Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)


23-12-2011, 16:15 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 547)
Информационное взаимодействие Церкви с обществом
Начну с формальных напоминаний. В уходящем году были реализованы решения Священного Синода, согласно которым газеты и журналы, распространяющиеся в храмах, а также в специализированных магазинах, должны были получить специальный гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом». В настоящее время такой гриф имеют 45 изданий г. Москвы. Журналу «Благодатный огонь» в получении грифа было отказано.
А теперь мне хотелось бы высказать несколько существенных замечаний о присутствии Русской Православной Церкви в российском медийном пространстве.
Сегодня Церковь в лице своих московских клириков довольно широко представлена в общенациональных средствах массовой информации. Наши священники ведут авторские программы на влиятельных радиостанциях, регулярно выступают с комментариями и изложением экспертного мнения в телепередачах, в печатных СМИ, в новостных блоках информационных агентств.
Эта ситуация разительно отличается от того положения вещей, которое существовало в отечественных СМИ ещё 10-15 лет назад. Вместе с тем пастырское слово наших собратьев далеко не всегда звучит для светского зрителя, слушателя, читателя весомо и доказательно.
Иногда наша скованность и недостаточная убедительность объясняются не изжитым с предшествующих времён синдромом случайного гостя, когда представители Церкви были вынуждены чувствовать себя благодарными той или иной редакции уже за сам факт приглашения к разговору. Но времена изменились, а некоторые из нас измениться не сумели.
В других случаях наши батюшки и даже отдельные епископы оказываются неспособными выйти в своих речениях за пределы привычного для них и уже хорошо известного аудитории набора этических максим, воспринимаемых слушающими и читающими как предсказуемые благочестивые банальности. Такие слова не могут затронуть ум и сердце, увлечь современного человека.
Не секрет, что светские СМИ даже теперь не спешат честно и исчерпывающе информировать своих зрителей, читателей и слушателей о важнейших инициативах Церкви, если только не находят в них элементов сенсационности.
Так, в национальной прессе в своё время были практически проигнорированы около десятка заявлений Священного Синода в связи с драматичной ситуацией в Чечне. Гласом вопиющего в пустыне осталось и выдержанное в достаточно жёсткой тональности обращение Церкви к светской власти в связи с массовыми задержками заработной платы. Та же ситуация – с освещением позиции Межрелигиозного совета России по самым острым и болезненным проблемам, стоящим перед нашим полиэтническим обществом.
Отдельные наши собратья, стремясь к тому, чтобы всякое высказанное ими мнение обязательно попало на ленты информационных агентств и вызвало волну комментариев в Интернете и на радио, начинают облекать свои заявления и инициативы в экстравагантные, провокативные формы. Ожидаемый эффект, конечно, достигается, но наряду с этим и в адрес нашей Церкви звучат нелестные эпитеты, а наши критики и недоброжелатели получают обильную пищу для очередных нападок, иронии и сарказма. В результате в общественном сознании складывается искаженный, а порою отталкивающий образ Православия.
Многие в этом зале хорошо знают, что бывают случаи, когда, нарушая непосредственно в прямом эфире ранее достигнутые договоренности с представителями Церкви, журналисты намеренно ставят клириков в неловкое положение.
Нередко складывается впечатление, что наши собратья приходят на дискуссии и дебаты недостаточно подготовленными. А ведь им зачастую приходится вести разговор с людьми весьма искушёнными, умело обращающими нашу неподготовленность против Церкви Божией.
Конечно, нельзя совсем отказываться от контактов с прессой. Это путь, ведущий Церковь к самоизоляции и капитулянтству. А ещё – добровольный отказ от нашего призвания, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16).
Если телевидение часто помимо вашей воли может втянуть вас в сомнительную дискуссию в жанре ток-шоу, то радио в этом отношении является гораздо более привлекательной трибуной для духовенства. Отец Леонид Ролдугин вспоминает такие прекрасные, действенные примеры радиопроповедей, которые дали нам епископ Василий Родзянко на Би-Би-Си и митрополит Антоний Блум. Эту традицию надо возрождать, и, насколько мне известно, такие попытки уже есть, и они весьма успешны: московские клирики по согласованию с Синодальным информационным отделом ведут интерактивные передачи на радиостанциях. Нередко им приходится держать удар, выслушивать многое, но ведь евангельское свидетельство никогда не было простой задачей.
Отдельный вопрос – наше присутствие в Интернете. Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в Фэйсбуке, твиттере, «живом журнале» и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Никто не запрещает вам участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью.
В уходящем году для освещения деятельности, которую Церковь осуществляет для увеличения числа московских храмов, был создан сайт Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы». Призываю общины каждого будущего московского храма создать в Интернете страничку своего прихода, не дожидаясь, пока будут возведены стены и благоустроена храмовая территория. Такие сайты должны продемонстрировать, что строительство ведется для людей, которые уже осознали свою общность и мыслят себя как приход.
Приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода. Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний. Это позволит и самим прихожанам лучше узнать друг друга и поможет тем, кто нередко посещает сайты наших храмов в поисках необходимой информации.
В настоящее время создан сайт Московской городской епархии, который уже начал работать (moseparh.ru).
Среди удачных примеров активности православных людей в социальных сетях хочу отметить большое количество электронных публикаций о Честном Поясе Пресвятой Богородицы. Тысячи православных интернет-пользователей делились своим опытом с десятками и сотнями тысяч невоцерковленных людей, способствуя их приближению к Православной Церкви.
Интернет является важным подспорьем настоятелю и клиру в организации работы с молодыми людьми. Но, начиная знакомство в виртуальном пространстве, давая пастырские советы молодым людям, не забывайте возвращать наше юношество в реальность и выводить их из электронного зазеркалья к полноте настоящей жизни во Христе.
Хотелось бы отметить появившийся в этом году в социальной сети «ВКонтакте» миссионерский проект «Батюшка онлайн». Этот проект создан по инициативе Симбирской епархии, но на вопросы участников, которых набралось уже более девяти тысяч, помогают отвечать священники со всей России. Призываю московское духовенство по мере своих сил принимать участие в работе этой православной группы.
В прошлом году уже говорилось о важности инициативы портала «Православие и мир», взявшегося готовить и распространять электронную версию специального приложения, которое можно распечатывать на принтере и затем либо распространять в храмах в качестве информационно-просветительских листков, либо вывешивать на приходах в виде стенгазеты.
Хочу обратить ваше внимание на «Журнал Московской Патриархии» – официальное издание нашей Церкви. "Официальное" не значит скучное и сухое. Два года назад по моему благословению концепция журнала изменилась, и сегодня можно с уверенностью сказать, что это полезное и интересное издание для каждого священника не только в Москве, но и в любой епархии нашей Церкви. Журнал продолжает развиваться: с января 2012 года он будет выходить с видеоприложением, которое получит каждый подписчик. Идет разработка электронной версии журнала для таких популярных устройств, как планшетные компьютеры. Особое попечение Церкви о дальнейшем развитии нашего официального журнала проявилось в том, что в сентябре этого года создан Редакционный совет «Журнала Московской Патриархии». В него вошли руководители ряда синодальных учреждений. Председатель – митрополит Волоколамский Иларион, который уже деятельно включился в работу над журналом.

***
Думаю, в каждом из приходов есть талантливые люди, имеющие силы и время участвовать в информационной деятельности Церкви. Ваша задача – найти этих людей и предложить им внести свою лепту в общее дело евангельского свидетельства. Такое взаимодействие должно сильнее сплотить прихожан, выстроить живую связь паствы с духовенством.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в современном мире Церковь обязана активно использовать информационное пространство как средство для проповеди Евангелия.

Социальная деятельность приходов города Москвы
Социальное служение – важнейшая составляющая церковной миссии. С древнейших времен и доныне последователи Христа призваны в своей жизни сопрягать дело веры и труд любви (см. 1 Фес. 1, 3). Реалии нашего времени таковы, что именно в крупных городах в наибольшей степени сконцентрированы слабо защищенные социальные группы людей. Все они нуждаются в нашей помощи, поддержке, соучастии. Выражая благодарность всем потрудившимся в минувшем году на этом поприще, хотел бы привлечь ваше внимание к конкретным цифрам, фактам и проблемам в этой сфере церковной деятельности.
Сегодня в Москве насчитывается:
- 46 групп милосердия;
- 53 пункта приема и распределения пожертвований;
- 25 групп помощи заключенным;
- 19 благотворительных столовых;
- 10 патронажных служб при храмах;
- при 11 храмах действуют службы помощи семье;
- 3 богадельни, в четвертой богадельне в Черкизове завершаются ремонтные работы;
- 4 детских дома;
- в 4 храмах есть юридические службы;
- в 22 московских храмах и монастырях в различных формах оказывают помощь алко- и наркозависимым (работают 20 групп самопомощи, 3 центра реабилитации, 4 трезвеннических общины).
Это, без сомнения, впечатляющие цифры.
Теперь об ответственных за социальную деятельность в епархии. Согласно годовым отчетам приходов, они имеются во всех православных общинах города. При проверке же реального положения вещей в одном из благочиний обнаружилось, что из 22 социальных работников только 10 получают плату за свою работу, то есть являются освобожденными сотрудниками, 6 – штатные клирики, параллельно несущие социальное послушание, а 5 человек занимаются социальной деятельностью «на добровольной основе». В одном монастыре социальный работник вообще отсутствует. Жду от руководителя Комиссии по социальной деятельности и куратора данного благочиния совместных предложений по улучшению ситуации.

На прошлогоднем Епархиальном собрании особое внимание было обращено на создание межприходских программ и инициатив, а также общеепархиальных начинаний в сфере служения милосердия. Во всех благочиниях города Москвы прошли выборы комиссий по социальному служению в благочинии.
В столице регулярно проходят межприходские городские благотворительные праздники,  которые дают прихожанам возможность познакомиться с различными социальными инициативами приходов и привлечь необходимые средства.
В Московской службе милосердия на протяжении нескольких лет существует специальный телефон доверия и помощи.
Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете была проведена работа по закреплению за приходами лечебных стационарных учреждений. На сегодня такие связи установлены со всеми московскими больницами, за исключением 5 медучреждений, имеющих закрытый ведомственный режим работы, и около 10 больниц, руководство которых по разным причинам отказалось от сотрудничества с приходами.
Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы проведены совместные рабочие совещания руководства домов ребенка и священнослужителей, окормляющих эти учреждения.
Особое место занимает вопрос православного погребения крещёных детей-сирот. В некоторых домах ребенка участки земли для захоронения детей приобретались сотрудниками на собственные средства.
Полагаю необходимым обратиться к властям с просьбой содействовать решению вопроса о выделении специального участка земли на одном из московских кладбищ для погребения детей-сирот.
В 2011 году продолжили свою работу крупные благотворительные столовые для бездомных , которые каждый день кормят свыше 150 человек, а также пункты выдачи одежды  и мобильные службы помощи бездомным .
