Уважаемые читатели! Официальная Польша в некотором смущении. Ведущие СМИ вышли с осуждением праворадикалов, напавших по случаю дня независимости на посольство Российской Федерации. И даже МИД Польши — пусть через микроблог пресс-секретаря — почти извинился за инцидент. Ну, не то чтобы извинился (опция «извиняться перед Россией» в польской идеологической матрице отсутствует) — но выразил куда-то в воздух, без адресата, сожаление в связи с инцидентом.

Между тем, строго говоря, официальной Польше извиняться особо не за что. Среди лозунгов, с которыми сотни простых польских парней поджигали ограду нашей миссии («Красная армия насильников!», «Долой коммунистов!»), — нет ни одной формулы, которая не была бы придумана официальной Польшей, не была бы отлита ею в граните и не внедрялась бы десятилетия в массовое сознание.

 Тут вот в чём вся штука: хулиганский всплеск у посольства сейчас осуждает та самая польская элита, которая:

 — официальной концепцией истории считает «идеологию национальной пострадатости от России» — сперва делившей Польшу с западноевропейцами, затем пытавшейся завоевать её в 1920-м, затем нанесшей Предательский Удар в Спину в 1939-м, а потом ещё 40 лет угнетавшей в соцлагере;

 — уже лет 20 финансирует Институт Народной Памяти — отметим, не просто какую-то мелкую конторку, а натуральное идеологическое министерство. ИНП — это целая государственная империя дурных воспоминаний с филиалами во всех крупных городах страны, занимающаяся углублением и засаливанием исторических ран и проработкой национальных обид на Россию — в учебниках, мемориалах, детских передачах;

К беспорядкам в Польше: «Закончится всё это плохо»

 — выдаёт казённые деньги на фильмы типа «1920. Варшавская битва», в котором русские большевики замышляют «вторжение в Польшу» (чьи войска к тому моменту всего лишь год как мирно вторглись в Белоруссию и как раз занимают Киев в рамках идеи «восстановить Польшу в границах от моря до моря»). Но героизм польских защитников остановил ммм… агрессоров;

 — ну и так далее.

То есть по сути — единственное, за что официальная Польша сейчас искренне может осуждать свою горячую патриотическую молодёжь, так это за неумение держаться в рамках истинно европейской дрессированности. Или, как выразился тот же пресс-секретарь МИДа, «мы осуждаем нарушение Венской конвенции».

Я это всё к чему: не стоит сводить инцидент к выходке маргиналов, от остального общества совершенно отдельных. Не бывает таких маргиналов, которые идеологически были бы полностью созвучны с официальной идеологией. Таких людей зовут как-то иначе.

Поэтому на самом деле мы имеем дело не с маргиналами, а, извините, с авангардом. С  политическим активом того самого гражданского общества, что было воспитано в Польше за последние четверть века.

Не стоит забывать, что Польша в конструкции западных архитекторов — это несущее звено антироссийского «санитарного кордона». И население там воспитывается в весьма жёстких идеологических рамках, которые заведомо, на уровне «психологической невозможности», отсекают симпатию к России как стране.

Этот идеологический барьер, если память мне не изменяет, сами поляки пару раз пытались пробить. Один раз — после бесланской трагедии в 2004-м, в период потепления отношений, когда цветы к ограде нашего посольства принесла даже супруга тогдашнего президента Квасьневского. Второй раз — после крушения под Смоленском самолёта президента Качиньского, когда польское общество было тронуто искренним сочувствием русских.

Но дело в том, что именно такие всплески сопереживания — для восточноевропейской идеологической матрицы и являются маргинальными. Мейнстрим же — традиционная европейская русофобия. Правда, в Европе положена русофобия более сдержанная: тут польский «авангард патриотической молодёжи» в самом деле погорячился.  Даже как-то перед русскими неудобно.

 

Виктор Мараховский

 

 

 

Польская эскалация ненависти к России

Польша Варшава Марш Независимости нападение посольство РФ

95-ю годовщину независимости Польши после Первой мировой войны радикально настроенные правые силы превратили в фейерверк агрессии и ненависти. Акты вандализма по отношению к посольству РФ заставили полицию потребовать прекратить манифестацию

У Дворца культуры и науки в Варшаве был сожжен российский флаг, а до этого демонстранты кричали, что "Россия - курва". То, что произошло, не является случайностью, хотя и вызвано разными причинами.


Неизменным элементом идеологии всех польских правых организаций является программная ненависть к России. Это ненависть, взращиваемая уже много лет, ставшая частью школьного образования, звучит из уст политиков и умело распространяется СМИ, и не только крайне правыми. Россия и ее президент Владимир Путин для многих являются тем же самым, что и дьявол в учении Римско-католической церкви – воплощением зла из КГБ, которым пугают всех вокруг. Кроме того, эта ненависть – один из элементов польских международных отношений и инициируемой Польшей политики ЕС по отношению к России. Ярко выраженную антироссийскую позицию занимает глава польской дипломатии. 


Ни одна манифестация польской оппозиции не обходится без антироссийских элементов. Слоган "Серпом и молотом по красному сброду" скандируется почти на каждым из их публичных выступлений, звучит на футбольных матчах и на встречах под эгидой католического Радио Мария. Это происходит вот уже много лет подряд. Образцом эскалации ненависти к России стал варшавский футбольный матч Польша-Россия во время чемпионата Евро 2012. 

В СМИ практически невозможно найти объективных материалов о России. Ее образ извращают, описывают крайне тенденциозно. Классическим примером можно назвать публицистические материалы о России в газете "Выборча". 

Ненависть, обращенную к России, можно встретить и в Римско-католической церкви: чаще всего она связана со смоленской катастрофой или историей Польши. Амвоны в храмах часто служат политической трибуной, а сами храмы - местом политических дискуссий по случаю национальных праздников, иногда, как, например, 3 мая или 15 сентября, совпадающих с церковными праздниками. 

Любая критика иерархов, особенно в последнее время, в этой религиозной группе чаще всего воспринимается как нападки на церковь, а критики - как враги церкви, с которыми нужно бороться и направлять на них всю силу эмоций.

Польские лидеры правящей в настоящий момент группы, премьер и президент Польши – историки по образованию с оппозиционным прошлым, связанным с "Солидарностью". Из-за этого они не могут соблюдать дистанцию и объективно относиться к прежним временам. Для них, как в своем выступлении 11 ноября сказал президент Коморовский, Польша обрела независимость в 1918 и 1989 году.

Перечеркивая всю свою взрослую жизнь, эти польские лидеры также на свой лад культивируют ненависть к России. Вклад в победу Первой Армии Войска Польского во время Второй мировой войны тенденциозно игнорируется, потому что польские солдаты воевали плечом к плечу с Красной Армией.

Период восстановления государства после войны отрицается, вычеркивается из истории – потому что это "совок", ПНР, период тоталитарного государства под эгидой Сталина и СССР. Именно так новейшая история Польши преподносится молодому поколению в школах. Молодежь уже в начальной школе учат ненависти и презрению к восточному соседу и своему собственному прошлому. 

Правые радикалы, народники, – это прежде всего молодежь, которой государство и общество не предоставляют достаточно возможностей, чтобы выплеснуть энергию, присущую их возрасту. Для них спорт – это прежде всего драки на стадионах, поскольку в школах спорт практически отсутствует. Уроков религии больше, чем уроков физкультуры.

Строительства футбольных стадионов в рамках правительственной акции "Орленок" недостаточно. Академический спорт доступен только избранным. Нет массового спорта для молодежи, спорт стал коммерческим развлечением. Процветающее во времена ПНР движение харцеров, массово объединяющее молодежь, превратилось в элитарные группы, соревнующиеся между собой в понимании "национального патриотизма". 

Наконец, одна из последних причин – это восприятие молодежью, и не только, свободы как анархии, неуважения к этическим нормам и закону. И опять же пример подается сверху: польским парламентом, несправедливыми судами, снисходительными стражами порядка, неэтичными клерикалами.

И если в Польше официально ненавидят Россию, если на потребу политике переиначивается история, если презрение, хамство и агрессия по отношению к другим публично допускаются и поощряются, если СМИ занимаются антироссийской пропагандой, а свобода приравнивается к анархии даже в польском парламенте, то в поведении необузданной молодежи нет ничего удивительного. 

Вокруг нее слишком много дурных примеров. 

