Правительство США заявило представителям средств массовой информации о начале своей новой стратегии безопасности в XXI веке. Один из важнейших вопросов, который обсуждался на закрытом совещании, - новая стратегия Соединенных Штатов во внешней политике, которые переместили свои приоритеты с Ближнего Востока и региона Персидского залива на Восточную Азию, чтобы сдерживать растущую военную и экономическую мощь Китая.
В заявлении говорится, что США будут придерживаться этого направления в последующие пять лет. Конечно, США уже не первый раз выражают озабоченность усилением Китая. После 1997 года в пересмотренной стратегии национальной безопасности специальная комиссия предложила министру обороны разработку нового плана безопасности Америки в XXi веке. Этот план был опубликован в 2001 году под названием «Стратегия национальной безопасности США в XXI веке». В нем власти США рассматривали важные события в Восточной Азии, в частности в Китае. В этом плане говорилось: «Этот регион - место проживания трети населения всей планеты, возможно, скоро начнется политическое и военное соперничество США с Китаем, но интересы Америки в этом регионе будут представлять два ее главных союзника - Южная Корея и Япония. Однако есть одна трудноразрешимая задача для США - вопрос с Северной Кореей. Вероятно, страны Восточной Азии в следующие десять лет увеличат свой средний годовой доход на 6%, что сделает их наиболее преуспевающим регионом. Тогда страны Восточной Азии будут обладать самым большим источником капитала на международном рынке. Развитие Восточной Азии в ближайшие 20 лет можно охарактеризовать экономическим и экологическим динамизмом и вступлением в мирный этап сосуществования в данном регионе, где большинство стран имеет демократические правительства, а также экономические и политические институты, главная цель которых - установление мира на земле».
Сейчас в Китае мы можем наблюдать снижение основных волнений внутри страны и установление относительной стабильности между Китаем, с одной стороны, и Южной Корее с Японией с другой (эти три страны, с точки зрения США, составляют единое геополитическое пространство). В будущем этот регион будет находиться под бдительным наблюдением Америки.
Следует уделить внимание двум возможностям Китая. Во-первых, Китай - богатая страна, которая остается гегемоном своего региона. Во-вторых, КНР, с точки зрения политики, идет по наклонной, и этот крах может привести к региональной проблеме. Причиной распада могут стать: потеря легитимности коммунистической партии Китая, коррупция элит в экономической и политической сферах, увеличение сепаратистских движений в Тибете и Синьцзяне, недальновидные политические решения и отказ от реформ государственных предприятий, что вызовет дефицит бюджета и рост безработицы, а экономическое бремя падет на людей среднего возраста.
Новый лидер Китая в первые дни после выборов заявил: «Если проблема коррупции, которая сейчас наиболее распространена в Китае, будет решена, коммунистическая партия Китая столкнется с угрозами возможных беспорядков и потери власти. В последние годы часть стран из-за неспособности бороться с коррупцией сталкивалась с ростом народного возмущения, беспорядков на улицах и крахом власти. Коррупция во всех этих ситуациях исполняет роль спускового механизма».
Барак Обама в начале своего второго президентского срока, предположил, что в Восточной Азии упомянутые выше причины могут заинтересовать США и одной из главных целей внешней политики Америки станет обуздание Китая.
Ближний Восток и регион Персидского залива представляют интерес для Соединенных Штатов по двум причинам. Это гарантия безопасности Израиля и уверенность в том, что США сумеет миновать энергетический кризис.
Рассмотрим энергетический вопрос с точки зрения Международного энергетического агентства. До 2020 года переработка Америкой сырой нефти из Саудовской Аравии и России увеличится, и на практике США станет крупнейшим производителем нефти в мире. В газовой сфере интерес Америки прикован к запасам газа в Персидском заливе, в особенности - Катара.
Вопрос гарантий безопасности Израиля выглядит довольно сложным. Некоторые страны Ближнего Востока и Северной Африки в последние годы претерпели значительные изменения в структурах центральной власти, которые связанны с социально-политическими требованиями народа, пострадавшего от многолетнего режима и других событий. Изменения в регионе части из этих структур создало новые проблемы. Например, перемены в политическом строе Туниса и Египта, конфликт сионистского режима с сектором Газа и недавняя 8-дневная война между ними, непредсказуемость сирийского вопроса, кризис в Бахрейне, изменивший систему власти в стране. Экстремистские группировки используют ситуацию в регионе для рекрутирования в свои ряды местного населения и для использования террористических методов борьбы. Таким образом, экстремистские группировки становятся одним из факторов, который необходимо учитывать в связи с изменениями в этом регионе. Ситуация в южных странах Персидского залива неспокойна. Страны этого региона являются лишь временной зашитой интересов США, и новые проблемы ощущаются в социально-политических требованиях народа.
С 2006 года Израиль трижды воевал на своей территории: война с Хезболлой (33 дня), война с ХАМАСом и другими исламскими группировками в секторе Газа (22 дня и 8 дней). Эти войны велись на земле Израиля, они были даже не с независимыми государствами. Во всех этих войнах Израилю не удалось достичь желаемой цели. Более того, нужно обратить внимание на то, что из-за географической ограниченности политика обороны Израиля основана на стратегических наступлениях на своей же территории. Но в течение последних нескольких дней удары были нанесены и по территории Иерусалима, что может стать угрозой безопасности этого города.
Сектор Газа использует ракеты «Фаджр-5» и БПЛА для сопротивления, в чем ему помогает исламский мир, выступающий против Израиля. Это обстоятельство вкупе с хрупкой системой безопасности Израиля указывает на не столь благополучное положение страны. Несогласие по некоторым вопросам нынешних лидеров Израиля с Америкой еще один неожиданный поворот для Израиля.
Поэтому возможная смена приоритетов от Ближнего Востока к Азии, не так уж и предсказуема? Однако хочется отметить, что акцентт не будут смещен полостью.
Учитывая вышеперечисленные факты, мы видим вероятную причину смены приоритетов, ведь Израиль теряет свой вес в глазах Америки. Во время холодной войны СССР положительно влиял на ближневосточный регион: в Египте, Сирии, Йемене, Ираке и Организации освобождения Палестины были тенденции к сближению с СССР. Тогда одна из целей присутствия Израиля в сердце Ближнего Востока могла стать противовесом всевозрастающего советского влияния в этом регионе, что было особенно выгодно США.
Можно предположить, что Америка, чтобы создать стабильное положение в Израиле, должна оказывать на него еще большее давление и таким образом заставить страну действовать определенным образом. Но даже если Америка осуществит свои планы в отношении Израиля в полной мере, нет никаких гарантий, что сегодняшняя ситуация внутри этой страны не повторится снова.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+