Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)


23-12-2011, 16:15 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 547)
Церковь и мир
Международная повестка дня
Мир продолжает переживать глубокий кризис в экономике, политике, социальной сфере. О том, что причины этого глобального процесса надо искать в духовно-нравственных ошибках современной цивилизации, говорилось уже не раз.
В 2011 году внимание мирового сообщества и нашей Церкви было обращено в сторону тех стран, которые переживали кровопролитные гражданские войны и революции (и здесь я имею в виду прежде всего Ближний Восток), а также тех, на чью долю выпали испытания крупными стихийными бедствиями.
Русская Православная Церковь не осталась безучастной к трагедии в Японии. Вы знаете, что в марте здесь произошло сильнейшее за последнее столетие землетрясение, которое вызвало цунами и техногенные катастрофы. Стихийное бедствие затронуло северо-восток страны, где начиналось более ста лет назад японское Православие.
Были жертвы среди прихожан; разрушена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ямада (префектура Ивате); ряд храмов Сендайской епархии нуждается в восстановлении.
По моему благословению был организован сбор средств для помощи пострадавшим. Отдел по церковной благотворительности при поддержке Отдела внешних церковных связей в координации с советом Токийской митрополии уже направил в Японию 1 млн. 400 тыс. долларов США. По оценкам Японской Церкви, для восстановления церковных зданий и выплаты помощи пострадавшим прихожанам требуется 2 млн. 307 тыс. 720 долларов США. Сбор средств продолжается.
Я предполагаю совершить визит в Японию в следующем году и намерен посетить пострадавшие районы Сендайской епархии, чтобы поддержать верующих, потерявших родных и близких в катастрофе.
Говоря о международных связях нашей Церкви, я хотел бы кратко коснуться темы Всеправославного Собора.
В этом году исполнилось уже 50 лет, с тех пор как Поместные Православные Церкви начали к нему планомерную подготовку. Для обсуждения предложены темы, которые в той или иной степени затрагивают все Поместные Церкви.
В последние годы предсоборный процесс заметно активизировался. К настоящему времени из 10 тем, вошедших в повестку дня грядущего Собора, восемь были согласованы всеми Поместными Православными Церквами, участвующими в подготовке. Без этого предварительного согласования, которое происходит на всеправославных предсоборных совещаниях, немыслимо дальнейшее движение к Собору. В регламенте работы этого предсоборного органа закреплен принцип принятия решений единогласно, консенсусом.
Однако в феврале этого года не удалось согласовать детали по одной из двух оставшихся тем, а именно – по теме автокефалии. Это подвигло представителей нескольких Поместных Церквей подвергнуть сомнению целесообразность принципа консенсуса в предсоборном процессе и поставить вопрос о его замене принципом большинства голосов.
Такая постановка вопроса очень опасна для судеб Православия. Нам говорят, что в эпоху Вселенских Соборов принцип консенсуса не всегда использовался. Но в те времена инструментом сохранения церковного единства служила императорская власть. Сейчас такого механизма нет. Поместные Церкви существуют в разных странах и в разных условиях, и если не считаться с мнением каждой из них, то будет трудно обеспечить рецепцию решений будущего Собора Православной полнотой, что может стать причиной нестроений.
Мы провели консультации с другими Поместными Церквами, в результате чего стало очевидным, что и у них есть такая же озабоченность.
Весьма важной была встреча Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей, состоявшаяся 21 ноября 2011 года в Московском Кремле. Все без исключения участники Собрания высказались за сохранение принципа консенсуса как в предсоборном процессе, так и на самом Соборе, а также имели возможность обменяться опытом возрождения церковной жизни в странах, которые в XX веке испытали небывалые гонения на веру. Мы вместе выразили нашу солидарность с переживающими трудное время христианами Ближнего Востока.

