переговоры о создании зоны свободной торговли между Евразийским союзом и ЕС?
REUTERS
Украина всегда лояльно относилась к перспективе создания зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, которая основывалась на принципах и правилах ВТО и в котором будут соблюдать фундаментальные нормы международного права. Именно украинская сторона инициировала проведение встречи в Минске 26 августа 2014 по вопросам урегулирования ситуации на востоке Украины, которая, по сути, стала первым мероприятием в формате ЕС-Украина и Евразийская тройка (Беларусь-Казахстан-РФ).
Однако, в нынешних условиях, прежде всего, на фоне продолжающейся вызывающей агрессии РФ против Украины, пока преждевременно говорить о реальных перспективах начала переговоров между ЕС и Евразийским Союзом о создании зоны свободной торговли. И Евразийский Союз находится лишь на этапе перехода от виртуальной идеи до реального становления.
Безусловным фактором для налаживания соответствующего диалога между ЕС и Евразийским союзом является выполнение Москвой четких политико-экономических предпосылок. Во-первых, Россия должна немедленно прекратить агрессию против территориальной целостности и суверенитета Украины, включая принятие шагов для стабилизации ситуации на Донбассе и пресечению незаконной аннексии Крыма и Севастополя, а также компенсировать должным образом нанесенный ущерб. Во-вторых, РФ неуклонно придерживаться всех своих обязательств, взятых в рамках членства в ВТО. В-третьих, РФ должна отказаться от необоснованных торговых ограничений и протекционистских мер, введенных в последнее время на двустороннем уровне вопреки нормам ВТО против Украины, стран Восточного партнерства и ЕС. В-четвертых, все члены Евразийского союза должны быть членами ВТО.
Принципиально важно, чтобы начала этого диалога рассматривался в увязке с решением "украинского вопроса". В противном случае это будет негативным сигналом, что повлечет разрушительный прецедент для мировой общественности с невосполнимыми международными последствиями.
Или уже понятно, когда Украина и ЕС возобновят переговоры с Россией по газовым вопросам?
Я не исключаю, что диалог по этому вопросу будет восстановлен в ближайшее время. Мы должны решить, что делать дальше: переходить на так называемое летнее пакет и достигать по этому поводу договоренностей, или ждать решения Стокгольмского арбитража. Но этот процесс должен учитывать не только позицию украинской стороны, но и ЕС и России.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что любые переговоры по проблемным вопросам с Россией должны происходить только при посредничестве или с участием ЕС. Мы это хорошо изучили, исходя из опыта, полученного в 2014 году.
REUTERS
Хочу также сообщить, что мы готовимся к проведению международной инвестиционной конференции по реформе газового рынка Украины. Речь идет о возможности не только определение, кто может управлять нашей ГТС и на каких условиях, но и об использовании наших мощностей, в частности, подземных газовых хранилищ. Эта конференция может состояться в начале года, скорее всего, в Брюсселе.
Особенно обращу внимание на то, что к 2015 год важен для нас потому, что с 1 января начинается имплементация третьего энергетического пакета. То есть, речь идет о создании независимого регулятора, о четком обособление функций операционных систем для транспортировки, хранения и балансировки газа.
На какие меры еще мы можем ожидать в этом году?
Мы исходим из того, что политический диалог будет не менее интенсивным, чем в прошлом году, а это - 139 делегаций и половина из них - уровня министра и выше. По ключевым мероприятий, то речь идет о первом визите вновь президента ЕК Юнкера в Украине в начале 2015 года, саммит Украина-ЕС, который состоится в Киеве, международная конференция по поддержке Украины, проведение заседания в формате Колледж Европейской Комиссии - Кабинет министров Украины. Будут также и визиты президента Украины в Брюссель, должна быть определена дата проведения следующего заседания Совета ассоциации, кроме того, мы уже практически согласовали дату инаугурации заседание Комитета парламентского ассоциации Украина-ЕС - это начало февраля. Также уже в ближайшие недели состоится первый визит председателя Верховной Рады Владимира Гройсмана в Брюссель.
УНИАН Источник: aftershock.su.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 72
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 662
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 323
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
Оно тАм очень хорошо устроилось и ему страшно всё это потерять. Воистину "дурень думкою богатие".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 832
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1855
Рейтинг поста: