Армения в 2014 году собирается вступать в Таможенный союз, а вместе с ней, очевидно, одним пакетом идёт и непризнанная Нагорно-Карабахская республика вместе со всеми своими гражданами. Как же без них. Так, официальные представители Степанакерта простодушно прокомментировали, что они не знают деталей ведущихся переговоров, однако уверены, что их статус в объединении будет таким же, как и у остальных армян.
Конечно, есть все возможности запустить Нагорный Карабах в ТС через чёрный ход. Точно так же, как это было сделано с Абхазией и Южной Осетией. Ни та, ни другая не получили признания со стороны Белоруссии и Казахстана, а потому Госдума попросту ратифицировала соглашение о беспошлинной торговле с республиками. Т.е. они вошли в Таможенный союз как часть российского рынка. На таких же правах в объединение вступает и Нагорный Карабах. Только Степанакерт, соответственно, является частью экономического пространства Армении, а не России.
Однако пора бы уже и подумать об общих принципах решения этой проблемы. У нас есть и другие территории со спорным статусом. Например, Приднестровье готово присоединяться к ТС хоть завтра. Участвуй Украина в евразийской интеграции, таможня исчезнет по факту, без официального членства — точно так же, как с Абхазией и Южной Осетией. А теперь есть ещё и Гагаузская автономия, которая, скорее всего, отзовёт назад своё решение о воссоединении с Молдавией в 1994 году, как только ТС выйдет на общую с ней границу. В конце концов, нельзя исключать и появления новых государственных образований. Нынешний кризис на Украине заставил напомнить, что лава на постсоветском пространстве ещё не застыла. Границы могут и поменяться.
Т.е. уже сейчас насчитываются два действительных и ещё два-три потенциальных члена Таможенного союза, которые не имеют официального статуса в объединении. Мы не можем закрывать глаза на такую проблему бесконечно. Это, впрочем, не означает, что обязательно необходимо добиваться международного признания всех спорных территорий. Потому что, во-первых, далеко не всегда их граждане хотят именно этого, а во-вторых, что считать международным признанием? Например, 22 государства из числа членов ООН не признают существования Китая. Не того Китая, который скрылся от коммунистической Народно-освободительной армии на острове Тайвань, а обычного Китая со столицей в Пекине и самой мощной экономикой в мире.
Поэтому статус необходим, но другой. Официальный статус самоопределяющихся территорий, которые возникли в результате геополитической катастрофы — если начинать с самого начала — 1991 года. Территорий, судьбу которых должны решить их жители на референдумах. Возможно, они предпочтут присоединиться к соседним государствам. Или же выберут путь построения собственных государств — и тогда их международное признание становится делом времени, хоть и не совсем близкого. Но вначале стоить признать, что они просто есть.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+