Взгляды автора могут не совпадать со мнением редакции


Зофья Бомбчиньска-Йелонек
rus.ruvr.ru

"Царство Сумасбродное Польское" опять бунтует против России

В Варшаве во время "Марша за независимость" активисты пытались поджечь посольство России, трое человек арестованы. Страна, которая на протяжении всей своей истории примыкала к более сильным соседям и даже более столетия не имела собственной государственности (в 1795 году в результате трёх разделов, когда территория была разделена между Пруссией, Австрией и Россией, таким образом Польское государство перестало существовать), до сих пор мстит только России как преемнице СССР. Как считает эксперт, автор книг по истории советского периода Игорь Пыхалов, у нашей страны с Польшей давние и не самые приятные отношения, противостояние уходит вглубь веков к Киевской Руси. А все потому, объясняет он, что когда Польша начинает чувствовать себя достаточно сильной, поляки начинают "задирать" всех соседей. "Так было и в 20 веке, когда вновь созданная Польша фактически ограбила всех соседей, и Советскую Россию во время гражданской войны, и Германию. Но часто Польша неадекватно оценивает свои силы, в свое время Екатерина II говорила про Польшу: "Царство Сумасбродное Польское"", - рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.  

Вопрос: Игорь Васильевич, произошел очередной акт бездумной агрессии по отношению к России – попытка поджога нашего посольства в рамках марша за независимость. При чем здесь наше посольство и какая такая независимость им нужна теперь?

Игорь Пыхалов российский публицист, автор книг, посвященных сталинской эпохе и деятельности НКВД СССР, создатель интернет-проекта "За Сталина!" , автор книги "Великая оболганная война"|Фото: herzenlib.ruИгорь Пыхалов: Дело в том, что у нас с Польшей вообще отношения достаточно своеобразные, мы уже практически тысячу лет находимся в состоянии постоянных конфликтов, и при этом, фактически, очень многие поляки привыкли во всех своих бедах винить Россию, что мы несколько раз их оккупировали, лишали независимости. Как известно, Польша долго была в составе Российской Империи, точнее, ее большая часть. А потом, после Великой Отечественной войны, они тоже были в составе Советского блока, хотя и сохраняли статус независимого государства. С их стороны забывается все, что было хорошего сделано с нашей стороны по отношению к Польше, а этого было, в общем-то, немало, и соответственно, забываются все их враждебные деяния.

Вопрос: О какой независимости может говорить государство, которое на протяжении всей своей истории постоянно присоединялось к другим странам, и даже был период, когда целый век Польша как государство не существовало?

Игорь Пыхалов: Да, но тут надо сказать, что в отличие от других таких стран, той же Эстонии или Латвии, которые были практически созданы только в 20 веке, Польша – действительно государство с древней историей. Болеслав Храбрый провозгласил себя королем еще в 1025 г. И был период времени, когда Польша по объективным данным была сильнее, чем Россия, то есть, в принципе, они вполне могли претендовать на гегемонию в этой части мира. Но в результате этого польско-русского противостояния поляки проиграли, то есть наш "русский проект" оказался более успешным, и, соответственно, полякам это очень обидно, поэтому многие из них такую свою обиду за нереализованные мечты о великой державе проецируют на своих соседей, которые их этой возможности лишили.

Вопрос: Вот интересно, что Польша - государство такое маленькое, вроде, безобидное, но очень конфликтное? Почему?

Игорь Пыхалов: Такая особенность есть, кстати говоря, если вспомнить Болислава Храброго, ведь за свое правление он успел повоевать практически со всеми соседями, их ограбить, отнять какие-то земли, в том числе и у Киевской Руси, но зато потом, после его смерти, при его сыне последовал такой ответный удар, что тогда, можно сказать, состоялся не то что первый, а "нулевой" раздел Польши. С востока по ней ударили русские войска во главе с Ярославом Мудрым, а с запада – немцы. Они там и посадили своего короля. Потом это случалось неоднократно. Когда Польша начинает чувствовать себя достаточно сильной, она начинает задирать всех соседей, причем по всему периметру. Так было и позже, и в 20 веке, когда вновь созданная Польша фактически ограбила всех соседей, и советскую Россию во время гражданской войны, и ту же самую Германию. Естественно, что это им любви не прибавляет со стороны соседей. Это, видимо, такая особенность польской элиты, как говорил по их поводу Уинстон Черчилль, премьер Великобритании - трагедия Польши в том, что храбрейшими из храбрых очень часто управляли глупейшие из них.