На Рождество Христово и на Пасху на всех вокзалах Москвы в Центрах социальной адаптации «Люблино» и «Филимонки» бездомных поздравили с праздниками и вручили подарки от Патриарха.
Кроме того, в некоторых храмах регулярно служится молебен и принимается исповедь у бездомных около автобуса помощи.
Конечно, остаются и проблемы, подчас труднообъяснимые. Так, не получила поддержки местных властей инициатива прихода Космы и Дамиана в Шубине по организации благотворительной столовой при храме, расположенном в центре столицы, в связи с чем было направлено ходатайство с просьбой предоставить альтернативное помещение для кормления бездомных.
В холодное время года этим людям грозит опасность погибнуть на улицах города от обморожения. Для решения этой проблемы предполагается создание пунктов обогрева, в которых бездомные могли бы переночевать в тепле.
В настоящее время в Московской епархии насчитывается 12 общин милосердия. Численность каждой из них – от 30 до 150 человек.
Можно назвать наиболее успешно работающие сестричества, среди которых: Марфо-Мариинская обитель милосердия, Свято-Димитриевское сестричество, сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы при приходе храма святителя Митрофана Воронежского, община сестер милосердия в честь Казанской иконы Божией Матери при Валаамском подворье, группа милосердия «Преображение», сестричество во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, сестричество во имя святого целителя Пантелеимона при храме Живоначальной Троицы в Хорошёве.
Московские сестричества также принимали активное участие в организации и работе первого Общецерковного съезда руководителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия.  Это мероприятие сыграло важную роль в координации социальных начинаний в масштабах всей Церкви.
Что касается развития взаимоотношений с МЧС, по моему благословению группа столичных священнослужителей и сестер милосердия прошла обучение в московском Учебно-методическом центре гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с целью оказания скорейшей и наиболее действенной помощи пострадавшим и их близким. Всего прошли обучение 42 священнослужителя и 20 сестер милосердия. 19 священнослужителей назначены внештатными сотрудниками Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Наша Церковь принимала активное участие в помощи пострадавшим и их родственникам после теракта в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года , пострадавшим в результате стихийных бедствий в Японии, родственникам погибших пассажиров теплохода «Булгария» в июне 2011 года , родственникам хоккеистов, погибших в результате авиакатастрофы под Ярославлем , участвовала в сборе помощи для пострадавших от наводнения в Таиланде осенью этого года.
Священнослужители из группы помощи при чрезвычайных ситуациях дежурят в штаб-офисе при Марфо-Мариинской обители. Организовано взаимодействие с координаторами добровольцев и волонтёров службы «Милосердие», с Епархиальной комиссией по церковной социальной деятельности, а также дежурство на телефоне справочной службы «Милосердие»  для оказания пастырской духовно-психологической помощи людям в кризисных ситуациях. Установлено взаимодействие онкопсихологов со Службой телефона «горячей линии». В рамках этой программы московские клирики дежурят на телефоне, по которому звонят люди с онкологическими заболеваниями.
На прошлом Епархиальном собрании особенное внимание руководителей московских приходов было обращено на проблему помощи страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. Очевидно, это одна из острейших проблем в нашем обществе.
В настоящее время в 22 московских приходах и монастырях в различных формах оказывается систематическая помощь людям, страдающим этими недугами. Работает 20 групп самопомощи, 3 центра реабилитации алко- и наркозависимых, 4 трезвеннических общины.
Важным аспектом деятельности Церкви, имеющим огромную социальную значимость, является помощь малообеспеченным и многодетным семьям.
Ни один приход не способен организовать помощь всем категориям нуждающихся, поскольку это требует огромных финансовых и организационных ресурсов. Однако в каждом приходе необходимо составить список многодетных и малообеспеченных семей и прихожан для организации им адресной помощи.
Сегодня Церковью ведется разнообразная работа с семьями: создаются семейные клубы, клубы молодых мам, клубы взаимопомощи, приходские детские сады или группы. Также было бы целесообразно создать единую систему взаимопомощи московских приходов, чтобы объединить имеющиеся у разных храмов инструменты помощи многодетным в масштабах Москвы: консультационную, психологическую, благотворительную помощь. Комиссии по церковной социальной деятельности следует озаботиться созданием такой системы.
В пяти московских храмах регулярно служится молебен для беременных женщин и членов их семей о благополучном течении беременности и здравии имеющих родиться младенцев.
Следует особо отметить некоторые важные и перспективные приходские инициативы в этом году.
Так, например, храм Живоначальной Троицы в Чертанове организовал движение крёстных матерей для детей-сирот, когда восприемницы принимают на себя попечение и заботу о детях.  Активно велась социальная работа в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.  При храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке организован склад гуманитарной помощи малообеспеченным слоям населения. Столичные медики совместно с социальной службой прихода Вознесения Господня у Никитских ворот проводят выездные акции по сбору донорской крови непосредственно на территории храма.
Настоятелям храмов рекомендуется направлять ответственных за социальную работу на обучение. С этой целью было открыто отделение социальной и молодежной работы на миссионерском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сейчас на отделении учится 120 человек из 22 епархий, что недостаточно, учитывая потребности нашей Церкви.
78 ответственных за социальное служение на приходах в Москве в минувшем году прошли краткосрочные курсы повышения квалификации.
По мнению Преосвященного епископа Иринарха, курирующего Андреевское благочиние, наиболее распространенными проблемами являются:
    нехватка транспорта для вывоза пожертвованных вещей из пунктов приёма в пункты распределения, для отправки посылок заключенным;
    нехватка помещений;
    нехватка добровольцев и волонтёров молодого и среднего возраста.