Церковь и общество на канонической территории
Московского Патриархата
Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни стран, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата.
Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.
К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.
Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.
Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.
Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества.
Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью. Россия, Белоруссия, Украина и Молдова – одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.
Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви. Сегодня мой доклад и будет посвящен всем тем многочисленным начинаниям, которые, Господу содействующу, призваны принести благие плоды.
Добрым знаменьем того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное совсем недавно чудо великого народного единения в православной вере, чуда, осенённого и благословлённого древней афонской святыней. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Москву и в ряд других городов России Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря.
И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.
Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога.
Неожиданно даже последовательные и непримиримые критики Церкви выразили искреннее удивление происходящим. Позволю себе краткую, но красноречивую цитату из репортажа корреспондента московской радиостанции, известной своей жёсткой критической позицией по отношению к Церкви:
«Находясь в городе Сендае, рядом со взорвавшейся Фукусимой, я получал меньше тревожных звонков от родных и близких, чем когда провёл 14 часов, стоя в очереди к Храму Христа Спасителя… Лучше этой очереди я в своей жизни не встречал. Люди разные, но большинство – молодые женщины лет 25 и немного больше. Много мужчин с фотографиями любимых женщин… Очень много молодёжи, которой это важно и интересно. Это очень дружелюбные, приветливые, интересные, приятные в большинстве своём люди… 20 лет назад мы по 5-6 часов стояли в «Макдоналдс» за гамбургерами, а теперь стоим в храм… Это совсем другая очередь. Я не очень дружу с Господом, - продолжает молодой репортер, - я некрещёный. Оказавшись в храме, я испытал не религиозный восторг и не религиозное счастье, а мне было искренне радостно за тех людей, которым было радостно. Потому что такой честной радости в глазах верующих людей я ещё не видел».
Это свидетельство, тем более ценное, что оно поступило из круга, надеюсь, уже бывших недоброжелателей нашей Церкви.
Итак, эти параллельные России, Россия либерального фундаментализма и Россия исторической православной традиции, неожиданно для себя встретились в Храме Христа Спасителя у ковчега с афонской святыней, благословляющей на новую, выстраданную и зрелую, соборность. Дай Бог, чтобы, пройдя через храм, эти две России вышли обратно в мир вместе.
Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что многие люди духовно опамятовались, что общество постепенно приходит в себя.
Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере.
Как бы то ни было, нынешнее посещение России афонской святыней зримо и убедительно продемонстрировало тем, кто этого не знал или тщился не замечать: жива в народе нашем вера православная, а вместе с ней способность идти на самоограничение и жертву. Не эта ли способность на протяжении веков была движущей силой всех великих народных свершений?  
Во времена испытаний и повреждённых межличностных связей на Церкви лежит особая ответственность, ибо силой веры и благодатью Божией могут вновь сплотиться люди для дел добра.
Именно поэтому, дорогие владыки и отцы, братья и сестры, устроение правильной и полнокровной общинной жизни является сегодня одной из главных задач. Христианская община исторически формировалась как сообщество не только единоверцев и единомышленников, но и соработников в общем делании во славу Божию и во спасение человека. Это школа духовной солидарности, общения и взаимодействия христиан через молитвенную жизнь. Если современный человек в храме научится слушать и слышать, видеть и прозревать, сострадать и соработничать, он сможет изменить свою модель поведения и в семье, и на работе, и в обществе.
Вот почему столь важны для здоровья церковной общины социальные, молодёжные, образовательные и миссионерские приходские программы, а также внебогослужебные собрания и другие инициативы подобного рода.
Будем же твёрдо помнить, что наш церковный приход – это духовно-социальный феномен, не имеющий аналогов. В своей евхаристической полноте его члены – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9). И как важно, чтобы в эмпирической реальности проявила себя в полной мере эта надмирная природа церковной общины – солидарной и работоспособной группы единомышленников.
Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как точки роста национально-духовного самосознания и единства, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благоуспешное существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви.

