Смерть советского премьера 30 лет назад стала началом периода острых политических дебатов и борьбы за власть, который продолжается и по сей день.
Москва, 7 ноября 1980 года. Л.И.Брежнев, с трибуны Мавзолея, приветствует колонны демонстрантов вышедших на традиционный парад на Красной площади, в честь годовщины революции 1917 года. (AP)
Во многих отношениях, сегодняшняя битва за будущее России началась в этот день, 30 лет назад. 10 ноября 1982 года умер Леонид Брежнев, его смерть стала началом процесса смены поколений в советском руководстве и привела в движение продолжающийся и по сей день цикл реформ и реакции в России. Имена игроков изменились, как изменился и лексикон, но фундаментальная проблема осталась, по существу, той же самой: как провести жизненно необходимые реформы, когда эти реформы угрожают господству существующей элиты.
Смерть Брежнева обозначила уход со сцены так называемого "Класса 1937-го года" - поколения советских лидеров, которые быстро поднялись на высшие ступеньки партийной лестицы после сталинистских чисток и управляли страной в течение многих десятилетий после них. К концу правления Брежнева, в связи с падением цен на нефть, советская экономика, опасно зависимая от сырья, находилась в состоянии стагнации и упадка. Политическая система закостенела, коррупция процветала, общество было пропитано цинизмом. Среди ключевых кругов нового поколения элиты существовал консенсус по поводу того, что реформы просто жизненно необходимы.
Две главных группы, подталкивавших к переменам, - КГБ и технократические "либералы режима" - заключили невероятный в других условиях союз. Эта странная коалиция объединилась, чтобы выдвинуть двух советских лидеров: Юрия Андропова (кандидат КГБ) и Михаила Горбачева (выбор технократов). Так что никого не должно удивлять, что в сегодняшнем Кремле Владимира Путина существуют два ключевых метаклана - силовики и технократы. Это бюрократические потомки того же самого союза, который помазал на царство Андропова и Горбачева в 1980-х, а также привел Путина к власти в конце тысячелетия.
На прошлой неделе, в выпуске Power Vertical, Марк Галеотти, профессор Нью-Йоркского университета и автор блога "In Moscow's Shadows", сжато сформулировал параллель:
Андропов смог объединить в коалицию людей, которые поняли, что определённые перемены просто необходимы. Это была очень широкая коалиция, она объединяла различные группы внутри КПСС - от разного рода либералов до жестких противников компромисса, идея реформы которых сводилась к тому чтобы закрутить гайки и заставить рабочих работать больше. Но все они были согласны в одном - статус-кво не жизнеспособно. Понимание этого было вещью, которая скрепила коалицию Андропова - и эта коалиция позже приведет к власти Горбачева. Но как только он [Горбачев] попробовал задействовать её, у него начались проблемы. Как можно удержать вместе коалицию столь несовместимых сил? Путин уже видел как некоторые из этих сил взяли верх, сыграли....... и потерпели неудачу. Творческий потенциал системы был использован полностью.
Андроповизм и горбачевизм представляют собой два пути реформирования стагнирующей авторитарной системы - и оба в конечном счете заводят в тупик. Модель Андропова, которую социолог Ольга Крыштановская назвала "авторитарной модернизацией," подобна пути, которым до сих пор следовал Китай - жестко контролируемая экономическая реформа, которая вводит рыночные механизмы, но, без политической реформы.
Из-за смерти Андропова в 1984 году, эта модель так никогда и не начала действовать в Советском Союзе. Но это была модель для правления Путина, которое и проявило её недостатки. В ближайшей перспективе такая модель приводит к росту и процветанию. Но в конечном счете, рост и процветание приводят к появлению среднего класса, который , опять таки, в конечном счете требует политических прав. Отрицание этих прав обескровливает "творческие способности системы" и приводит к нестабильности.
И если уж доводить логические рассуждения до конца, модель Горбачева, которая предполагает более всестороннюю экономическую и политическую реформу, в конечном счете освобождает силы, приводящие к такому уровню плюрализма, который ломает авторитарную систему.
