Начинающийся сегодня визит секретаря Совета Безопасности РФ генерала армии Николая Патрушева и представителей «силового блока» в Тегеран – одно из ключевых событий нынешнего года в ирано-российских отношениях. Самое широкое сотрудничество в сфере безопасности между нашими специальными службами, обмен оперативной информацией о взаимных угрозах по широкому спектру вопросов – от активности террористических организаций на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе до проблем трансграничной преступности и наркотранзита – не только настоятельная и давно назревшая необходимость, но и серьезный шаг по углублению стратегического партнерства между Москвой и Тегераном.
Собственно, после того, как 15 октября министр обороны США Чак Хейгел на ежегодном собрании Ассоциации Армии США заявил о том, что «угроза со стороны террористов и мятежников будет существовать для нас ещё долгое время, но мы также должны иметь дело с ревизионистской Россией, с её современной и боеспособной армией, стоящей на пороге НАТО» - то есть по сути провозгласил, что Россия для Вашингтона такая же угроза, как и международный терроризм - вопросы укрепления государственной безопасности для Москвы становятся основным приоритетом. А с учетом того, что основное противостояние военно-политических интересов России и Запада будет разворачиваться на «приграничных территориях» Центральной Азии и Кавказа, самым надежным способом решения этой приоритетной задачи является тесное сотрудничество «силовых» ведомств России и Ирана.
По большому счету, вопрос о том, необходимо ли стратегическое партнерство Москвы и Тегерана уже полностью утратил свою актуальность и «морально устарел». Поскольку главное требование сегодняшнего дня звучит совершенно иначе: успеет ли руководство двух наших стран создать такой механизм военно-технического сотрудничества, военно-политического взаимодействия и совместной работы в области национальной безопасности - от сотрудничества разведывательных органов двух стран до координации совместных полицейских операций в отношении тех же наркоторговцев - который был бы в состоянии дать адекватный ответ внешним угрозам в отношении России и Ирана.
«Силовиков» и в Москве, и в Тегеране объединяет полное понимание того простого обстоятельства, что ставка на достижение неких «принципиальных договоренностей» с США и его союзниками, ставка, которую вопреки здравому смыслу продолжают делать определенные политические круги и в России, и в Иране, - оказалась несостоятельной и опасной иллюзией. Антииранская и антироссийская политика Вашингтона в последние годы не оставляет места мечтам о возможности «соглашения» и «взаимовыгодного партнерства с Западом». «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и если мы хотим обеспечить безопасность и стабильность своих стран – нужно решать эти вопросы самостоятельно, а не надеяться на «добрую волю» США и НАТО. Будем предаваться иллюзиям – получим «управляемый хаос», растущие подобно грибам после дождя террористические и сепаратистские организации, «калечащие санкции» или же постоянный шантаж их введения, а в итоге – «цветные революции» и «гуманитарные» бомбардировки.
Текущая повестка Николая Патрушева и силовиков в Москве и Тегеране
Секретарь российского Совбеза Николай Патрушев, министр обороны Сергей Шойгу, директор ФСБ Александр Бортников и министр внутренних дел Владимир Колокольцев – люди, избегающие публичности и откровенно не любящие красоваться перед журналистами, что вполне объяснимо спецификой их работы. Но именно им и их иранским коллегам – секретарю Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани, министру обороны Хоссейну Дегхану, руководителю министерства информации Махмуду Алави, шефу внешней разведки Ирана Махмуд Реза Саджади и многим другим, удалось сделать для российско-иранского стратегического партнерства гораздо больше, чем тем же «министрам-экономистам» и руководителям МПК из российского правительства или администрации Хасана Роухани.
Когда в мае нынешнего года министры обороны наших стран Сергей Шойгу и Хоссейн Дегхан заявили о том, что «Россия и Иран будут развивать военное и военно-техническое сотрудничество, учитывая сложившуюся в мире политическую обстановку», это было официальным признанием того, что российско-иранское сотрудничество в сфере безопасности перешло, по словам Дегхана, «на принципиально новый уровень». Но это заявление было лишь верхушкой айсберга, своего рода «невидимым фронтом» той огромной работы, которую вели «силовики» наших стран для согласования позиций и выработки новых подходов к сотрудничеству Москвы и Тегерана в сфере безопасности.
