|
Андрей Виноградов
|
Родился в 1955 году в Москве. Заканчивал ИСАА при МГУ. Китаист в третьем поколении. Работал на радио, телевидении, в газете "Сегодня", журналах "Главная тема", "Профиль", "Апология" и др. Ведущий научный сотрудник ИДВ РАН.
|
Часть 1. Китай – бедная страна с дешевой рабочей силой
Я давно собирался написать для сайта про Китай, поскольку именно с этой страной связана моя жизнь. Однако никак не мог решить, с чего начать. Потому что когда сталкиваешься с поразительным незнанием предмета даже со стороны солидных людей, чья компетенция в остальных вопросах не вызывает никаких сомнений, руки опускаются ввиду «неподъемности» задачи объяснить все и сразу.
Поэтому начать я решил «от печки», то есть с описания мифов, наиболее широко распространенных сегодня в интернете и активно использующихся (в том числе и глубоко мною уважаемыми авторами «Однако»).
Итак, часть первая.
Китай – бедная страна с дешевой рабочей силой
Пожалуй, с утверждениями о том, что рабочие в Китае получают 200 долларов в год и только за счет дешевой рабочей силы Китай добился и продолжает добиваться успеха, приходится сталкиваться чаще всего.
Но сначала пару слов не о рабочих, а о стране в целом.
Обогнав Японию и страны Европейского Союза, Китай в 2010 году вышел на второе место по объему ВВП (цифры). К концу текущего столетия КНР, по прогнозам как китайских специалистов, так и американских, обгонит по размерам ВВП США и выйдет на первое место в мире. При этом различные экономические кризисы, будоражащие в последнее время мир, этому пока скорее способствуют. На вопрос, почему – придется написать отдельный текст (попробую рассказать об этом во второй части).
При этом не стоит забывать о том, что в рамках традиционного марксистского деления на капитализм и социализм Китайская Народная республика продолжает оставаться социалистической страной. Хотя и «с китайской спецификой» – существующий в Китае социализм имеет название «рыночный», то есть наряду с госрегулированием, являющимся основным способом функционирования экономики, широко используются так называемые рыночные механизмы. И наряду с предприятиями, находящимися в госсобственности и различных формах коллективной собственности, присутствуют также частные предприятия и предприятия личные. Которые, однако, не являются основой экономики (на них занято около 20% работающих). Существуют также смешанные предприятия с участием иностранного капитала, но они выделены в отдельный сегмент и находятся в основном в так называемых специальных экономических районах.
Теперь перейдем к уровню жизни населения. Действительно, по статистике (понятно, что статистика не всегда отражает реальное состояние дел, но об этом – отдельно) в Китае на 2010 год насчитывалось почти 27 млн человек, среднедушевой доход которых составлял около 1300 юаней. Правда, это все равно больше 200 долларов (официальный курс – чуть более 6 юаней за один доллар), но несущественно. По сравнению с 2009-м годом число этих людей сократилось на 9 млн чел, но их все равно по нашим меркам много. А вот по китайским – это примерно 2% населения страны. Эти люди живут в основном в крайне неблагополучных районах страны и относятся к категории беднейших крестьян. Именно они чаще всего предстают туристам в больших городах в качестве нищих и попрошаек (помимо тех, кто занимается этим, так сказать, профессионально). Существует специальная программа помощи данной категории граждан, однако проблема действительно существует.
Впрочем, существует еще одна проблема – мы все знаем о том, что курс юаня по отношению к доллару реально занижен (по мнению некоторых – в два - два с половиной раза). Не буду вдаваться в сложные подсчеты по паритету покупательной способности и стоимости потребительской корзины, просто приведу некоторые примеры, исходя из собственной практики. Только сначала предлагаю отказаться от пересчета рублей и юаней в доллары и исходить в целом из того, что один юань равен примерно 5 рублям (если считать по официальному курсу с пересчетом в доллары).
Так вот – реальное соотношение цен на различные товары и услуги массового потребления составляет 10, а иногда и двадцать и больше раз. Например, проезд в метро в Пекине стоит два юаня, в наземном транспорте – 1-2 юаня. Минимальная стоимость проезда в такси, которое тоже можно с полным правом считать общественным транспортом – 10 юаней (этого хватает на 15-тиминутную поездку), стоимость проезда от центра города в аэропорт – примерно 60 юаней днем и около 80 – ночью. При этом с частным извозом покончили давно (он остался лишь в маленьких городках, в большей степени на юге страны), все машины – государственные и оборудованы таксометрами, все таксисты имеют лицензию (чаще всего они арендуют машины), которая закреплена перед передним сидением пассажира.