Обе модели неизбежно приводят к расколу коалиции силовики – либеральные технократы, породившей их. В случае модели Андропова технократы начинают бунтовать и, в стремлении к большему плюрализму, объединяются с появляющимся средним классом, так как это делает сейчас бывший член команды Путина, бывший министр финансов Алексей Кудрин. В случае же развития событий по модели Горбачева, в конечном счете взбунтуются силивики, так как они это сделали в августе 1991-го.
Если, во время своего первого срока в Кремле (2000-2004), Путин следовал модели Андропова, то президентство Дмитрия Медведева оставляло чувство возвращения Горбачева. И, хотя сентябрь 2011 года, когда Путин объявил о своем возвращении в Кремль, не был похож на заговор против Горбачева в августе 1991-го, импульс был тем же самым: силовики, боясь потерять власть, сделали всё чтобы остановить перемены. Они с треском проиграли в августе 1991-го, но были гораздо более успешными прошлой осенью. Так, спустя три десятилетия после смерти Брежнева, мы прошли полный круг. Система продолжает оставаться в тупике, и в поле зрения нет ничего, что помогло бы вырваться из него. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 68
Рейтинг поста:
Царица Небесная сохрани Россию от геев и лесбиянок. Аминь.
Павел (Владивосток)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста:
Н.Стариков подробно рассматривает данный вопрос, делает вывод что ничего такого не было:
http://nstarikov.ru/blog/20079
-
...Так, спустя три десятилетия после смерти Брежнева, мы прошли полный круг. Система продолжает оставаться в тупике, и в поле зрения нет ничего, что помогло бы вырваться из него.
По поводу тупика, любопытно прочитать следующую статью:
...Именно Путин, по мнению авторов доклада, после горбачёвско-ельцинского лихолетья восстановил, казалось бы, утраченные линии глубинной преемственности между белым, красным и современным этапами российской государственности. Апогеем и одновременно провиденциальным символом этого процесса стало подписание акта о каноническом общении между РПЦ и «зарубежниками». «Нелиберальный интернационализм» – это тайная формула российской идентичности.
С одной стороны, русские всегда были имперским народом, чуждым этническому, национальному чванству, открытым к внешней экспансии, к интеграции в свой цивилизационный проект других народов (отсюда - «internationalism»). «Русский» – это особое состояние духа, которым может преисполниться любой человек. «Русский» – это единственное прилагательное в нашем языке, используемое для обозначения культурно-цивилизационной идентичности, что дало жизнь таким удивительным «интернациональным словосочетаниям» как «русский татарин», «русский еврей», «русский чеченец». Поэтому-то и глобальный коммунистический проект, встретивший такой отклик по всему миру, и даже Третий Интернационал, на Западе в своё время интерпретировали как завуалированные инструменты реализации русских геополитических интересов.
С другой стороны, архетипы нашего коллективного бессознательного, наши культурные ценности всегда были противоположны западным – соборность/индивидуализм, религиозность/атеизм, правдоискательство/законность, солидарность/эгоизм, социализм/либерализм (отсюда – «illiberal»). Этот мировоззренческий дуализм, истоки которого уходят корнями в разделение церкви на Западную и Восточную, так никогда и не был преодолён. Приняв от Византии в XV веке эстафету хранительницы истинной веры и став «Третьим Римом», Москва упорно отказывается сойти с этого пути.
Именно указанная перспектива, на наш взгляд, и напугала аналитиков из группы Россия-2017. Сквозь внешние либерально-демократические атрибуты современной России («либеральный национализм») они разглядели тревожную тенденцию возрождения имперской по форме и нелиберальной (православно-религиозной) по содержанию линии. Причём движение страны в этом направлении пока не началось, так как на уровне элит, где по-прежнему доминируют олигархи и бюрократы, отсутствуют какие-либо серьёзные институциональные субъекты, способные быть проводниками этой линии.
Без этой линии остаётся лишь постельцинская страна, раздираемая борьбой кланов за сферы влияния, беззащитный перед либеральной суггестией Запада народ. Отсюда концепция «путинизма без Путина».
В современной России самый тревожный и непредсказуемый элемент – это Владимир Владимирович Путин, человек, разговаривающий с русской историей, «провиденциальный человек судьбы», как однажды выразился французский писатель-метафизик Жан Парвулеско.
Это вчера напечатали здесь:
http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-tendencii-s-pozicii-kob/3521-lo-que-
los-analistas-tienen-miedo-de-decirle-harvard