ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Михаил Швыдкой: "Какая публика, такой и результат художественной культуры"

Михаил Швыдкой: "Какая публика, такой и результат художественной культуры"


20-01-2013, 14:21. Разместил: virginiya100
   
         
   

Сегодняшний рынок не в состоянии стимулировать развитие серьезного искусства, а то, что происходит в дошкольном и школьном образовании, у меня вызывает большую тревогу, сказал нашей Компании в кулуарах Гайдаровского форума спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой

"Я считаю, что сегодня самое главное – выработать новую стратегию гуманитарного образования, вернее, гуманизации дошкольного и школьного образования. Проблема не в вузовском образовании. Хотя и вузы, я считаю, требуют определенной гуманизации своих программ, даже технические.

А вот то, что происходит в дошкольном и школьном образовании, у меня вызывает большую тревогу. Не случайно сегодня Геннадий Викторович Хазанов и мои коллеги говорили о колоссальном кризисе публики. Когда мы говорим о кризисе культуры, некоторые полагают, что речь идет о том, что художники не дорабатывают.

Но у Пушкина была замечательная фраза в свое время: "Публика образовывает драматические таланты". Какая публика, такой и результат художественной культуры. Потому что, так или иначе, особенно в ситуации рынка, художник начинает работать на рынок. А сегодня, когда мы говорим о том, что наиболее успешные коммерческие проекты – это Стас Михайлов и "Камеди клаб", то совершенно очевидно, что сегодняшний рынок не в состоянии стимулировать развитие серьезного искусства и серьезной культуры в силу того, что понимания нет.

Кризис понимания между публикой и художниками. И поэтому в филармонию ходит полтора процента населения, в музеи три, а в театр семь. Эта ситуация требует изменения. А изменение она может получить только, если мы позаботимся о том, что будет с нашей культурой через 10-15 лет и начнем с дошкольников, с младших школьников. А это очень сложный системный проект.

Я приведу пример. Министр культуры Владимир Вячеславович Мединский предложил Минобразу список из ста фильмов, которые надо посмотреть всем школьникам. Но я посмотрел список этих картин. Можно спорить, то вошло или это не вошло, это не принципиально совершенно. Я считаю, что список есть, им можно пользоваться, что-то добавляя, что-то изымая.

Дело не в этом. Дело в том, что для того, чтобы этот список оказал влияние на школу, нужно 56 тысяч с лишним людей, которые в состоянии прокомментировать то, что в этом списке дети будут смотреть, потому что без комментария смотреть картину 1948-го года практически невозможно. Вот берем классическую картину "Чапаев", которую я смотрел сто раз, когда был мальчишкой.

Сегодня, когда мы хороним Деникина, показываем по Первому каналу фильм "Адмирал", говорить о том, что белые ужасны, а красные прекрасны - это надо комментировать каким-то образом. При том, что картина гениальная. Это очень серьезные вопросы. Мы ругаем Ленина и одновременно показываем "Броненосец Потемкин". Это как? Понимаете, это то, что требует для школьника какого-то комментария, который введет его в контекст.

Поэтому я считаю, что проблема состоит в том, чтобы гуманизация образования происходила умно и толково. Мариинский театр достроят, уверяю вас, поставят новые спектакли во МХАТе, все будет хорошо. Дело не в этом. Весь вопрос в том, что контакт между публикой и художником должен быть определенного качества. Кроме того, я считаю, что культура должна быть оплачиваемой, потому что она развивает людей, развивает их творческие подходы, усложняет взгляд на мир.

Я всегда привожу студентам один пример, когда в романе Томаса Манна "Иосиф и его братья" жена Потифара хочет, чтобы Иосиф стал ее любовником. Иосиф приводит 10 причин, по которым этого не может быть. Сегодня у нас бы привели одну причину, и она была бы чисто медицинская. К сожалению, мы все упростили в восприятии мира до безобразия. Понимаете? И поэтому я считаю, что мы очень много теряем, не умея сложно воспринять мир и сложно выразить его богатство.

Это не праздное дело. Не надо сводить все к идеологизации. Не надо говорить, мы хотим, чтобы культура была патриотической. Патриотизм – это более сложное явление. И он формируется, поверьте мне, не только из художественного опыта. Нормальный человек с молоком матери впитывает любовь к родине.

Любовь к государству – это уже почти сексуальное извращение. А вот любовь к родине - это естественный и очень важный акт, который вырабатывается почти на генном уровне, на уровне семейном, на уровне уклада жизни, а не только потому, что он посмотрел фильм "Чапаев" или фильм "Утомленные солнцем".

Поэтому я бы идеологическую нагрузку с этого всего несколько подубрал. Кому-то нравится аристократия, кому-то нравятся революционеры. Мы тут будем очень долго обсуждать, какой патриотизм и к чему надо развивать. Но есть вековые ценности – христианские, мусульманские - они часть культуры, их формирование идет более сложным процессом, чем просто влияние художественной культуры на людей".


Вернуться назад