Пекин пользуется методами «мягкого влияния», дабы убедить мир в том, что его сочетание экономической динамики с политическим авторитаризмом может быть моделью для XXI века.
В 1989 году японцы выкупили контрольные пакеты акций ряда объектов в центре Манхэттена, в том числе Рокфеллер-центра и Радио-сити. Это был один из последних рывков корпорации «Япония» перед тем, как мыльный пузырь лопнул, лишив уверенности в себе страну, пережившую одну из самых поразительных историй успеха нашего времени. К 1995 году японцы продали большинство зданий, на приобретение которых потратили более миллиарда долларов. Экономическая сверхдержава, замахнувшаяся на такие американские символы, как гольф-клуб Пеббл-Бич и кинокомпания Columbia Pictures, была вынуждена отступить. На место высокомерной убежденности в превосходстве японской финансовой модели пришли два десятилетия горьких раздумий о том, почему все пошло насмарку.
Перенесемся на 17 лет вперед. Китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» водружает свой флаг в нескольких кварталах от Рокфеллер-центра. «Синьхуа», изначально называвшееся Красным информационным агентством Китая, вселилось в офисное здание на Таймс-сквер и ведет трансляцию своих программ на огромном светодиодном экране. Переезд официального рупора Китая в Нью-Йорк символизирует растущие амбиции страны, которая в 2010 году потеснила Японию со второго места в мире по объему ВВП. Китайский государственный телеканал CCTV открыл в Вашингтоне новую штаб-квартиру в надежде создать конкуренцию таким международным сетям, как «Аль-Джазира». После нескольких десятилетий изоляции от глобального сообщества или безразличия к нему Пекин пользуется методами «мягкого влияния», дабы убедить мир в том, что его сочетание экономической динамики с политическим авторитаризмом может быть моделью для XXI века.
Однако в прошлом месяце известный своими елейными манерами Ян Жуй, ведущий программы CCTV International под названием Dialogue, излил поток ксенофобской брани на своей страничке в Weibo, китайском аналоге Twitter. Комментируя продолжающуюся в Пекине кампанию против иностранцев, нарушающих паспортный режим, Ян назвал экспатов, живущих в китайской столице, шпионами и торговцами живым товаром. Вслед за этим он применил очень плохое слово в отношении журналистки «Аль-Джазиры», которую недавно изгнали из Китая за то, что она слишком много себе позволяла в репортажах. «Мы должны заткнуть рот всем очернителям Китая, — писал он, — и отправить их восвояси». Человек, задача которого — быть мостом между Китаем и миром, делает этому миру замечания, причем в весьма оскорбительной форме.
Нарастает недовольство инвестиционной активностью китайцев за рубежом, а бесцеремонные практики корпорации «Китай» заставляют вспомнить о западных колониалистах (и советско-американских войнах чужими руками). Нервничают и страны, находящиеся в сфере влияния Китая, особенно имеющие с ним неурегулированные территориальные споры. Китайские военные высказываются все воинственнее, хотя Пекин и пытается убедить мир в том, что его усиление имеет мирный характер. В прошлом месяце одно китайское издание, связанное с правительством, предупреждало о возможности войны с Филиппинами в том случае, если это островное государство не откажется от притязаний на группу скал и рифов в Южно-Китайском море.
За попытками Китая оказывать «мягкое влияние» стоит Коммунистическая партия. Почти все китайские компании, ведущие бизнес за рубежом — строят ли они дороги в Азии, выращивают ли сою в Латинской Америке или добывают минералы в Африке — принадлежат государству. Свою кампанию в духе «мягкого влияния» ведет и японское правительство — «классная Япония». Но высокотехнологичные гаджеты, элегантный дизайн и культура аниме — все то, что пользуется в мире большой популярностью — производятся не государством. То же самое относится и к Южной Корее, которая зарабатывает очки в культурной дипломатии, экспортируя шикарную технику, К-поп и мыльные оперы с затягивающим сюжетом. Что же вывел на культурный рынок Китай? Государственный телеканал CCTV и Институты Конфуция, финансируемые государством культурно-информационные центры, которые главный китайский пропагандист Ли Чанчунь назвал в свое время «важной частью пропагандистской стратегии Китая за рубежом».
Возможно, демонстрация силы в регионе и гонения на иностранцев предназначены не для международной, а для внутренней аудитории. Смена партийного руководства, происходящая раз в десятилетие, в этом году пройдет на фоне социальной напряженности и политического скандала. Однако власти не сумели отвлечь граждан Китая от серьезных насущных вопросов: роста коррупции и неравенства в доходах, отсутствия верховенства закона, замедления экономического роста. «Многие китайцы осознают, что любовь к стране не означает любви к правительству, — говорит Time популярный блоггер Ли Чэнпэн. — Патриотизм в Китае эволюционировал от любви к правительству к любви к стране, любви к ценностям, в которые верят люди». Вот это уже похоже на «мягкое влияние».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+