Монастыри
Особое место в духовной жизни Первопрестольного града и столичного региона в целом занимают монастыри.
Являясь негасимым светочем духовности и надежным якорем грядущего спасения, обители испокон веков привлекали к себе христиан, ищущих утешения, очищения, укрепления и вразумления.
Именно поэтому монастыри призваны хранить древние традиции  иноческого делания, заботясь прежде всего о непреткновенном восхождении насельников по лестнице духовного совершенствования, ибо, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, «исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства».
Важно понимать, что путь к сердцу новоначального христианина лежит не только лишь через красоту церковной архитектуры и нашего богослужения, но через пример благочестивой монашеской жизни.
Одна из главных задач, которая стоит ныне перед руководством монастырей, заключается в том, чтобы, не откладывая в сторону планов по реставрации монастырских комплексов, обратить свое внимание на духовную жизнь и нравственное состояние насельников, а также мирян, спасающихся под сенью обителей.
Огромное значение имеет литургическая жизнь монастыря, ее исправность и регулярность. Это тем более легко достижимо, что монахам некуда спешить, ведь в монастыре они уже дома.
Важный показатель состояния духовной жизни обители – отношение её насельников к паломникам и богомольцам. В наших делах должна с особой отчётливостью и теплотой проявляться христианская любовь, изливающаяся на каждого человека, с которым мы вступаем в контакт.
Особое внимание следует обратить на специфику духовного окормления мирян монашествующими. Здесь надлежит соблюдать сугубые такт и осмотрительность, запрещая себе возлагать на пасомых «бремена неудобоносимые», остерегаясь псевдостарчески руководить каждым их шагом.
При духовном окормлении монахом мирянина необходимо сосредоточиться на руководстве внутренней жизнью души, не покушаясь отнять у ближнего Богом данную ему свободу. Нездоровое стремление проникнуть во все мелочи и частности семейной жизни прихожан и паломников говорит отнюдь не о требовательной любви к ближнему, но об очевидном духовном помрачении.
На сегодня в непосредственном подчинении Патриарху находятся 27 монастырей: 14 мужских и 13 женских.
В мужских монастырях по данным на 2011 год несут послушание 905 насельников, из них мантийных монахов – 683, иноков – 109, послушников, принятых в братию обители, – 113.
За 2011 год в число насельников монастырей было принято 58 человек, выбыло (в том числе преставилось ко Господу) – 20 человек.

В женских монастырях несет послушание 771 насельница, из них постриженных в мантию – 364, постриженных в рясофор – 254, послушниц, принятых в число сестер обители, – 153.
За 2011 год в число сестер монастырей было принято 35 человек, выбыло (в том числе преставилось ко Господу) – 27 человек.
Итого монашествующих во всех монастырях – 1676, из них постриженных в мантию – 1047, постриженных в рясофор – 363, находящихся на послушании – 266. Всего в монастыри поступило 93 человека, выбыло 47 человек.