Следует поощрять практику, при которой состоятельные семьи, являющиеся членами общины, берут под свой патронаж многодетные нуждающиеся семьи других прихожан.
Социальная деятельность была бы гораздо продуктивнее, если бы на уровне епархии существовала единая информационная сеть, посредством которой соцработники различных храмов могли бы в режиме реального времени обмениваться информацией и опытом, быть в курсе новостей и событий в сфере социального служения.  Комиссии поручается заняться этим важным вопросом.
Наряду с нерешёнными проблемами есть и достижения, касающиеся применения высоких технологий в сфере социального служения. Так, Синодальным отделом по благотворительности организованы регулярные онлайн-семинары по различным направлениям социального служения, в которых принимают участие до 300 человек из разных стран.
Настоятель храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов видит две главные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении социальной работы. Первая заключается в том, что главным источником финансирования социальной деятельности на приходах является храм, который не может в полном объеме содержать социальную службу прихода. Вторая сводится к тому, что бывает сложно привлечь к данному служению прихожан, а также найти волонтёров.
Это мнение разделяет протоиерей Леонид Ролдугин. Нужно помнить о том, что необходимые для социальной работы средства нам будут жертвовать наши же прихожане, многие из которых сами являются пенсионерами, инвалидами и больными.
Социальная работа включает в себя множество разных направлений. Справиться со всем этим объёмом и разнообразием задач никакому приходу не по силам. Поэтому каждый приход должен выделить для себя одно-два наиболее важных и посильных направления социальной деятельности либо те вопросы, в решении которых уже накоплен необходимый опыт и имеются подготовленные исполнители.
Наконец, со стороны приходских социальных работников нередко звучат жалобы на большое количество писем и анкет. Поэтому представляется целесообразным, максимально оптимизировав формы отчётности без ущерба для содержания, освободить социального работника от излишней загруженности бумагами.
В Москве ведется активная работа с людьми, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Согласно отчету профильной Комиссии при Епархиальном совете Москвы, во всех следственных изоляторах Москвы имеются домовые храмы. Кроме того, в 2011 году были проведены значительные работы по восстановлению и строительству отдельно стоящих храмов при некоторых учреждениях ФСИН.
Во всех столичных следственных изоляторах 2-4 раза в неделю совершаются Божественные литургии, служатся водосвятные молебны, проводятся катехизаторские беседы с заключенными.
Епархиальной комиссией по социальному служению в местах лишения свободы сформированы волонтёрские отряды мирян, которые помогают готовить заключённых к принятию Таинств.
В катехизаторской и миссионерско-просветительской работе, ведущейся среди заключённых, принимают активное участие воспитанники Перервинской духовной семинарии, выпускники богословских курсов, сотрудники миссионерского факультета Свято-Тихоновского богословского университета и миряне.
В следственном изоляторе №1 также регулярно проходят индивидуальные беседы со всеми желающими. Там же проводят катехизацию сотрудники общества «Вера, Надежда, Любовь».
По традиции на праздники Рождества Христова, Пасхи Господней и Покрова Пресвятой Богородицы организуется поздравление заключенных следственных изоляторов города.
На протяжении вот уже девяти лет функционирует интернет-сайт Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете Москвы.
На ведомственных интернет-сайтах Управления ФСИН по Москве и следственных изоляторов также размещена информация о храмах в соответствующих подразделениях, а также о трудах Православной Церкви в области пастырского окормления заключенных. Следует отметить активность храмового интернет-ресурса Бутырского следственного изолятора.
Члены комиссии по тюремному служению при Епархиальном совете столицы регулярно участвуют в заседаниях Общественного совета при УФСИН по городу Москве, где в частности рассматриваются практические вопросы духовно-нравственного просвещения заключенных.
В нынешнем году священнослужители, занимающиеся тюремной миссией, выступали с докладами на различных конференциях.
В истекшем году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний. На основании данного соглашения членами Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии и Синодальным отделом по тюремному служению разработано Соглашение о сотрудничестве между УФСИН по городу Москве и Московской городской епархией. В настоящее время документ согласован всеми сторонами и намечено его подписание.

Церковь и молодежь
Обращаясь к молодежному разделу своего доклада, хотел бы сразу отметить, что это направление нашей соборной работы одновременно и исключительно важное, и необычайно сложное.
Важное оно потому, что именно молодежь оказывается самой беззащитной перед современным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Зачастую она становится разменной монетой в политических и коммерческих играх. Молодое поколение, по чужой, а где-то и по своей вине лишилось таких традиционных источников житейской мудрости, как отеческий совет, мнение авторитетных наставников в школе и в кругу друзей семьи, чтение классики, добротные кинематографические картины. Юношество в буквальном смысле слова дезориентировано, оно не знает, кому верить и как принимать решения.
Сложна церковная работа с молодежью потому, что, как выразился в своем рапорте отец Леонид Ролдугин, молодые люди «заряжены на другие интересы. И ежедневно происходит мощная подзарядка молодежи в СМИ на успех, на лидерство, на карьеру, на деньги, на развлечения, на удовольствия, на “драйв” и “адреналин”». Они не готовы воспринять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, <…> потому что все в мире – похоть очес, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15–16). Именно мирского они и ищут, именно к мирским радостям их подталкивает возраст и окружающая действительность, а нам надо убеждать их в приоритете иной, горней реальности.
Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь – будущее нашей Церкви и страны. И, судя по отчету Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы, сделать в этом направлении удалось немало. Позволю себе привести некоторые ключевые цифры и факты.