Стоимость порции пельменей в хутуне (так называются маленькие переулки) – 3,4 юаня, стоимость бутылки дешевой водки «эрготоу» – 3,5 юаня за поллитру, бутылка пива (0,7 литра) – 1,4 юаня. Примерно такое же соотношение цен на продукты питания. И это в Пекине, который, понятное дело, является далеко не самым дешевым городом в Китае. Впрочем, базовые цены по стране практически не отличаются.
После этого необходимого уточнения, которое показывает реальное соотношение цен, вернемся снова к уровню жизни китайцев. Начнем с низшего – крестьян. Если не брать беднейшие слои и нищих, о которых было сказано выше, то среднедушевой доход в деревне составляет около 7 тысяч юаней в год (не на семью, на каждого члена семьи). Это, конечно, немного, но при пересчете в рубли, если умножать не на пять, а на двадцать – дает, согласитесь, вполне приемлемую цифру. Мне возразят (как уже неоднократно бывало), что у китайских крестьян нет пенсий. Отвечаю – сегодня уже есть. С 2010 года пенсионная система полностью охватывает и сельские слои населения.
Теперь, наконец, о зарплатах рабочих и служащих. В моем распоряжении статистические данные Госстата КНР за 2010 год о среднегодовом уровне зарплаты в городах и поселках страны. В соответствии с ними наиболее низкооплачиваемыми работниками являются те, кто занят на частных и индивидуальных предприятиях (они менее защищены и т.п.). При этом в самых низкооплачиваемых отраслях зарплата составляет:
– общественное управление и общественные организации – 8,90 тысяч юаней в год;
– сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство – 16, 37 тысяч;
– гостиничное хозяйство и сфера услуг – 17,53 тысяч.
При этом рост по сравнению с предыдущим годом – более 12%. За исключением общественных организаций, работа на которых, как мне кажется, не является для работников основной.
Еще раз подчеркну, что эти цифры касаются частных и личных предприятий. На предприятиях других форм собственности соответствующие цифры составляют: 39,33 тысячи юаней, 17,34 тысячи, 23,81 тысячи. Прирост – примерно такой же. Вопрос к тем, кто больше меня знаком с российскими реалиями – сколько у нас получает лесник или обслуга в уездной гостинице?
А теперь для сравнения – самые высокооплачиваемые отрасли:
- финансы – частный сектор – 30,51, другие формы собственности – 80,77;
- информатика, компьютерное обеспечение – 31, 23 и 66,60;
- научные исследования, техническое обслуживание и геологические изыскания – 28,89 и 57,32.
Рост зарплат по сравнению с 2009 годом – тоже от 12 до 15%. При этом отметим (просто для сравнения), что к числу наиболее оплачиваемых работников относятся не только финансисты и компьютерщики, но и ученые и инженеры.
Кстати, из последнего факта проистекает такое не очень приятное следствие из уже собственно научной жизни – разительный контраст уровня жизни ученых в России и Китае приводит к тому, что научный обмен между нашими странами давно уже находится в зависимости от желания прежде всего китайской стороны. Не говоря уже о том, что ученые из России, для которых командировка в Китай – это возможность скорее подзаработать и приодеться, а не провести полноценные научные исследования, часто воспринимаются китайскими коллегами, мягко скажем, со снисходительностью, если не с презрением. Времена, когда китайские ученые, приезжая в Россию, пытались всеми правдами и неправдами еще и подторговать, давно и безвозвратно ушли (вместе с началом 90-х гг.).
Понятно, что приведенные цифры касаются «средней температуры по больнице». Однако не будем забывать и о том, что эта «больница» является «социалистической». То есть зарплаты на государственных предприятиях дополняются наличием социальных гарантий и льгот. Например, возможностью получить квартиру или фактически беспроцентный кредит на нее, беспроцентный кредит на машину. И т.п. Жаль, что те, кто не застал жизни до постигшей нас «перестройки», вряд ли поймут, о чем это я.
На этом, пожалуй, первую часть можно и закончить. За кадром осталось много – можно рассказать и о том, как живут китайские миллионеры и миллиардеры (тоже приходилось общаться). О том, как живут китайские рабочие (приходилось бывать на самых разных предприятиях и просто в гостях). И о том, как живут в Пекине наши соотечественники. И о многом другом…
В общем, продолжение следует.
Часть 2: Китайцы не умеют делать автомобили
Увы, пытаешься написать об одном, а получается о другом. Так что придется нарушить изначально намеченный порядок и выставить на суд читателей сайта то, что получилось само собой...
Вот все время слышишь о том, что китайские автомобили – это такие жестянки и железные гробы на колесах. Китайцы не умеют делать автомобили и никогда не научатся… При этом жалкие отдельные возражения типа «а я вот езжу вроде и ничего» тут же встречают дружный отпор «да вы что, это у вас какое-то исключение, вам просто повезло», потому что китайские автомобили – это полное г… Не, сами не ездили, но знакомые говорят, слышали по радио и вообще это всем известно.
Тут сразу несколько «но».
Во-первых, речь идет об автомобилях собственно китайских брендов («Чери», «Ли Фань», «Великая стена» и т.п.), которые поставляются в Россию. Внутри страны (для тех, кто не знает) китайцы, кроме этого, делают сегодня практически все известные марки автомобилей, существующие в мире. Подчеркиваю – практически все. За исключением люксовых (Порше, Феррари, Бугатти, Роллс-Ройс и т.п.). При этом автомобили вышеуказанных марок («Чери», «Лифань» и т.п.) в процентном отношении среди машин, ездящих по китайским дорогам, составляют абсолютное меньшинство.
В 2004-м году мне довелось посетить самый большой в мире автомагазин под Пекином (мы фильм снимали про реформы в Китае) в свободной экономической зоне. В ходе экскурсии по магазину (несколько гектаров) я не переставал выяснять, где произведен тот или иной автомобиль. Когда выяснилось, что все они произведены в Китае, кроме роскошной «семерки» БМВ, стоявшей в витрине, и представительского «Мерседеса», который не продавался, я перестал задавать глупые вопросы и стал выяснять уже т.н. «степень локализации», то есть процент комплектующих собственного китайского производства. Самый низкий (порядка 15%) оказался вновь у БМВ, но уже Х5. Что, впрочем, как было подчеркнуто, явление временное, поскольку одним из условий строительства сборочных автомобильных заводов в КНР является полная локализация производства в течение 3-5-7 лет.
Временным оказалось и отсутствие «Мерседесов» в продаже – после посещения магазина мы поехали на строящийся по соседству завод как раз по производству «Мерседесов».
Это не значит, что в Китае отсутствуют импортные автомобили – они есть, но это товар для избранных, поскольку пошлины на ввоз автомобилей по-прежнему высоки. Да, они не являются уже запредельными, как в начале 90-х. Поэтому в Пекине есть несколько магазинов по продаже роскошных автомобилей для «новых китайцев», готовых переплачивать за «понты». Подавляющее же большинство ездящих по дорогам Китая «ауди», «лексусов», фольксвагенов (старейший завод в Шанхае), шевроле (они производятся в Тяньцзине и используются в основном в такси), ниссанов, тойот, хендаев (тоже в основном такси) и т.п. – китайского производства. При этом часто в оригинальной китайской комплектации. Например, Ауди А-6 по размерам скорее напоминает Ауди А-8. Другая распространенная опция для автомобилей, предназначенных для продажи в частные руки – кожаный салон. Так, например, «Матис» китайского производства – это машина с кожаным салоном и наворотами в стиле «чайна тунинг». Очень смешно выглядит.
Почему производимые автомобили известных марок китайского производства не поставляются в Россию? Специально не выяснял, но думаю, что это связано с условиями, которые ставятся держателями бренда. Строительство автозаводов в Китае – это способ освоения китайского рынка, а не создания себе конкурентов на мировой арене.
После этого необходимого уточнения перейдем собственно к китайским автомобилям в России.
Иногда кажется, что критика в адрес китайского автопрома – это спланированная и хорошо организованная кампания. Возможно, это и так, но, я думаю, что это происходит просто потому, что так устроена автомобильная журналистика в современном мире.
Если не брать специализированные издания типа «За рулем», то автожурналистика – это прежде всего журналистика глянцевая. Это статьи на автомобильные темы в глянцевых журналах либо издание глянцевых журналов, целиком посвященных автомобилям. При этом мне, как человеку в журналистике вполне опытному (работал во многих изданиях в качестве выпускающего редактора) – понятно, что основной источник дохода как тех, так и других – это скрытая реклама (это, в общем, касается и других тематических журналов о тех или иных товарах). Понимаете? Любая статья в любом журнале про любой новый автомобиль – это по существу либо совет покупать его, либо совет не покупать. И было бы неразумно давать подобные советы «за бесплатно». А если этот совет размещен в солидном издании за подписью известного автомобильного журналиста – он стоит намного дороже.
Известные автомобильные журналисты – это такая закрытая каста, члены которой живут совершенно отдельной жизнью, состоящей из посещения мировых автосалонов, участия в тест-драйвах дорогих автомобилей, причем непременно с фотосессией и непременно где-нибудь в Монако или Провансе, присутствия на модных тусовках и т.д. И подобное бытие часто накладывает серьезный отпечаток на соответствующее сознание. Поэтому, когда я слышу по радио рассуждения гг. Пикуленко или Асланяна про наш отечественный автопром или качество китайских машин, мне хочется тут же выключить приемник.
Автожурналистов можно сравнить с журналистами т.н. президентского пула. Поскольку вторые – это тоже своего рода закрытая тусовка, где четко определено, о чем можно говорить только «среди своих», а что можно выносить на суд общественности. И это касается даже таких, казалось бы, совсем «отмороженных» членов этой тусовки как Андрей Колесников из «Коммерсанта». И есть темы, которых лучше не касаться даже «среди своих». Потому что «нарушение конвенции» повлечет за собой исключение из «пула». А это не только лишение возможности сопровождать высшее руководство в различных визитах (с предоставлением за бесплатно места в специальном самолете), присутствовать на пресс-конференциях и переговорах, сопровождающихся банкетами. Это исключение из тусовки, из сложившегося сообщества, лишение доступа к «эксклюзивной» информации, изменение привычного образа жизни. В общем, переход из касты «избранных» в категорию самых обычных людей. И надо обладать большой смелостью (или глупостью), чтобы обречь себя на такую «незавидную» долю.
Примерно так же, на мой взгляд, обстоит дело и с журналистами «автопула». Я, конечно, могу ошибаться, поскольку не общался лично ни с одним из автожурналистов (только по поводу оформления текстов или уж совсем откровенной рекламы той или иной марки). Но мне кажется, что их командировки на всемирные автосалоны, участие в тест-драйвах (особенно люксовых марок) и т.п. мероприятиях оплачиваются не из бюджета тех редакций, к которым они причислены. В том, что касается известных фамилий – я почти уверен – эти расходы берет на себя «принимающая сторона». Которая и заказывает музыку. И неправильное попадание в ноты тоже может повлечь за собой отлучение от этой сладкой жизни, которая постепенно становится профессией.
Что касается различных «краш-тестов», постоянного введения и ужесточения норм на содержание СО-2 и т.п., здесь заказчиков можно даже и не вычислять – они на поверхности.
P.S. Прошу не считать мой текст рекламой китайского автопрома – мне просто хотелось вновь призвать ув. читателей не принимать на веру широко распространенные суждения. А для того, чтобы узнать отзывы о китайских машинах их владельцев, достаточно зайти на любой соответствующий сайт или форум. Не забыв, разумеется, при этом сделать определенную поправку на модерацию и присутствие специально обученных людей.
Часть 3: Китай зависит от США
С заявлениями о том, что Китай полностью зависим от США, поскольку именно последние перенесли туда свое производство и именно последние являются основными покупателями производимых Китаем товаров, тоже приходится сталкиваться постоянно. Обсуждению именно этой темы и посвящен данный текст.
Вариации типа того, что история всего мира после Второй Мировой войны – это борьба между кланами Рокфеллеров и Ротшильдов и что Китай сегодня – главная арена этой борьбы, предлагаю не рассматривать ввиду их явной маргинальности. Впрочем, в последнем я уже даже и не уверен. По крайней мере, в одной из веток обсуждений на "Однако" недавно именно эта версия активно отстаивалась. Даже есть сайт, оказывается, на котором она является основной…
Начнем с некоторых цифр. Объем внешней торговли КНР с США в 2010-м году (наверняка есть статистические данные и по 2011-му году, но их нужно искать, а сборник «КНР: политика, экономика, культура. 2010-2011» – под рукой, поскольку я являюсь одним из его авторов) – 385,5 млрд долларов. В то время как общий объем внешней торговли КНР – около 3 триллионов (2972,7 млрд). Объем торговли КНР со странами Европейского Союза – 479,7 млрд. И именно это направление в последнее время держит в торговле Китая с остальным миром уверенное первое место. США – только второе. При этом их серьезным конкурентом являются Япония и страны АСЕАН (общий объем первой – 297,8 млрд, вторых – 292,8 млрд). При этом страны АСЕАН по темпам прироста объема торговли США опережают (Япония – отстает).