В нынешнем году, в отличие от предыдущего, следует отметить увеличение монашествующих ставропигиальных монастырей. В большинстве обителей количество насельников и насельниц увеличилось. И лишь в некоторых (в частности, находящихся в активном процессе ремонтно-восстановительных работ) не изменилось по сравнению с прошлым годом.
Важнейшая задача, поставленная Архиерейским Собором 2011 года перед православным монашеством, состоит в получении насельниками и насельницами наших обителей качественного духовного образования.
Основные подходы к практическому решению этого актуального вопроса были намечены на заседании Синодальной комиссии по делам монастырей. Получение монашествующими полноценного духовного образования имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Она состоит в том, что, по мнению всех заинтересованных сторон, не монастыри должны приходить в Духовные школы, ибо это создаст трудноразрешимые проблемы для наших обителей, но сами Духовные школы призваны прийти в монастыри.
Действительно, сегодня у нас есть широкие технические возможности, позволяющие пользоваться современными дистанционными технологиями обучения, что позволит большинству монашествующих получать духовное образование, не покидая стен своей обители. В настоящее время Синодальная комиссия по делам монастырей и Учебный комитет объединяют свои усилия, чтобы успешно решить эту широкомасштабную и чрезвычайно важную задачу. Отцы наместники и игумены, матушки игумении призваны с полным пониманием важности этой задачи сотрудничать с соответствующими церковными учреждениями, дабы создать максимально благоприятные условия для духовного образования монашествующих.
Нельзя забывать, что истинная любовь к Богу, к которой призваны все христиане, а в особенности монашествующие, неразрывно связана с любовью к ближним.
Сегодня монастыри прилагают значительные усилия для развития социальной и миссионерской деятельности, молодёжного и тюремного служения, работы в сфере катехизации и начального духовного образования.
Следуя своему монашескому призванию, иноки непременно будут становиться ближе и к страдающим людям, людям обездоленным и скорбящим. Эта любовь взрастит потребность и горячее стремление прийти на помощь заключенным и сиротам, нищим и немощным – ко всем тем, кто нуждается в нашем внимании и заботе.
Нами прилагаются значительные усилия, дабы побудить всех людей Церкви и особенно монашество к активной социальной деятельности. Должен с удовлетворением отметить, что ставропигиальные обители достойно совершают важнейшее дело служения ближним.
Конечно, прежде чем приступить к тому или иному социальному проекту, необходимо взвесить, насколько он будет по силам братии или сестрам обители, смогут ли они подъять данный труд, не разрушая при этом монастырского уклада и не оправдывая попечением о ближних небрежение в иных обязательных послушаниях.
Малые обители не могут браться сразу за все виды и формы социального служения. Следует выбрать именно своё дело, посильное для самого делателя, необходимое для улучшения жизни других людей и полезное для нашего спасения. Ибо нельзя заниматься такой работой формально, «для галочки». Будем помнить, что мы имеем дело с живыми людьми, которые обязательно заметят любую фальшь, любую неискренность, любую принуждённость.
Для начала полезно познакомиться с уже существующими в наших обителях и храмах социальными проектами. Если мы собрались создавать детский приют, следует посетить Стефано-Махрищский монастырь, Покровский Хотьков монастырь, Покровский монастырь в Москве, Саввино-Сторожевскую обитель.
Если хотим научиться работе с заключенными, с детьми-инвалидами, было бы полезно побывать в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Пример работы с молодежью являет нам Данилов монастырь.
Устроению богаделен можно учиться в Зачатьевском монастыре и в Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине.
По милости Божией у нас есть такие замечательные примеры для подражания. Призываю вас оказывать всяческую помощь тем, кто захочет изучить ваш опыт. Рассказывайте и о возможных трудностях, и о том, как их следует преодолевать.
Хочется остановиться еще на одном значимом вопросе. Когда мы обращаемся к наместникам, игуменам и игумениям за предоставлением в отчетах сведений о социальной, молодёжной, катехизической работе, особое внимание необходимо уделять анализу информации о проблемах, с которыми сталкиваются монастыри в этой сфере. Только соборно обсуждая эти проблемы, мы сможем найти верные и адекватные решения. Возможно, они уже кем-то найдены в других обителях и лишь ждут своего часа, чтобы быть обнародованными для общего блага.
Поэтому давайте стараться уходить от статистического формализма отчётов и переходить к совместному обсуждению реальных проблем, которые стоят перед всеми нами, перед всею Церковной полнотой.
Подводя итоги деятельности наших ставропигий в нынешнем году, не могу не отметить их активное участие в разработке «Положения о монастырях и монашествующих», которое подготовлено соответствующей Комиссией Межсоборного присутствия. Этот важный документ призван в общих чертах обозначить порядок и строй всей монашеской жизни нашей Церкви. Убежден, его принятие станет важной вехой в возрождении монашества на Руси.
В будущем году прошу не менее активно участвовать и в разработке типовых внутренних уставов мужского и женского монастырей.

Пастырское служение и организация приходской жизни
Напомню, что на прошлогоднем Епархиальном собрании духовенства города Москвы мною была предложена форма интерактивного доклада, построенного на прямом диалоге духовенства с правящим архиереем.
Если помните, в тот раз оглашались многочисленные и разнообразные предложения, замечания, соображения столичных клириков по вопросам пастырского служения и организации приходской жизни, предварительно направлявшиеся ими в мой адрес, а я комментировал эти материалы и высказывал собственные суждения по теме.
Сегодня мы вновь обратимся к этому формату.
Важнейшим направлением работы Московской епархии является своевременное выполнение «Программы-200», о чем уже упоминалось в статистической части доклада.
Исходя из наличия или отсутствия обременений, определена условная очерёдность подготовки разрешительной документации, освоения земельных участков и строительства:
I очередь – 62 участка,
II очередь – 77 участков,
III очередь – 53 участка,
IV очередь – 17 участков, которые предложено разместить на территориях реорганизуемых промышленных зон.
На сегодня в безвозмездное срочное пользование Церкви передано 29 участков. Для 17 участков найдены инвесторы, для двух – сбор средств идёт методом «народной стройки». На 13 участках фактически начаты строительные работы. Окончание строительства 10 храмов запланировано по графику на III-IV квартал 2012 г. На 6 участках ведутся подготовительные работы.
Строительство храмовых комплексов осуществляется по типовым проектам трех проектных институтов. Проекты предусматривают строительство храмов вместимостью до 300 и 500 прихожан, а также отдельно стоящего дома причта. В некоторых случаях на небольших участках предусмотрено размещение храма на 200 прихожан и уменьшенного дома причта. В случае невозможности постройки дома причта на предоставленном участке предусматривается выделение нежилых помещений в близлежащих домах под нужды храма.
Информация о Программе-200 регулярно размещается в городских, окружных и районных СМИ. Активно работает интернет-сайт Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», где публикуются последние новости об итогах реализации данной Программы.
В связи с этим особо хотелось бы отметить и проблему приходской активности. Мне известно, что в некоторых случаях миряне проявляют больше заинтересованности в осуществлении данного начинания, чем священнослужители. Призываю вас принимать деятельное участие в успешной реализации Программы строительства новых храмов в столице.