В настоящее время в большинстве действующих приходов Москвы назначены штатные ответственные за молодежную работу. На расширенной городской коллегии, проведенной епархиальной Комиссией, присутствовали ответственные из 255 храмов. В 96 храмах Москвы действуют православные молодежные объединения.  Это не означает, что в остальных приходах не ведется никакой работы с молодежью, просто пока она находится в начальном состоянии.
На общеепархиальном уровне Комиссия, совместно с Синодальным отделом по делам молодежи, в рамках программы «Вера и дело» провела ряд мероприятий для активизации деятельности на приходах и сплочения православной молодежи города.
Во многих храмах силами молодежи осуществляется социальная работа. Молодые люди организуют разнообразные выставки, концерты, благотворительные ярмарки, творческие вечера, паломнические поездки. В некоторых благочиниях, как например, в Успенском и Преображенском, работа налажена очень системно, с использованием смс-оповещения и т.д. Эффективной оказалась такая межприходская модель, когда приходы сообща участвуют в начинаниях друг друга, имея при этом свой индивидуальный план. Я рад, когда на местах есть трезвая оценка ситуации и текущих возможностей. Но трудности не должны быть поводом к тому, чтобы,  ссылаясь на недостаток ресурсов, ничего  не делать. Необходимо, с одной стороны, дерзновение, с другой – реалистичное планирование этой работы.
Важно относиться с пониманием к тем людям, на чьи плечи легла эта непростая задача – вовлекать молодежь в непривычный для нее образ жизни, заинтересовывая тем, от чего ее отучает окружающий мир. И уж, конечно, ответственные за молодежную работу должны получать вознаграждение за свой труд. Отчеты показывают: там, где работа ведется несистемно и не на профессиональной основе, результатов практически нет. Оплата труда штатных молодежных работников осуществлялась в течение года в шести благочиниях: Даниловском, Петропавловском, Преображенском, Троицком, Михайловском и Зеленоградском. Пожалуйста, отцы настоятели, изыскивайте возможность оплачивать этот важный труд.
Также Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы я рекомендую не нагружать отчетностью и ненужной бумажной волокитой людей на местах. Важно работать с людьми, а не с бумагой.
Что касается подготовки квалифицированных кадров, то в целях обучения ответственных за молодежную работу на приходах в текущем году были организованы краткосрочные курсы в рамках Школы православного молодежного актива «Вера и дело». Обучение на них осуществляется при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного института св. Иоанна Богослова. В настоящее время с приходов г. Москвы на курсы записалось 154 человека. Слушатели курсов овладевают практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы на приходах, получают знания по управлению проектами, развивают свои организаторские навыки, а также изучают особенности работы с различными целевыми группами. Полезной для слушателей курсов является возможность ознакомиться с опытом работы приходских молодежных организаций. К сожалению, не получила развития и практически свернута долгосрочная программа подготовки специалистов по специальности «Организация работы с молодежью» на отделении молодежной и социальной работы в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. В Православном институте св. Иоанна Богослова открыта кафедра-центр молодежного служения, и в настоящее время проходит лицензирование специальности «Организация работы с молодежью». При поддержке Департамента семейной и молодежной политики Москвы в 2011 году были проведены выездные семинары «Вера и дело» для православных молодежных лидеров столицы.
Проблемы, которые перечисляются в рапортах в связи с молодежной темой, – это нехватка средств и помещений, недостаток кадров и методических материалов. Хотелось бы отметить, что 5-6 октября этого года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», который следует использовать в работе на приходах.
Особая проблема, упоминающаяся в ваших отзывах, это проблема коммуникации с молодежью, её закрытость и скептицизм в отношении к людям Церкви. Некоторые решают этот вопрос тем, что начинают говорить с молодым поколением его языком и принимать его правила поведения. Думается, что это опасный путь, который может сформировать у молодежи ложное представление о Церкви. Не только содержание, но и формат нашей беседы с юношеством должен указывать ему на иной стиль мышления и поведения православных. Этот стиль отличен от того, к которому приучает их мир – он возвышает человека. Надо привлекать не напускной простоватостью, а глубиной евангельских идей и призывов.
К сожалению, массовая культура и даже система современного образования значительно упростили картину мира, сведя мотивацию человеческих и общественных поступков до инстинктов и соображений удовольствия и выгоды. Люди начинают уставать от этой ложной картинки. Молодое же поколение, хотя и подвержено рекламному воздействию, своей еще чистой душой все-таки чувствует здесь некоторую фальшь. И вы, как духовные наставники, должны открывать юношам и девушкам глаза на мир, проговаривать им то, о чем не говорят родители и учителя, приучать их к критическому мышлению.
Мне представляется, что обеднению культуры и содержания современной жизни храмы и монастыри, как сотни лет тому назад, должны противопоставить ученость и просвещение. Если современный мир заявляет, что главная цель формирования человека – сделать его пользователем и потребителем, то мы предлагаем молодым людям стать творцами и мыслителями. А для этого необходимо устраивать критические обсуждения литературных произведений, фильмов, ключевых текстов нашей культуры вместе с детьми и их родителями. Порою, оказывается, полезно просто поговорить с ними о том, что составляет предмет школьной программы. Только представьте себе: по результатам проведенных в начале этого года опросов каждый третий россиянин уверен, что Солнце вращается вокруг Земли.
Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью. Привлекайте опытных школьных учителей, приглашайте преподавателей из передовых вузов. Предлагайте юным сложное кино и непростую литературу, пусть даже и не богословского характера. Обсуждайте с подростками реальные проблемы современной жизни, рекомендуйте им обращаться к добротной литературе и интернет-ресурсам. Очень живые, яркие дискуссии ведутся молодыми людьми на страницах упомянутого мною сайта «Православие и мир». Заглядывая туда для получения ответов на интересующие их вопросы, люди потом оказываются вовлеченными в диалог о важных проблемах семьи и общества. Там публикуются и молодые священники-полемисты, и опытные духовники.
Тот факт, что на сайты «Pravoslavie.ru» и «Pravmir.ru» заходят 50-60 тысяч людей в день говорит о том, что современникам становится интересна жизнь Церкви, поскольку секулярный мир не способен дать исчерпывающие ответы.
Говорить с молодежью надо избегая чрезмерной назидательности и менторства, потому что современные молодые люди хотят быть равноправными участниками общественной жизни. Пусть дерзают, дайте им возможность осуществлять взрослые дела даже тогда, когда вам кажется, что они еще к этому не готовы. Поручайте им социальные проекты, благотворительные начинания. Пусть они сами их организуют. Осознание, что всё сделано их руками, заставит многих ценить приходскую жизнь, поскольку именно здесь они оказываются субъектами, а не объектами деятельности взрослых. «Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 13 на книгу Бытия, 4).
Наша молодежь отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо Церкви, страны и нашего народа, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Религиозное образование, катехизация
и духовное просвещение
В настоящее время уже почти в каждом приходе существует штатный педагог-катехизатор, который проводит беседы с желающими приступить к Таинствам Крещения и Венчания. Хотелось бы вновь обратить ваше внимание на то, что разъяснять основы веры, значение Таинств и важность жизни в церковной ограде нужно не только взрослым крещаемым, но и восприемникам.
Сразу из нескольких благочиний поступили предложения выработать единую концепцию и правила в отношении проведения катехизаторских бесед, где были бы прописаны общецерковные должностные инструкции для приходских катехизаторов и миссионеров, а также требования, предъявляемые к готовящемуся приступить к Таинствам. Это свидетельство незнания клириками важных общецерковных документов. Еще в прошлом году на собрании говорилось о том, что ведется работа над проектом «Рекомендации об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». А в этом году профильным Синодальным отделом во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии был подготовлен документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Данный проект опубликован сразу на нескольких сайтах.  Все желающие могут не только прочитать документ, но и оставить свои комментарии и пожелания. Приглашаю вас всех принять участие в этом общецерковном обсуждении.
К сожалению, в силу ряда причин катехизаторы иногда весьма формально подходят к своей работе, стремясь внушить человеку лишь набор необходимых сведений о Православии. Но такое знание зачастую остается бесплодным, чем-то внешним, редко приносит обильные всходы на ниве Господней, если не подкреплено глубокой верой и искренним желанием жить по заповедям Христовым. Беседа катехизатора с новоначальным должна стать разговором от сердца к сердцу, дабы готовящийся приступить к Таинству утверждался в вере, действующей любовью (см. Гал. 5, 6) и основанной не на мудрости человеческой, как говорит апостол, но на силе Божией (см. 1 Кор. 2, 5). Очень важно, чтобы катехизатор сумел возжечь огонь искренней веры в сердцах приступающих к Крещению или Венчанию, дабы принятие Таинства было осмысленным и стало потребностью души, а не желанием лишь следовать некой «моде» или поступать в соответствии с принципом «так делают все».
За минувший год на многих приходах столицы открылись воскресные школы не только для детей, но и для взрослых, где организованы творческие кружки вокала, хорового пения, рисования, рукоделия.  Считаю весьма полезным опыт организации военно-патриотических секций для детей. Уверен, это будет способствовать формированию у молодого поколения чувства любви к родной земле, к ее культуре и традициям.
По данным Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, общее количество воскресных школ в столице – 229, количество учащихся детей – 10 777 человек, взрослых учащихся – 6 455 человек. Ведется работа по стандартизации учебного процесса в воскресных школах.
Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в настоящее время подготовлены для широкого обсуждения проекты следующих документов: «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; «Типовой Устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Воскресная школа религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви»; «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) на территории Российской Федерации».  Ознакомиться с ними можно на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Ведется разработка учебно-методического комплекта по курсу «Закон Божий» для преподавания в воскресных школах, который будет включать в себя учебное пособие для детей, для учителей, рабочую тетрадь и комплект наглядных приложений.
Но, тем не менее, мы имеем ряд нерешенных вопросов. Одна из проблем, о которой говорилось еще на прошлом Епархиальном собрании и которую пока не удалось устранить, – нехватка помещений для организации школ, приходских библиотек, проведения творческих встреч и мероприятий. А там, где приход находит место для ведения такой деятельности, зачастую не хватает финансовых и кадровых ресурсов.
Важной и актуальной темой является поиск новых форм обучения, в которых творческий аспект занимал бы большее место в учебном процессе. По справедливому замечанию прот. Вячеслава Шестакова, настоятеля Патриаршего подворья в Зарядье, учащиеся зачастую воспринимают преподавателя как ментора и диктатора, а не как наставника и старшего товарища. Личность учителя имеет огромное воспитательное значение. Юное поколение нуждается прежде всего в действенных живых примерах. Как писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
К сожалению, нередко получается так, что учащиеся воспринимают посещение воскресной школы как некую дополнительную обязанность, не связанную с их церковной жизнью. Такое отношение со временем может оттолкнуть их и от самой Церкви. Предлагается сочетать послушания в храме с обучением в школе, чтобы дети почувствовали свою причастность к общеприходской жизни.
В современных условиях социальной разобщенности и атомизированности Церковь особо должна дорожить единством духа во Христе и к этому же призывать всех своих верных чад. Как уже говорилось ранее, полезно организовывать совместные концерты и мероприятия воскресных школ и молодежных клубов хотя бы на уровне нескольких приходов или всего благочиния.
Вообще важно осознать, что статистика не является главной целью и за количественными показателями гнаться не надо. К этому призывают и опытные пастыри. Так, например, отец Леонид Ролдугин верно подметил, что такая погоня за «стахановскими рекордами» выливается чаще всего в «тщеславные отписки, многотомные бухгалтерские, чиновничьи отчеты, прикрывающие внутреннюю пустоту и безделье».
Еще одним вектором церковного служения в Москве является развитие православных общеобразовательных школ.
В настоящее время в столице, по данным профильной епархиальной комиссии, зарегистрировано 25 православных общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и центров. В истекшем году многие из них должны были пройти процесс конфессиональной аттестации, которую организовала аттестационная комиссия Синодального отдела религиозного образования и катехизации.  Всего было аттестовано 35% учреждений. Синодальный ОРОиК разослал письма во все образовательные организации с указанием имеющихся недостатков, которые предлагалось устранить к определённому сроку. По состоянию на декабрь 2011 года около 40% православных школ Москвы не выполнили рекомендации аттестационной комиссии, т.е. не прошли конфессиональную аттестацию. Причины разные, одной из наиболее существенных является достаточно длительное по времени согласование Уставов образовательных организаций с органами юстиции. Это еще раз свидетельствует о недостаточности юридического обеспечения деятельности образовательных учреждений, созданных религиозными организациями. Однако следует отметить и нежелание некоторых образовательных учреждений исправлять недостатки. Достаточно острой остается проблема с духовниками этих школ: из 25 кандидатур, представленных для окормления московских православных учебных заведений, мною утверждено только 13.
В ближайшем будущем планируется предоставить частным организациям право на реализацию религиозного (православного) компонента при наличии Конфессионального представления, выданного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Только Конфессиональное представление, выданное ОРОиК, будет давать право на продление и получение государственной лицензии. Те образовательные организации, которые до сих пор не сочли нужным исправить выявленные в ходе конфессиональной аттестации недостатки, должны позаботиться о своевременном решении данного вопроса, чтобы не осложнить свое существование в будущем.
В настоящее время остро стоит проблема финансирования православных учебных заведений.
Федеральное законодательство предусматривает возможность бюджетного финансирования некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, в форме субсидий, но не гарантирует такого финансирования, предоставляя право решения данного вопроса высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, каждый регион самостоятельно определяет, будет ли он финансировать образовательную деятельность частных учреждений и в каком объеме и порядке.
Осенью 2011 году были внесены изменения в ряд законов, касающихся общего образования в столице. В частности, исключены положения о равенстве прав государственных и негосударственных образовательных организаций в области требований, норм и правил, условий социального обеспечения и оказания поддержки для работников, предоставления помещений и льгот по их оплате.
Кроме того, исключено положение о финансировании негосударственных образовательных организаций по нормативу на каждого ученика. Сейчас православные школы получают бюджетное финансирование по минимальному нормативу средней школы.
Сложность ситуации состоит в том, что при отсутствии законодательно закрепленной обязанности бюджетного финансирования негосударственных общеобразовательных организаций гарантий получения субсидий у наших школ нет.
Законодательно сохраняется лишь возможность поддержки негосударственных общеобразовательных учреждений в рамках законодательства о социально ориентированных организациях.
В настоящее время ведется предметный диалог с Департаментом образованием Москвы. Учитывая, что проблема финансирования православных школ решается одновременно по нескольким направлениям, с использованием различных правовых механизмов и способов, необходимо координирование усилий всех участников диалога со стороны Церкви. Поручаю ОРОиК и Юридической службе Московской Патриархии добиваться положительного решения данного вопроса.
Имеются определенные сложности с приведением школьных помещений в соответствие с современными санитарно-эпидемиологическими и противопожарными требованиями. Государственные школы обычно решают подобные вопросы за счет бюджетных средств. Но в наших условиях сделать это не представляется возможным. Удачное, на мой взгляд, решение организационной, финансовой, а также во многом кадровой проблемы поступило из Даниловского благочиния. Предложено ввести в состав учредителей православных школ несколько приходов или даже все приходы благочиния. В текущей непростой экономической ситуации приход зачастую не в состоянии покрыть все затраты в одиночку. Кроме того, преобразование школы из приходской в межприходскую весьма способствовало бы налаживанию горизонтальных связей между духовенством и мирянами разных храмов. Поручаю Епархиальной комиссии разработать проект переквалифицирования школ из приходских в межприходские с изменениями количества приходов-учредителей.
Отдельный значимый аспект духовно-просветительской деятельности Церкви – взаимодействие со светскими учебными заведениями. Многие приходы ведут весьма активную работу в этом направлении.
К сожалению, приходы не всегда встречают доброжелательное отношение школьного руководства. Некоторые настоятели сетуют на отказ средних учебных заведений в сотрудничестве по вопросам религиозного просвещения.
По сведениям Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в течение трех последних лет в тридцати столичных школах и пяти детских садах проводятся экспериментальные курсы по истории и культуры религий, в частности курсы «Истоки» и «Основы православной культуры». Данные учебные заведения при организационной поддержке Синодального отдела, согласованной с Департаментом образования Москвы, могли бы стать стартовыми площадками для реализации в столичном регионе Федерального проекта по расширению преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» в 2012 году.