Для российских «силовиков» всегда было очевидным, что стабильность Ирана является залогом стабильности огромного региона, от Персидского залива до Кавказа и Центральной Азии. При этом, сильный и независимый Иран – не только гарант стабильности, но и естественный барьер для западной и саудовской экспансии в «мягкое подбрюшье» России, в ту самую «дугу нестабильности», которая проходит по бывшим южным республикам СССР. Но стратегическая необходимость партнерства по силовому и военно-техническому блоку с Тегераном, очевидная для российских государственников, требует конкретных шагов по созданию общих для наших стран механизмов безопасности, что представляет собой достаточно сложную задачу.
Тем не менее, что на сегодня наиболее необходимо, первостепенно нашим странам для полноценного сотрудничества по линии обороны и безопасности?
Во-первых, создание надежной правовой базы для взаимодействия силовых структур.
Во-вторых – запуск системы обмена оперативной и разведывательной информацией, касающейся деятельности террористов, преступных группировок и военно-политической активности третьих стран.
В-третьих - согласование целей и задач, решаемых на «южном фланге» Москвы российским министерством обороны – повышение военной эффективности российских баз, модернизация вооруженных сил наших союзников и проведение мероприятий по формированию из достаточно рыхлой и невнятной Организации Договора по коллективной безопасности (ОДКБ) структуры, способной адекватно реагировать на региональные угрозы – с военно-политическими интересами Тегерана.
В-четвертых, полный аудит нынешнего состояния военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана, незамедлительный запуск ВТС между двумя странами во всех сферах до уровня стратегического партнерства.
Примерно так выглядит поэтапный план создания общих механизмов безопасности не только для двух наших стран, но и для региона в целом. Именно реализацией этого плана заняты сегодня российские и иранские «силовики». И нужно с удовлетворением отметить, что два первых пункта уже отработаны на практике и, скорее, по итогам поездки Николая Патрушева будут закреплены согласованными двумя сторонами и подготовленными к подписанию протоколами, в числе которых – дополненное соглашение об обмене разведывательной информацией, касающейся деятельности террористических организаций, действующих как на Ближнем Востоке, так и на Кавказе, и в Центральной Азии. Особое внимание в этом документе, по имеющимся в редакции Иран.Ру сведениям из достоверных источников, будет уделено воюющим в бандформированиях на территории Сирии и Ирака выходцам из бывших республик СССР, которые, набравшись «боевого опыта», затем могут быть использованы для подрывных и террористических операций в государствах, гражданами которых они являются. Но если с первыми двумя пунктам все обстоит достаточно благополучно, то вот вторая половина общей для наших стран повестки требует дополнительных согласований и серьезной проработки.
Срочные задачи завтрашнего дня
Вопрос российско-иранского сотрудничества в военно-технической и военно-политической сферах неотделим от той политики укрепления безопасности, которую Москва методично и без особого пропагандистского шума проводит на своем «южном фланге», в первую очередь – в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Серьезные поставки вооружений в Киргизию и Таджикистан, восстановление единой системы ПВО на южных границах, начинающаяся «вторая жизнь» объектов российских Войск воздушно-космической обороны, расположенных на территории союзных республик, («Окно» в Таджикистане и полигон «Сары-Шаган» в Казахстане) – все это складывается в комплексную программу. Россия, де-факто, берет на себя ответственность за военную безопасность центральноазиатского региона, и, одновременно, – наполняет реальным содержанием военную интеграцию с членами ЕАЭС и Узбекистаном.
Волне очевидно, что успешная реализация этой программы невозможна без кооперации на отдельных направлениях с военно-политическими интересами и возможностями Ирана. Как минимум два вопроса – сотрудничество с Тегераном в вопросах по созданию Единой (Объединенной) системы противовоздушной и противоракетной обороны ОДКБ и его участие в деятельности Консультационно-координационного центра Организации по вопросам реагирования на технологические (компьютерные) инциденты, достаточно актуальны и, что самое главное, могут быть решены уже в ближайшее время. Но – при условии, что Москве удастся убедить своих партнеров по ОДКБ в необходимости привлечения иранского потенциала и возможностей.
