В первой декаде октября на индонезийском острове Бали прошла ежегодная встреча высших руководителей стран и территорий, образующих форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Число членов форума включает 21 экономику Азии, Австралии, Южной и Северной Америки. Неизменная цель АТЭС с момента создания этого объединения – содействие торгово-экономической либерализации в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Риторика, типичная для саммитов АТЭС (а их число уже перевалило за 20), всегда приучала к мысли, что экономический рост невозможен без поощрения экспорта, без предоставления транснациональным корпорациям свободного доступа к внешним рынкам и беспощадной борьбы с протекционизмом. Однако чем дольше длится мировой кризис, тем менее убедительно всё это звучит... О поисках новых ориентиров для АТЭС свидетельствует и та повестка дня, которую, на правах хозяйки саммита, предложила всем членам форума Индонезия.
Правда, первая из трёх позиций, выдвинутых индонезийской стороной, как будто не отличается оригинальностью: речь идет о подтверждении того, что для АТЭС сохраняют актуальность так называемые «Богорские цели». Имеется в виду установка на планомерное и неуклонное снижение торговых барьеров в АТР в период до 2020 года, принятая еще на саммите в Богоре (Индонезия, 1994 г.) и являющаяся для АТЭС чем-то вроде фирменного знака. Существенно, однако, что, сделав этот реверанс, организаторы саммита напомнили: в соответствие с имеющейся договоренностью, каждый из членов форума выстраивает собственный график либерализации и руководствуется при этом потребностями своего развития.
Далее, Индонезия предлагает членам АТЭС избрать в качестве приоритета «устойчивое и справедливое развитие». Казалось бы, и эта формула не блещет новизной, но обоснована она отнюдь не в классическом для АТЭС стиле. Заместитель министра финансов Индонезии Махендра Сирегар поясняет: в условиях кризиса, охватившего рынки развитых стран, неустойчивость ряда экономик АТР определяется как раз тем, что в прошлом считалось их сильной стороной, а именно экспортной ориентацией. Кроме того, поскольку ставка на экспорт не предполагает равномерного развития различных отраслей национального производства, то с нею связан и рост социального неравенства, что также усугубляет неустойчивость. Выход – в более равномерном распределении доходов, в повышении благосостояния малоимущих, что приведет к повышению емкости внутреннего рынка и откроет возможности экономического роста за счет удовлетворения внутреннего спроса.
В дополнение к этому у АТЭС, согласно индонезийским предложениям, есть еще один важнейший резерв поощрения торгово-инвестиционной активности и экономического роста в регионе – деятельность в русле connectivity. Этот английский термин, заимствованный из языка программистов, обозначает применительно к экономической жизни совокупность мер, ведущих к наращиванию и диверсификации взаимосвязей между регуляторами и субъектами рынка – от сооружения и совершенствования физической инфраструктуры до логистических новшеств, упрощения визовых режимов, сотрудничества в сфере подготовки управленческих кадров и пр. Можно добавить, что данная тема уже основательно проработана в программных документах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в частности, в «Генеральном плане АСЕАН по наращиванию взаимосвязей» (Master Plan on ASEAN Connectivity, 2010 г.), и в этом смысле почва для индонезийской инициативы вполне подготовлена.
Естественно, всё это пока не более чем попытка вести в традиционную для АТЭС повестку дня такие положения, которые сделают в будущем программу работы форума менее догматичной и более отвечающей современным требованиям. Есть ли вероятность, что предложения, выдвинутые Индонезией, будут подхвачены и одобрены другими членами АТЭС? Полагаем, что есть – во всяком случае, если говорить о предыдущем председателе АТЭС, в роли которого выступала Россия, и о стране, к которой председательство перейдет в 2014 году, то есть о Китае. Почему бы этим трём крупным и влиятельным державам не обсудить вопрос о том, каким образом обновить повестку дня Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, закрепив в работе форума наряду с «богорскими целями» и «балийские мотивы»?
Виктор Владимирович СУМСКИЙ – доктор исторических наук, директор Центра АСЕАН при МГИМО МИД РФ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+