Социологи о подготовке к выборам: На Украине есть спрос на «третью силу», на тех, которые ни за «белых», ни за «красных»
До конца апреля Центральная избирательная комиссия Украины (ЦИК), после того, как назвала количество мажоритарных округов в тех и иных регионах страны, должна определить их границы. Это, по сути, последняя интрига, которая сохраняется перед повсеместной активизацией избирательного процесса. Тем не менее, партии собирают съезды, переговоры, акции; лидеры заявляют о коалициях, разрывах, проводят встречи с избирателями, что свидетельствует: избирательная кампания уже идет полным ходом, несмотря на то, что начаться она должна за три месяца до дня голосования. Почему так происходит, с чем это связано, не является ли это для многих фальстартом, ведь в обществе, как принято считать, существует запрос на «новых» политиков, просим ответить тех, кто должен знать чуточку больше – социологов.
Александр Бухалов, генеральный директор «Фонд общественного мнения – Украина»:
В вопросе своевременности выборов принято проводить параллель с американской политической традицией. В США на вопрос, когда начинается следующая избирательная кампания отвечают – на следующий день после «victory party». Я лично считаю, что на Украине избирательная кампания началась очень поздно. Официально – это всего три месяца, неофициально она должна была начинаться гораздо раньше. Я как социолог не чувствую обилия заказов и связываю ситуацию с тем, что еще сохраняется интрига до 30 апреля, когда ЦВК должен определить границы округов. Из-за этого многие кандидаты не знают точно, где будут баллотироваться.
Что касается высокой активности политических проектов, как у Н.Королевской, то это объясняется просто: свято место – пусто не бывает. Юлия Владимировна не может заниматься агитацией, в ее рядах пошли разногласия и, наверное, появился хороший спонсор у Наталии Королевской, который в нее верит. Мы видим, что средства вкладываются очень большие.
Что касается запроса на новых политиков, то здесь хочу заметить следующее. Два года назад я участвовал в совместном проекте социсследований в России, Украине, Казахстане. Одним из вопросов был: что способно вывести страну из кризиса? В Казахстане, и это понятно, свыше 80% респондентов ответили, что это президент. В России, в разрыве до десятых – это президент и премьер, а у нас в ответах большинства респондентов прозвучала такая фраза: «новые люди, которые придут в политику». То есть, свыше 50% опрошенных заявили, что ждут прихода новых политиков.
А вы сегодня видите в украинской политике новые лица?
– Я не вижу. Та же Королевская, Яценюк – далеко не новые. Такое состояние вещей вызывает некий пессимизм по поводу результатов предстоящих парламентских выборов. Выборы – вещь дорогая, во многих случаях сам кандидат не способен себя выдвинуть, получить финансирование и добиться успеха. К сожалению. А те люди, которые финансируют выборы, наверное еще не нашли тех молодых политиков, которых ждут избиратели. Я имею в виду критерий не возрастной, а говорю о новых политиках. Скептически отношусь к реновации старых политических проектов. Второй раз в ту же реку сложно войти. Считаю, что это делается из-за неуемного желания добиться власти. В свое время Ходорковский пытался показать, что деньги в России есть всё. Но где сейчас Ходорковский?
Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украинский барометр»:
Проблема в том, что, кроме самого избирательного процесса, не работают другие формы политической деятельности: дискуссии, клубы, обсуждения, аудит проектов и т.д. Украина является сельскохозяйственной страной, что касается временного цикла – живет от выборов к выборам, от урожая к урожаю. Так устроена украинская политика. Все подстраивается под выборы, как со стороны власти, так и со стороны оппозиции.
Нет, это не фальстарт. Это такая форма активности политической элиты, политического класса, групп. Только подготовка к выборам – больше ничего они не умеют. Когда закончатся выборы – для всех начнутся большие страдания: ноябрь, декабрь. А там, глядишь, подготовка к Новому Году. Народные праздники и выборы – вот основные критерии, по которым определяется сущность политической жизни в стране. Повестка дня, актуальные проблемы развития по большому счету никому не интересны. Что самое занимательное, как «делать» выборы знают практически все и начинают этим повсеместно заниматься. Понятно, что все это резко ухудшает уровень конкурентоспособности страны. Та же самая Партия регионов, если вы заметили, работает в той же парадигме. Зачем им заниматься русским языком, культурой или еще чем-то, если они могут сказать, что все это войдет в любимую политическую игру – выборы. Тем самым резко понижается статус проблем. Все они превращаются в предвыборные.
Вряд ли на отечественной политической сцене появятся в ближайшее время новые лица. Те силы, которые сегодня контролируют политические партии, как со стороны оппозиции, так и власти, уже свыше двух лет демонстрируют в этом вопросе общность интересов. Это сохранение, даже консервация, существующего политического ландшафта. Ни с правой, ни с левой стороны не появились новые политические силы, нет новых идей, а тем более новых лиц. Партия регионов не заинтересована, чтобы на ее электоральной территории Юго-Востока произошло рождение других политических сил. Она превращает этот регион в своеобразное электоральное гетто для себя. Также так называемая демократическая оппозиция делает все, чтобы не появились новые политические имена. Более того – они об этом открыто говорят. Поэтому даже юридическая часть украинской политической жизни, имею в виду избирательный закон, сделана так, чтобы не появились новые политические силы. Пример – 5% барьер, который сходу не в состоянии преодолеть новое политическое движение.
Александр Вишняк, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины, доктор социологических наук, руководитель «Ukrainian Sociology Service»:
Скорее, это можно считать предварительной работой или даже фальстартом некоторых политических сил. Потому что в некоторых областях количество округов меняется и начинать кампанию еще рановато.
Что касается появления новых политиков, то, по моему мнению, успешным может быть один-два проекта из новых политических сил, которые не представлены в парламенте. Хотя формально в Верховной раде представлен и «Фронт перемен», который сегодня входит в тройку рейтинга поддержки и скорее всего в ближайшее время сольется с БЮТ.
Думаю, есть спрос на «третью силу», на тех, которые ни за «белых», ни за «красных». Те, кто олицетворяет эту третью силу, все время получают на выборах неплохие результаты. Сначала это был Сергей Тигипко. На президентских выборах он лучше всех освоил эту нишу. Удачно в плане технологий сработал также Арсений Яценюк, который тогда фактически позиционировался как представитель «третьей силы». Сейчас он однозначно перешел в лагерь оппозиции, а Тигипко – власти.
Сейчас эту нишу пробует занять Виктора Кличко, но лишь частично, поскольку не критикует власть и лишь немного – оппозицию. Идеальный представитель «третьей силы» должен четко говорить: «мы против тех и против других». Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|