До настоящего времени изучение православной культуры в государственных школах Москвы велось в самом минимальном объеме, в качестве факультатива предлагался курс по истории религий в старшей школе. Преподавание православной культуры во многом сдерживалось за счет неофициального административного воздействия со стороны тех руководителей, которые превратно трактуют принцип светскости отечественного образования.
Сообщаю вам, что в результате поддержанных руководством государства усилий, предпринятых представителями традиционных религий нашей страны и, в первую очередь, Русской Православной Церковью, а также научно-педагогическим сообществом и родителями учащихся, принято решение о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах всех субъектов Российской Федерации с сентября 2012 года. Для столицы это означает следующее: по предложению Министерства образования и науки РФ преподавание православной культуры будет вестись в рамках новой предметной области (комплексного учебного курса) во всех школах нашего города в течение одного учебного года в начальной школе (4 класс).
В городском учреждении повышения квалификации учителей (Московский институт открытого образования) имеется лаборатория истории и культуры религий, которая курирует подготовку преподавателей курса истории религий.
Существенным недостатком Московской городской епархии является фактическое отсутствие ЕОРОиК (Епархиального отдела религиозного образования и катехизации). Его функции отчасти выполняет епархиальная комиссия по православным школам, но ввиду ограниченности ее структуры, определенной специфики и организации она не может заменить собой полноценный отдел. Создание в Московской (городской) епархии структурного подразделения, ответственного за развитие религиозного образования в светской школе, могло бы стать существенным импульсом для качественного изменения ситуации с преподаванием Основ православной культуры в школах столицы. Поручаю Отделу религиозного образования и катехизации подготовить соответствующие предложения.
Введение Основ православной культуры – один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей.
Среди первоочередных мер назову:
•    викариям-кураторам следует назначить в благочиниях лиц, ответственных за работу с Департаментом образования Москвы и школами, за взаимодействие с Отделом религиозного образования и катехизации по вопросам введения и преподавания Основ православной культуры;
•    названные лица должны по возможности пройти краткую профессиональную подготовку в Синодальном ОРОиКе;
•    нужно продумать и выстроить систему работы с родителями школьников во всех приходах Москвы;
•    епархиальной комиссии по православным школам следует наладить взаимодействие с методическими учреждениями города, Федеральным институтом развития образования, Московским институтом открытого образования для того, чтобы гарантировать участие Церкви в подготовке учителей по Основам православной культуры.
Отдельная тема – высшие церковные учебные заведения. Кроме упоминавшегося в контексте богословского (духовного) образования Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), хотелось бы сказать несколько слов о Православном институте святого Иоанна Богослова. В минувшем году был принят ряд весьма эффективных мер для выведения учреждения из затянувшегося кризиса и для повышения уровня образовательной и научной работы в вузе. Благодаря этим успешным реформам вуз существенно изменился. Призываю вас, преосвященные владыки и дорогие отцы, активнее сотрудничать с Институтом, рекомендовать своим прихожанам проходить там обучение.
В 2010/11 учебном году Институт получил государственную аккредитацию имеющихся программ бакалавриата, а также лицензию на реализацию магистерских программ по всем аккредитованным направлениям. Также была успешно пройдена процедура лицензирования программ послевузовского образования, благодаря чему в вузе были открыты программы аспирантуры по целому ряду специальностей. Все это позволило оздоровить ситуацию, что положительно сказалось на восприятии этого вуза абитуриентами. Уже в 2010/11 учебном году число зачисленных в институт в три раза превысило показатели предшествующих лет.
Ресурс института может и должен быть использован духовенством и членами приходских советов. Современный священнослужитель нуждается не только в богословских познаниях. У него должна быть возможность освоить программы повышения квалификации по основам администрирования, хозяйственно-экономической деятельности, бухгалтерскому учету, правовому регулированию и обеспечению деятельности религиозной организации. К реализации данного начинания надлежит привлекать не только духовные школы, но и светские православные высшие учебные заведения, в том числе и Институт святого Иоанна Богослова, который имеет аккредитацию по перечисленным направлениям.
В связи с этим хотелось бы затронуть важную тему повышения квалификации клириков Москвы. С 1 ноября 2011 года при Новоспасском монастыре начали действовать соответствующие курсы. На эти курсы, которые длятся четыре недели, каждое благочиние направляет по четыре человека. По завершении обучения слушатели экзаменуются и получают аттестат, после чего приходит новый набор. Организация этого процесса пока не завершена, еще будут вноситься некоторые изменения в нормативные документы, но важно было начать апробацию данных курсов, чтобы их форма и содержание отвечали реальным потребностям времени.
Курсы повышения квалификации для духовенства действуют и в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По моему благословению с этого года долгосрочная программа повышения квалификации преобразуется в краткосрочные курсы разного уровня и направленности, которые будут проводиться несколько раз в год. Обучающиеся на этих курсах смогут прослушать лекции по церковно-каноническим, юридическим, политологическим, богословским и философским дисциплинам, значительно улучшить знания иностранных языков.
Еще одно важное начинание, о котором стоит упомянуть, – открытие специальных курсов подготовки абитуриентов в духовные школы. Курсы начали работать при Новоспасском монастыре с ноября сего года, и в настоящее время на них по рекомендации приходов поступили первые абитуриенты. Два раза в неделю до мая эти юноши будут посещать занятия, которые, надеюсь, помогут им при поступлении в семинарии.

Источник: patriarchia.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map