Правительство США заявило представителям средств массовой информации о начале своей новой стратегии безопасности в XXI веке. Один из важнейших вопросов, который обсуждался на закрытом совещании, - новая стратегия Соединенных Штатов во внешней политике, которые переместили свои приоритеты с Ближнего Востока и региона Персидского залива на Восточную Азию, чтобы сдерживать растущую военную и экономическую мощь Китая.
В заявлении говорится, что США будут придерживаться этого направления в последующие пять лет. Конечно, США уже не первый раз выражают озабоченность усилением Китая. После 1997 года в пересмотренной стратегии национальной безопасности специальная комиссия предложила министру обороны разработку нового плана безопасности Америки в XXi веке. Этот план был опубликован в 2001 году под названием «Стратегия национальной безопасности США в XXI веке». В нем власти США рассматривали важные события в Восточной Азии, в частности в Китае. В этом плане говорилось: «Этот регион - место проживания трети населения всей планеты, возможно, скоро начнется политическое и военное соперничество США с Китаем, но интересы Америки в этом регионе будут представлять два ее главных союзника - Южная Корея и Япония. Однако есть одна трудноразрешимая задача для США - вопрос с Северной Кореей. Вероятно, страны Восточной Азии в следующие десять лет увеличат свой средний годовой доход на 6%, что сделает их наиболее преуспевающим регионом. Тогда страны Восточной Азии будут обладать самым большим источником капитала на международном рынке. Развитие Восточной Азии в ближайшие 20 лет можно охарактеризовать экономическим и экологическим динамизмом и вступлением в мирный этап сосуществования в данном регионе, где большинство стран имеет демократические правительства, а также экономические и политические институты, главная цель которых - установление мира на земле».
Сейчас в Китае мы можем наблюдать снижение основных волнений внутри страны и установление относительной стабильности между Китаем, с одной стороны, и Южной Корее с Японией с другой (эти три страны, с точки зрения США, составляют единое геополитическое пространство). В будущем этот регион будет находиться под бдительным наблюдением Америки.
Следует уделить внимание двум возможностям Китая. Во-первых, Китай - богатая страна, которая остается гегемоном своего региона. Во-вторых, КНР, с точки зрения политики, идет по наклонной, и этот крах может привести к региональной проблеме. Причиной распада могут стать: потеря легитимности коммунистической партии Китая, коррупция элит в экономической и политической сферах, увеличение сепаратистских движений в Тибете и Синьцзяне, недальновидные политические решения и отказ от реформ государственных предприятий, что вызовет дефицит бюджета и рост безработицы, а экономическое бремя падет на людей среднего возраста.
Новый лидер Китая в первые дни после выборов заявил: «Если проблема коррупции, которая сейчас наиболее распространена в Китае, будет решена, коммунистическая партия Китая столкнется с угрозами возможных беспорядков и потери власти. В последние годы часть стран из-за неспособности бороться с коррупцией сталкивалась с ростом народного возмущения, беспорядков на улицах и крахом власти. Коррупция во всех этих ситуациях исполняет роль спускового механизма».
Барак Обама в начале своего второго президентского срока, предположил, что в Восточной Азии упомянутые выше причины могут заинтересовать США и одной из главных целей внешней политики Америки станет обуздание Китая.
Ближний Восток и регион Персидского залива представляют интерес для Соединенных Штатов по двум причинам. Это гарантия безопасности Израиля и уверенность в том, что США сумеет миновать энергетический кризис.
Рассмотрим энергетический вопрос с точки зрения Международного энергетического агентства. До 2020 года переработка Америкой сырой нефти из Саудовской Аравии и России увеличится, и на практике США станет крупнейшим производителем нефти в мире. В газовой сфере интерес Америки прикован к запасам газа в Персидском заливе, в особенности - Катара.
Вопрос гарантий безопасности Израиля выглядит довольно сложным. Некоторые страны Ближнего Востока и Северной Африки в последние годы претерпели значительные изменения в структурах центральной власти, которые связанны с социально-политическими требованиями народа, пострадавшего от многолетнего режима и других событий. Изменения в регионе части из этих структур создало новые проблемы. Например, перемены в политическом строе Туниса и Египта, конфликт сионистского режима с сектором Газа и недавняя 8-дневная война между ними, непредсказуемость сирийского вопроса, кризис в Бахрейне, изменивший систему власти в стране. Экстремистские группировки используют ситуацию в регионе для рекрутирования в свои ряды местного населения и для использования террористических методов борьбы. Таким образом, экстремистские группировки становятся одним из факторов, который необходимо учитывать в связи с изменениями в этом регионе. Ситуация в южных странах Персидского залива неспокойна. Страны этого региона являются лишь временной зашитой интересов США, и новые проблемы ощущаются в социально-политических требованиях народа.
С 2006 года Израиль трижды воевал на своей территории: война с Хезболлой (33 дня), война с ХАМАСом и другими исламскими группировками в секторе Газа (22 дня и 8 дней). Эти войны велись на земле Израиля, они были даже не с независимыми государствами. Во всех этих войнах Израилю не удалось достичь желаемой цели. Более того, нужно обратить внимание на то, что из-за географической ограниченности политика обороны Израиля основана на стратегических наступлениях на своей же территории. Но в течение последних нескольких дней удары были нанесены и по территории Иерусалима, что может стать угрозой безопасности этого города.
Сектор Газа использует ракеты «Фаджр-5» и БПЛА для сопротивления, в чем ему помогает исламский мир, выступающий против Израиля. Это обстоятельство вкупе с хрупкой системой безопасности Израиля указывает на не столь благополучное положение страны. Несогласие по некоторым вопросам нынешних лидеров Израиля с Америкой еще один неожиданный поворот для Израиля.
Поэтому возможная смена приоритетов от Ближнего Востока к Азии, не так уж и предсказуема? Однако хочется отметить, что акцентт не будут смещен полостью.
Учитывая вышеперечисленные факты, мы видим вероятную причину смены приоритетов, ведь Израиль теряет свой вес в глазах Америки. Во время холодной войны СССР положительно влиял на ближневосточный регион: в Египте, Сирии, Йемене, Ираке и Организации освобождения Палестины были тенденции к сближению с СССР. Тогда одна из целей присутствия Израиля в сердце Ближнего Востока могла стать противовесом всевозрастающего советского влияния в этом регионе, что было особенно выгодно США.
Можно предположить, что Америка, чтобы создать стабильное положение в Израиле, должна оказывать на него еще большее давление и таким образом заставить страну действовать определенным образом. Но даже если Америка осуществит свои планы в отношении Израиля в полной мере, нет никаких гарантий, что сегодняшняя ситуация внутри этой страны не повторится снова.