А потенциал и возможности Ирана в вопросах ПВО, радиотехнической разведки и кибербезопасности уже получил высокую оценку российской стороны в ходе визита в Иран главкома российских ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева, которому его иранские коллеги не только презентовали принятую на вооружение иранской армией копию американского беспилотника ScanEagle, но и показали действующую систему мониторинга оперативной обстановки в Персидском Заливе, которая представляет собою сложный комплекс из средств технической разведки. Причем, этот комплекс в случае необходимости способен достаточно эффективно вести радиоэлектронную борьбу с техническими средствами ПВО американского и израильского производства. Совсем недавно Иран доказал всему миру свой высокий технологический уровень, когда целым и невредимым посадил на своей территории суперсовременный американский беспилотник.
Проблема заключается в том, что некоторые члены ОДКБ весьма настороженно относятся к любому расширению сотрудничества с Ираном, а потому - любой шаг Москвы в деле кооперации с Тегераном в рамках Организации, как бы необходим и значим для безопасности наших стран он не был, будет встречать серьезное политическое сопротивление некоторых союзников России. Еще больше сложностей нашим странам предстоит преодолеть в вопросах расширения военно-технического сотрудничества.
Между тем, к концу прошлого года стало понятно, что объем российского экспорта вооружений достиг своего потолка и в ближайшее время в лучшем случае – не увеличится, а в реальности, учитывая нарастающее западное давление на страны, активно приобретавшие в прошлые годы продукцию отечественного ВПК – может даже серьезно сократиться. И это при том, что западные эксперты прогнозируют, что к 2020 году объем мировой торговли оружием увеличится вдвое. Вполне очевидным в складывающейся ситуации решением было бы расширение военно-технического сотрудничества с Тегераном, выход российских оружейников, например, таких отечественных гигантов как Объединенная Авиастроительная Корпорация или концерн ПВО «Алмаз-Антей», на иранский рынок, который способен дать и дополнительные средства для нашего ВПК, и сгладить негативный эффект от выдавливания России с других рынков вооружений. Но здесь все далеко не так просто, поскольку Иран давно уже перерос уровень простого «закупщика» вооружений, свидетельство чему – успехи страны в области ракетных и иных технологий, в том числе – технологий двойного назначения. Тегеран стремится не просто к роли покупателя российского оружия, как бы политически ни был значим этот шаг, а к равноправному партнерству в НИОКР и модернизации вооружений, то есть, к уровню военно-технического сотрудничества, который до этого существовал у РФ только с Китаем.
Решение о переходе на этот, качественно новый уровень, в целом отвечает стратегическим интересам России, диктует заключение отдельного Большого Соглашения между Москвой и Тегераном о военно-техническом сотрудничестве между РФ и ИРИ. Но вокруг принятия такого решения разворачивается ожесточенная борьба между российскими «силовиками» и теми в правительстве, кто не оставил надежд на «мирный» исход конфликта с Западом, кто до сих пор надеется, что нынешняя вспышка антироссийской истерии – временное явление, за которым последует новый период «дружбы с Вашингтоном» в ущерб интересам обороны и государственной безопасности РФ.
*********
Визит секретаря российского Совета Безопасности и сопровождающих его представителей российских «силовых» министерств в Тегеран, визит, который должен завершится подписанием ряда серьезных протоколов, свидетельствует о том, что повестка ирано-российского партнерства в области безопасности сформирована и воплощается в жизнь. Но мир стремительно меняется, в отношении наших стран возникают все новые угрозы извне, ответ на которые могут дать смелые совместные инициативы Москвы и Тегерана, подкрепленные реальным двусторонним сотрудничеством. Будем надеяться, что поездка Николая Патрушева и его встречи с иранскими коллегами послужат началом работы по формированию такой системы безопасности, которая станет достойным ответом на угрозы Вашингтона и его союзников в отношении двух наших стран.