Примирению Северной и Южной Кореи мешают американские интересы
Развитию сотрудничества между Сеулом и Пхеньяном мешают геополитические интересы США в регионе: существующее напряжение между двумя странами позволяет Вашингтону оправдать построение системы ПВО и содержание военных баз неподалеку от российских и китайских границ, рассказал «Голосу России» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин
Южная и Северная Корея договорились провести второй раунд переговоров, ожидается, что встреча состоится 14 февраля. Первый раунд завершился безрезультатно, сообщает ИТАР-ТАСС.
Стоит ли ожидать подвижек на второй встрече, «Голосу России» рассказал руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Российской академии наук Александр Жебин.
- Попытка номер два может стать результативной?
- Любая попытка заслуживает всяческого одобрения. В последние годы Север и Юг Кореи переживали непростой период в отношениях. Дело доходило даже до вооруженных конфликтов, стрельбы по друг другу, как это было в 2010 году на острове Енпхендо. Так что любые шаги, которые ведут к примирению, к нормализации отношений заслуживают одобрения всего мира и, безусловно, России, которая заинтересована, чтобы в регионе, находящемся непосредственно у наших границ, наконец воцарились мир и спокойствие.
- Почему первая попытка оказалась безрезультатной? Стороны не желают договариваться или не могут договориться в силу определенных причин?
- У сторон разные приоритеты и повестка дня, и согласовать ее в условиях того, что в течение семи лет переговоров на таком высоком политическом уровне не было, конечно, непросто. В 2007 году был межкорейский саммит, затем встреча премьер-министров Севера и Юга, на которой было согласовано около 40 совместных проектов, реализация которых привела к значительному расширению сотрудничества, укреплению доверия между Севером и Югом.
В последующие годы, к сожалению, развитие отношений шло в другую сторону. Для Севера прежде всего важна военно-политическая повестка дня. Не секрет, что они настаивают на отмене или, по крайней мере, сокращении, переносе подальше от своих границ совместных американо-южнокорейских маневров, которые они рассматривают как угрозу своей безопасности.
Не секрет — такие утечки просачивались в южнокорейскую прессу, что в последние годы, начиная с 2012-го, на этих маневрах отрабатывается занятие американо-южнокорейскими силами северокорейской территории в случае вероятного краха режима под влиянием экономических трудностей, которые создаются в первую очередь санкциями, наложенными на КНДР по инициативе США и их союзников.
Для Южной Кореи приоритетом остаются вопросы воссоединения семей, гуманитарные, вопросы доступа в Северную Корею информации, которая, как они рассчитывают, поможет северокорейцам убедиться в преимуществах южнокорейского строя, политической, экономической системы и тем самым расшатает монолитное единство северокорейского общества, создаст там какие-то альтернативные группы, движения, которые предложат народу альтернативные политические лозунги и ценности.
Сторонам надо найти баланс интересов, чтобы договориться о том, как двигаться к тем целям, которые были ими согласованы еще в 1972 году. Это объединение на принципах мира, великая национальная консолидация, мирное демократическое объединение страны.
- Иногда складывается впечатление, что Южная Корея, проводя очередные учения с США, провоцирует своего северного соседа, ведь воинственные заявления из Северной Кореи звучат всегда в пику каким-то действиям Южной Кореи. Или же ситуация остра сама по себе, она не позволяет молчать каждой из сторон конфликта?
- Дело не только в Южной Корее, но и в американской политике на Дальнем Востоке. США на протяжении всего послевоенного периода рассматривают в качестве опоры своей внешней политики в этом регионе военно-политические союзы с Южной Кореей. Там все эти годы находятся контингенты американских войск, создается противоракетная оборона, и любое примирение между Севером и Югом Кореи, нормализация отношений выбивает основы этой политики.
Сейчас практически единственным аргументом для создания ПРО в регионе и размещения американских войск остается «северокорейская угроза». Предположим, что Север и Юг договорятся о нормализации отношений, тогда как объяснить американским налогоплательщикам, американскому Конгрессу, зачем нужны ассигнования на ПРО, на содержание американских войск в условиях нынешних финансовых затруднений, огромного американского внешнего долга? И главное — как объяснить России и Китаю, зачем эти войска, зачем ПРО?
- Американцы финансово помогают Южной Корее?
- Сейчас нет, напротив, она тратит огромные деньги, где-то около 700 миллионов долларов в год, на содержание американского воинского контингента, покупает у Америки военную технику на миллиарды долларов. Так что для американцев этот союз, помимо того, что он позволяет им держать вооруженные силы прямо у китайских и российских границ, еще и экономически выгоден.
- Как вы считаете, возможна ли в скором времени встреча лидеров Северной и Южной Кореи?
- Будем надеяться, что она станет реальностью. К сожалению, процесс примирения знает свои взлеты и падения. В 1972 году удалось выработать принципы воссоединения. Затем был почти 20-летний перерыв, пока в конце 1980-х годов стороны не подписали соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве, документ, в котором были заложены все основы для дальнейшего развития отношений между Севером и Югом.
Но документ не был реализован из-за первого ядерного кризиса в Корее. Затем были саммиты: в 2000-м — первый саммит между Ким Чен Иром и Ким Дэ Чжуном в Пхеньяне, в 2007-м — второй. Затем снова наступил семилетний перерыв. Сейчас президент Южной Кореи Пак Кын Хе провозгласила в отношении Севера политику доверия. В принципе идея неплохая, важно, чтобы она как можно быстрее наполнялась практическими делами.
На мой личный взгляд, проведение крупномасштабных военных маневров — а ведь за нынешними последуют еще более масштабные, где будут участвовать более 200 тысяч южнокорейских солдат и несколько тысяч американских — не способствуют созданию доверительной атмосферы.
Я думаю, что масштабы, интенсивность и направленность военных маневров и с той, и с другой стороны надо менять, делать их как можно более скромными, предсказуемыми и не ставить перед их участниками тех целей, которые сейчас ставит американо-южнокорейская сторона, о которых пишет южнокорейская пресса — подготовки на случай так желаемого некоторыми силами в Сеуле и Вашингтоне краха северокорейского режима.
Марианна Ожерельева, «Голос России«
Рейтинг публикации:
|