ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Примирению Северной и Южной Кореи мешают американские интересы
Примирению Северной и Южной Кореи мешают американские интересы15-02-2014, 13:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Примирению Северной и Южной Кореи мешают американские интересы
Развитию сотрудничества между Сеулом и Пхеньяном мешают геополитические интересы США в регионе: существующее напряжение между двумя странами позволяет Вашингтону оправдать построение системы ПВО и содержание военных баз неподалеку от российских и китайских границ, рассказал «Голосу России» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин
Стоит ли ожидать подвижек на второй встрече, «Голосу России» рассказал руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Российской академии наук Александр Жебин.
- Попытка номер два может стать результативной?
- Любая попытка заслуживает всяческого одобрения. В последние годы Север и Юг Кореи переживали непростой период в отношениях. Дело доходило даже до вооруженных конфликтов, стрельбы по друг другу, как это было в 2010 году на острове Енпхендо. Так что любые шаги, которые ведут к примирению, к нормализации отношений заслуживают одобрения всего мира и, безусловно, России, которая заинтересована, чтобы в регионе, находящемся непосредственно у наших границ, наконец воцарились мир и спокойствие.
- Почему первая попытка оказалась безрезультатной? Стороны не желают договариваться или не могут договориться в силу определенных причин?
- У сторон разные приоритеты и повестка дня, и согласовать ее в условиях того, что в течение семи лет переговоров на таком высоком политическом уровне не было, конечно, непросто. В 2007 году был межкорейский саммит, затем встреча премьер-министров Севера и Юга, на которой было согласовано около 40 совместных проектов, реализация которых привела к значительному расширению сотрудничества, укреплению доверия между Севером и Югом.
В последующие годы, к сожалению, развитие отношений шло в другую сторону. Для Севера прежде всего важна военно-политическая повестка дня. Не секрет, что они настаивают на отмене или, по крайней мере, сокращении, переносе подальше от своих границ совместных американо-южнокорейских маневров, которые они рассматривают как угрозу своей безопасности.
Не секрет — такие утечки просачивались в южнокорейскую прессу, что в последние годы, начиная с 2012-го, на этих маневрах отрабатывается занятие американо-южнокорейскими силами северокорейской территории в случае вероятного краха режима под влиянием экономических трудностей, которые создаются в первую очередь санкциями, наложенными на КНДР по инициативе США и их союзников.
Для Южной Кореи приоритетом остаются вопросы воссоединения семей, гуманитарные, вопросы доступа в Северную Корею информации, которая, как они рассчитывают, поможет северокорейцам убедиться в преимуществах южнокорейского строя, политической, экономической системы и тем самым расшатает монолитное единство северокорейского общества, создаст там какие-то альтернативные группы, движения, которые предложат народу альтернативные политические лозунги и ценности.
Сторонам надо найти баланс интересов, чтобы договориться о том, как двигаться к тем целям, которые были ими согласованы еще в 1972 году. Это объединение на принципах мира, великая национальная консолидация, мирное демократическое объединение страны.
- Иногда складывается впечатление, что Южная Корея, проводя очередные учения с США, провоцирует своего северного соседа, ведь воинственные заявления из Северной Кореи звучат всегда в пику каким-то действиям Южной Кореи. Или же ситуация остра сама по себе, она не позволяет молчать каждой из сторон конфликта?
- Дело не только в Южной Корее, но и в американской политике на Дальнем Востоке. США на протяжении всего послевоенного периода рассматривают в качестве опоры своей внешней политики в этом регионе военно-политические союзы с Южной Кореей. Там все эти годы находятся контингенты американских войск, создается противоракетная оборона, и любое примирение между Севером и Югом Кореи, нормализация отношений выбивает основы этой политики.
Сейчас практически единственным аргументом для создания ПРО в регионе и размещения американских войск остается «северокорейская угроза». Предположим, что Север и Юг договорятся о нормализации отношений, тогда как объяснить американским налогоплательщикам, американскому Конгрессу, зачем нужны ассигнования на ПРО, на содержание американских войск в условиях нынешних финансовых затруднений, огромного американского внешнего долга? И главное — как объяснить России и Китаю, зачем эти войска, зачем ПРО?
- Американцы финансово помогают Южной Корее?
- Сейчас нет, напротив, она тратит огромные деньги, где-то около 700 миллионов долларов в год, на содержание американского воинского контингента, покупает у Америки военную технику на миллиарды долларов. Так что для американцев этот союз, помимо того, что он позволяет им держать вооруженные силы прямо у китайских и российских границ, еще и экономически выгоден.
- Как вы считаете, возможна ли в скором времени встреча лидеров Северной и Южной Кореи?
- Будем надеяться, что она станет реальностью. К сожалению, процесс примирения знает свои взлеты и падения. В 1972 году удалось выработать принципы воссоединения. Затем был почти 20-летний перерыв, пока в конце 1980-х годов стороны не подписали соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве, документ, в котором были заложены все основы для дальнейшего развития отношений между Севером и Югом.
Но документ не был реализован из-за первого ядерного кризиса в Корее. Затем были саммиты: в 2000-м — первый саммит между Ким Чен Иром и Ким Дэ Чжуном в Пхеньяне, в 2007-м — второй. Затем снова наступил семилетний перерыв. Сейчас президент Южной Кореи Пак Кын Хе провозгласила в отношении Севера политику доверия. В принципе идея неплохая, важно, чтобы она как можно быстрее наполнялась практическими делами.
На мой личный взгляд, проведение крупномасштабных военных маневров — а ведь за нынешними последуют еще более масштабные, где будут участвовать более 200 тысяч южнокорейских солдат и несколько тысяч американских — не способствуют созданию доверительной атмосферы.
Я думаю, что масштабы, интенсивность и направленность военных маневров и с той, и с другой стороны надо менять, делать их как можно более скромными, предсказуемыми и не ставить перед их участниками тех целей, которые сейчас ставит американо-южнокорейская сторона, о которых пишет южнокорейская пресса — подготовки на случай так желаемого некоторыми силами в Сеуле и Вашингтоне краха северокорейского режима.
Марианна Ожерельева, «Голос России«
Вернуться назад |