"Я считаю, что сегодня самое главное – выработать новую стратегию гуманитарного образования, вернее, гуманизации дошкольного и школьного образования. Проблема не в вузовском образовании. Хотя и вузы, я считаю, требуют определенной гуманизации своих программ, даже технические.
А вот то, что происходит в дошкольном и школьном образовании, у меня вызывает большую тревогу. Не случайно сегодня Геннадий Викторович Хазанов и мои коллеги говорили о колоссальном кризисе публики. Когда мы говорим о кризисе культуры, некоторые полагают, что речь идет о том, что художники не дорабатывают.
Но у Пушкина была замечательная фраза в свое время: "Публика образовывает драматические таланты". Какая публика, такой и результат художественной культуры. Потому что, так или иначе, особенно в ситуации рынка, художник начинает работать на рынок. А сегодня, когда мы говорим о том, что наиболее успешные коммерческие проекты – это Стас Михайлов и "Камеди клаб", то совершенно очевидно, что сегодняшний рынок не в состоянии стимулировать развитие серьезного искусства и серьезной культуры в силу того, что понимания нет.
Кризис понимания между публикой и художниками. И поэтому в филармонию ходит полтора процента населения, в музеи три, а в театр семь. Эта ситуация требует изменения. А изменение она может получить только, если мы позаботимся о том, что будет с нашей культурой через 10-15 лет и начнем с дошкольников, с младших школьников. А это очень сложный системный проект.
Я приведу пример. Министр культуры Владимир Вячеславович Мединский предложил Минобразу список из ста фильмов, которые надо посмотреть всем школьникам. Но я посмотрел список этих картин. Можно спорить, то вошло или это не вошло, это не принципиально совершенно. Я считаю, что список есть, им можно пользоваться, что-то добавляя, что-то изымая.
Дело не в этом. Дело в том, что для того, чтобы этот список оказал влияние на школу, нужно 56 тысяч с лишним людей, которые в состоянии прокомментировать то, что в этом списке дети будут смотреть, потому что без комментария смотреть картину 1948-го года практически невозможно. Вот берем классическую картину "Чапаев", которую я смотрел сто раз, когда был мальчишкой.
Сегодня, когда мы хороним Деникина, показываем по Первому каналу фильм "Адмирал", говорить о том, что белые ужасны, а красные прекрасны - это надо комментировать каким-то образом. При том, что картина гениальная. Это очень серьезные вопросы. Мы ругаем Ленина и одновременно показываем "Броненосец Потемкин". Это как? Понимаете, это то, что требует для школьника какого-то комментария, который введет его в контекст.
Поэтому я считаю, что проблема состоит в том, чтобы гуманизация образования происходила умно и толково. Мариинский театр достроят, уверяю вас, поставят новые спектакли во МХАТе, все будет хорошо. Дело не в этом. Весь вопрос в том, что контакт между публикой и художником должен быть определенного качества. Кроме того, я считаю, что культура должна быть оплачиваемой, потому что она развивает людей, развивает их творческие подходы, усложняет взгляд на мир.
Я всегда привожу студентам один пример, когда в романе Томаса Манна "Иосиф и его братья" жена Потифара хочет, чтобы Иосиф стал ее любовником. Иосиф приводит 10 причин, по которым этого не может быть. Сегодня у нас бы привели одну причину, и она была бы чисто медицинская. К сожалению, мы все упростили в восприятии мира до безобразия. Понимаете? И поэтому я считаю, что мы очень много теряем, не умея сложно воспринять мир и сложно выразить его богатство.
Это не праздное дело. Не надо сводить все к идеологизации. Не надо говорить, мы хотим, чтобы культура была патриотической. Патриотизм – это более сложное явление. И он формируется, поверьте мне, не только из художественного опыта. Нормальный человек с молоком матери впитывает любовь к родине.
Любовь к государству – это уже почти сексуальное извращение. А вот любовь к родине - это естественный и очень важный акт, который вырабатывается почти на генном уровне, на уровне семейном, на уровне уклада жизни, а не только потому, что он посмотрел фильм "Чапаев" или фильм "Утомленные солнцем".
Поэтому я бы идеологическую нагрузку с этого всего несколько подубрал. Кому-то нравится аристократия, кому-то нравятся революционеры. Мы тут будем очень долго обсуждать, какой патриотизм и к чему надо развивать. Но есть вековые ценности – христианские, мусульманские - они часть культуры, их формирование идет более сложным процессом, чем просто влияние художественной культуры на людей".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 5
Рейтинг поста:
Да, это было бы смешно, если бы не было так грустно.
"Мальчик воспитанный интернетом, был повергнут в шок, увидев на улице одетых женщин":)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 28
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
Видно тренд изменился.Социальный заказ от сильных мира сего" стал другим.Русофобство и похабство стало не выгодно и просто опасно.Даже страшно подумать для"швыдких",которые буквально ржали над советской культурой, а на сайте минкульта в списке рекомендованных фильмов были залежи порнушки.Так вот - для них просто ужас,что появилась мода на русский патриотизм!