По положительному сальдо в торговле (для китайской стороны) впереди – Гонконг (206 млрд). Что и понятно – Китай снабжает Гонконг всем необходимым и, кроме того, использует его как перевалочную базу для экспорта своих товаров. На втором месте – США (181,3 млрд). С Европой торговля более сбалансирована – 142,7 млрд положительное сальдо в пользу КНР. С Японией, Кореей и Тайванем – отрицательное (-55,6, -69,6, -86,0 соответственно).
Иностранные инвестиции в экономику КНР на протяжении последних лет не превышают 10%, свыше 90% - это инвестиции китайских компаний (как частных, так и государственных). При этом среди иностранных инвесторов первое место занимают компании Сянгана (Гонконга) – 68%, Тайваня (8%), Сингапура (6%), Японии (5%). Только затем идут американские инвесторы (4%). При этом есть основания полагать, что основная часть американских по месту происхождения инвестиций идет по-прежнему от представителей китайской диаспоры в США.
Это что касается статистики. Которая действительно свидетельствует о некоторой экономической взаимозависимости КНР и США. Но отнюдь не решающей – европейский рынок и отношения со странами китайского влияния, со странами АСЕАН и Японией имеют, по крайней мере, не меньшее значение.
Теперь собственно об экономической взаимозависимости. Кто от кого больше зависит – производитель от потребителя или наоборот? Если исходить из общей концепции экономического развития «от Хазина» (с которой я в принципе согласен) – то да, главным препятствием для развития мировой капиталистической экономики потребления является насыщение рынков сбыта. Однако если исходить из конкретной ситуации в отношениях КНР и США, то чем американцы могут пригрозить китайцам? Отказом покупать китайские носки? Ну, будут вынуждены ходить без носков. И без трусов, заметим, тоже, поскольку стирать и то, и другое они уже разучились (дешевле купить новые).
Не буду говорить об осуществляемой в последние годы в Китае программы ослабления зависимости экономики от внешних рынков и переориентации на развитие рынка внутреннего (это тема четвертой части – «Экономике Китая грозит неизбежный коллапс»). Перейду сразу к еще одному тезису.
Объем китайских вложений в казначейские облигации США превышает сумму в один триллион долларов. Поэтому для руководства КНР крайне важно не допустить обвала американской экономики, обвала доллара и т.п. Другими словами, кредитор зависит от заемщика. Это бывает, особенно в обычной жизни (или в кино), когда человек, занявший несколько тысяч и не имеющий возможности их вернуть, чувствует не только угрызения совести, но и опасения за свою жизнь, угрозы и т.п. А занявший несколько миллионов – чувствует себя превосходно, поскольку его жизнь ценна той возможной перспективой, что когда-нибудь он все-таки отдаст этот долг.
Мне кажется, что в международной политике все несколько сложнее. И китайское руководство вполне осознает, что эти виртуальные деньги имеют даже меньшую ценность, чем соответствующие бумажки. Однако их можно вполне использовать для давления на партнера (он же основной геополитический противник). В случае дефолта со стороны США (аналогичного отказу на известное желание Де Голля получить с США золотой эквивалент) Китай ничего не теряет, пострадает только банковский сектор и сегмент спекулятивных финансовых операций, который в Китае выполняет скорее второстепенную роль (напомню, что экономика КНР основана в первую очередь на производственном секторе). В то время как для США это чревато серьезными последствиями (снижение рейтингов, ухудшение имиджа в мире и т.п.).
Отношение к США в целом в Китае в последнее время – более чем прохладное. В чем я мог убедиться лично в разговорах с китайцами, представляющими совершенно разные слои общества (начиная от ученых и кончая таксистами и бизнесменами). Недаром в Китае в ходу поговорка о том, что китайцы – это единственные, кто победил США в ХХ веке в трех войнах.
И нынешняя гегемония США в мире для китайцев – это явление временное. А выход Китая на первые позиции в мире – это не более чем возвращение к исконному порядку вещей (напомню, что по подсчетам китайских – и не только – специалистов, еще в начале XIXвека Китай производил четверть мирового ВВП). Понятно, что эти взгляды присущи националистически настроенной части китайского общества (причем все большей – на волне экономического подъема и роста влияния в мире), однако и руководство страны их тоже разделяет (в определенной степени).
США сегодня рассматриваются Китаем как основной геополитический противник (в отличие от 70-х гг., когда таковым являлся СССР). И именно этим, а не мифической зависимостью от США, определяются действия КНР на международной арене.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|