Вопрос: А как Польша вела себя во время Второй мировой войны?

Игорь Пыхалов: Здесь опять-таки надо рассматривать всех поляков в целом, и на нашей стороне многие поляки воевали, и были в Польше свои партизаны, но с другой стороны, не надо забывать, что многие из поляков прислуживали немцам. Кстати говоря, сам по себе такой расклад, что именно Польша казалась жертвой Гитлера, он, в общем-то, вызван не реальной позицией, а недоразумением. За год до Второй мировой войны, фактически, Польша тоже поучаствовала в захвате Чехословакии, мы, в общем-то, все знаем о том, что был сговор осенью 1938 г., когда у Чехословакии отняли Судетскую область. Но одновременно с этим также Польша урвала кусок Чехословакии – Тешинскую область, они там выступали как прямые союзники Гитлера. Но дальше им договориться не удалось, хотя и в Германии, и в Варшаве были планы совместного нападения на Советский Союз. Но, тем не менее, все-таки многие повели себя недостойно и дальше – в отношении евреев, как сейчас выясняется. Но это не вся Польша.

Вопрос: В Польше есть внутренняя политика, провоцирующая такие выпады против России среди населения сейчас?

Игорь Пыхалов: Если рассматривать постсоветское пространство, то фактически во всех вновь созданных государствах в лице бывших советских республик, и, в общем-то, в странах из бывшего Варшавского договора, в той или иной степени идеологией является антисоветизм, антироссийские настроения там преобладают. Они заточены на то, чтобы образовывать вокруг России такой санитарный кордон. И поэтому, в общем, такие настроения есть. Хотя, понятно, что с одной стороны, они проистекают из своего чувства неполноценности, обиженности, но с другой стороны, они целенаправленно подпитываются со стороны наших "друзей", которые находятся по другую сторону океана. То есть совершенно ясно, что эти враждебные действия как раз нужны, чтобы держать Россию постоянно в изоляции.

Вопрос: А те лидеры, которые пророссийские, каким-то образом лишаются власти, не допускаются вообще?

Игорь Пыхалов: Быть пророссийским политиком в Польше – это сейчас занятие неблагодарное. Потому что сейчас Россия слаба. И в данный момент мы не можем их защитить, здесь им стоит вспомнить предательство Горбачева, который в начале 90-х сдал Восточную Германию и при этом даже не потребовал гарантий неприкосновенности для ее лидеров. Там ФРГ просто людей из ГДР судила. То есть мы себе создали такую очень неприятную репутацию. И в общем-то, еще долго будем с этими последствиями бороться. Но, тем не менее, надеюсь, что ситуация на международном уровне будет выправляться.

Вопрос: Сейчас идет укрепление России за счет всевозможных торговых союзов, но эти договоры служат, чтобы укреплять отношения с восточной частью постсоветского пространства, а не с европейской?

Игорь Пыхалов: Да, у нас началось очень медленное, но выздоровление, сейчас мы пытаемся осуществлять какую-то интеграцию, но до Польши дело дойдет еще не скоро. Хотя надо сперва на территории соцлагеря отношения выстроить. Естественно, Российская Федерация в нынешних границах - государство совершенно неестественное, понятно, что нам надо объединяться и с Украиной, и с Белоруссией, другими республиками. А когда у нас здесь будет реально сильное государство, с сильной и промышленностью, и экономикой, которые идут на подъем, тогда и Польше будет гораздо интереснее с нами сотрудничать, потому что это будет выгоднее, и уже видно, что сильный сосед под боком. А пока такого нет, то возникает желание прислуживать более сильному - то есть западу.

Вопрос: Наверное, у каждого государства есть свой "характер", сценарий, по которому оно развивается – у Польши получается такая судьба? Просто прислуживать более сильному соседу или быть его частью?

Игорь Пыхалов: В свое время Екатерина II назвала Польшу - "Царство Сумасбродное Польское". Они очень часто себя неадекватно оценивают, они умудряются поссориться со всеми соседями, при этом не оценивая перспективы, что это против них может и вылиться. И внутри страны у них нет стабильности. Но не стоит забывать, что государство существует тысячелетие, это все-таки мощная держава, хотя, конечно, объективно оно не играет ключевой роли в мировой политике, но, тем не менее, как государство состоялось. В отличие от большинства постсоветских республик.

nakanune.ru