За это(за русский патриотизм) иностранных грантов не выделяют и Оскаров не присуждают!
Чем более тупые и безкультурные "потребители",тем легче им впарить всё,что угодно.
Юмор "ниже пояса" и мультики для дебилов и про дебилов("Гриффины",к примеру)
Как американские мультфильмы делают дебилов из наших детей..
--------------------
Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1789
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1211
Рейтинг поста:
Искусство (и культура в целом) должна вести за собой, прививать все лучшее и доброе и тогда получаются великие шедевры.
Сложеницин, например, со своими произведениями- конъюктурщик политической ситуации, разменная монета. Могу предположить, что через определенное время он будет интересен только историкам, узким спецам по истории нашего с вами времени. Я, лично, не нахожу у него ничего "вечного", что до него не было сказано. А "Иван Денисович" -для меня, как вырванный из жизни эпизод, в котором, по замыслу автора, заключена ВСЯ жизнь этого бедолаги, да еще с претензией на обобщение.
Работа на рынок, за деньги(хотя без них не обойтись)-это ширпотреб. Есть у нас модный художник, пишущий портреты "важных"(читай денежных) персон. Возможно он хорошо малюет, но во-первых, кому это надо сейчас. Во-вторых, время (историческое) покажет, насколько он талантлив как портретист.
Сама постановка вопроса-в духе Швыдкого.
Кстати, он легко подписывал бумаги о сдаче "старым владельцам" произведений искусства, которые попали в СССР тем или иным способом, например во время ВОВ (обычная практика во все времена). А это говорит и о самом Швыдком. К этому же его тяга к самопиару и известности, в результате чего он не сходит с экрана ТВ на некотрых каналах, тоже его характеризует.
Рыночник от искусства.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Выражаемой интересами, которые можно только направлять на лучшие образцы.
Школьник еще мечтает, проигрывая при этом будущую взрослую жизнь.
Как бы я все устроил? – «Робинзон Крузо».
Как бы я жил в коллективе? – «Таинственный остров».
Каким бы я был героем? – «Три мушкетера».
И так далее. А что ему при этом суют? Не знаю, есть ли сейчас в программе «проблема лишних людей» или «луч света в темном царстве»? - На кой черт это школьнику?
Должна или не должна изменять Анна Каренина своему мужу? - Ведь это же чистый бред.
"Броненосец Потемкин"??? - Кто-то в мясе червей обнаружил?
"Утомленные солнцем"? - Никита Михалков еще не осточертел?
Тут главный аргумент такой: если ИХ в школе не ЗАСТАВИТЬ прочесть, то потом никогда не прочтут. И, стало быть, НЕ СТАНУТ КУЛЬТУРНЫМИ.
Да в том-то и дело, что ЗАСТАВЛЯТЬ вовсе не требуется, если это отвечает интересам ребенка. И если он с детства знает, что книга это не объект мучений, а НАСЛАЖДЕНИЕ, тогда и взрослым найдет удовольствие в чтении.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1848
Рейтинг поста:
http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-015.htm
"Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Лет 15 тому назад молодые люди занимались только военною службою, старались отличаться одною светской образованностию или шалостями; литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления; воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний. 10 лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разговор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою), превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные".
Разве чем то не похоже на нынешнюю ситуацию?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 213
Рейтинг поста:
"Мы ругаем Ленина и одновременно показываем "Броненосец Потемкин". Это как? Понимаете, это то, что требует для школьника какого-то комментария, который введет его в контекст."
Сейчас взглядов на то, что сделал или не сделал Ленин, много. Как комментировать фильм "Чапаев" современному ребенку? КТО должен определять критерии и нормы?
Ессно, все скажут, надо говорить правду. А что сейчас в учебниках истории пишут? Какую правду? О том же Ленине?
Считаю, нужен комплексный подход. Путин упоминал проблему с исторической правдой.
Остается надеяться, что ситуация разрешится.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста:
уже не устривают т.н. рынок,за который они ратовали в конце
80-х в начале 90-х.Плохим танцорам-исскусствоведам всегда
что-то мешает.Развалили русское советское искусство своего
ничего предложить,кроме похабщины разумеется,не смогли.А те-
перь публика, видите ли,не та, не кошерная. Плебс,одним словом.Ну, и советнички по разряду"искусство" у нашего пре-
зидента,однако.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1848
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 169
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Согласна с Вами, Сергей. При размещении статьи улыбнуло его же определение тех, кого он так старательно взращивал, а теперь сам же и хаит: "Какая публика, такой и результат художественной культуры"
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 5
Рейтинг поста: