ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Непризнанные члены Таможенного союза: сколько их есть и сколько ещё будет

Непризнанные члены Таможенного союза: сколько их есть и сколько ещё будет


6-02-2014, 22:08. Разместил: Moroz50
Валентин Жаронкин
Валентин Жаронкин
Обозреватель
Армения в 2014 году собирается вступать в Таможенный союз, а вместе с ней, очевидно, одним пакетом идёт и непризнанная Нагорно-Карабахская республика вместе со всеми своими гражданами. Как же без них. Так, официальные представители Степанакерта простодушно прокомментировали, что они не знают деталей ведущихся переговоров, однако уверены, что их статус в объединении будет таким же, как и у остальных армян.
Конечно, есть все возможности запустить Нагорный Карабах в ТС через чёрный ход. Точно так же, как это было сделано с Абхазией и Южной Осетией. Ни та, ни другая не получили признания со стороны Белоруссии и Казахстана, а потому Госдума попросту ратифицировала соглашение о беспошлинной торговле с республиками. Т.е. они вошли в Таможенный союз как часть российского рынка. На таких же правах в объединение вступает и Нагорный Карабах. Только Степанакерт, соответственно, является частью экономического пространства Армении, а не России.
Однако пора бы уже и подумать об общих принципах решения этой проблемы. У нас есть и другие территории со спорным статусом. Например, Приднестровье готово присоединяться к ТС хоть завтра. Участвуй Украина в евразийской интеграции, таможня исчезнет по факту, без официального членства — точно так же, как с Абхазией и Южной Осетией. А теперь есть ещё и Гагаузская автономия, которая, скорее всего, отзовёт назад своё решение о воссоединении с Молдавией в 1994 году, как только ТС выйдет на общую с ней границу. В конце концов, нельзя исключать и появления новых государственных образований. Нынешний кризис на Украине заставил напомнить, что лава на постсоветском пространстве ещё не застыла. Границы могут и поменяться.
Т.е. уже сейчас насчитываются два действительных и ещё два-три потенциальных члена Таможенного союза, которые не имеют официального статуса в объединении. Мы не можем закрывать глаза на такую проблему бесконечно. Это, впрочем, не означает, что обязательно необходимо добиваться международного признания всех спорных территорий. Потому что, во-первых, далеко не всегда их граждане хотят именно этого, а во-вторых, что считать международным признанием? Например, 22 государства из числа членов ООН не признают существования Китая. Не того Китая, который скрылся от коммунистической Народно-освободительной армии на острове Тайвань, а обычного Китая со столицей в Пекине и самой мощной экономикой в мире.
Поэтому статус необходим, но другой. Официальный статус самоопределяющихся территорий, которые возникли в результате геополитической катастрофы — если начинать с самого начала — 1991 года. Территорий, судьбу которых должны решить их жители на референдумах. Возможно, они предпочтут присоединиться к соседним государствам. Или же выберут путь построения собственных государств — и тогда их международное признание становится делом времени, хоть и не совсем близкого. Но вначале стоить признать, что они просто есть.
 

Вернуться назад