Начну обзор предложений, вопрошаний и озабоченностей столичного духовенства с блока вопросов пастырского служения, которые затрагивает протоиерей Владимир Головков, член Епархиального совета Москвы.
В частности, отец  Владимир отмечает «желательность разработки и приведения к единообразию требной внехрамовой практики, сообразуясь с реалиями современной городской жизни.
Предлагается выработать объединенный чин исповеди и причастия тяжкобольных на дому, с возможностью присовокупления разумно сокращенного чина елеосвящения (соборования)».
Другое предложение состоит в том, чтобы «разработать чины освящения жилых и отдельно нежилых (производственных) помещений».
Таинство елеосвящения, как известно, имеет апостольское происхождение, а вот нынешний чин его совершения довольно поздней редакции и на протяжении церковной истории видоизменялся, при этом неизменной оставалась древняя тайносовершительная молитва «Отче Святый, врачу душ и телес…».
Поэтому я полагал бы целесообразным вынести этот вопрос на рассмотрение соответствующей комиссии Межсоборного присутствия.
Что же касается «разработки чинов освящения жилых и отдельно нежилых (производственных) помещений», то не вижу настоятельной необходимости в создании двух различных чинов освящения.
Современный человек как минимум треть своей взрослой жизни проводит на работе. И чином благословения нового дома вполне покрывается попечение Церкви и о благостоянии дома, где люди трудятся, и о благоденствии пребывающих в нём работников.
А завершающие слова тайной молитвы священник вполне может применить к производственному помещению: «…И благослови и умножи вся благая в доме сем, и благослови всех, трудиться хотящих в нем».

Протоиерей Владимир Головков далее пишет: «В 2008 и в 2010 годах группы из 35-40 паломников посетили святой град Иерусалим и Святую Землю. Присутствие священника в таких группах обязательно, но ограничено сроком отпуска на лечение.
Сопровождение священником группы паломников от 25 человек - тяжелый труд, и может считаться командировкой».
Поручаю Епархиальному Совету разработать Положение о приходских и благочиннических паломничествах.

Еще одно предложение о. Владимира представляется весьма существенным и заслуживающим нашего общего внимания: «Важным моментом в работе воскресных школ и молодежных клубов являются совместные концерты на уровне благочиний, где каждый приход показывает свои таланты.
Встречи священнослужителей благочиния также сближают клириков».
Речь здесь идёт о двух частных случаях куда более широкой и весьма актуальной проблемы. Здесь мы вновь обращаемся к организации межприходского и межблагочиннического взаимодействия.
Это касается не только концертов, но и совместной просветительской деятельности, например, проведения тематических семинаров и лекций для мирян в разных приходах силами всего благочиния, а может быть, и с привлечением специалистов из духовных учебных заведений. Информация о таких мероприятиях могла бы распространяться в Интернете, а также в каждом из храмов благочиния. Вообще желательно, чтобы в рамках благочиния или викариатства был свой информационный справочник с планом мероприятий на полгода, свободно распространяемый по храмам.
Поручаю СИНФО разработать макет такого справочника, а также макет приходских информационных ресурсов.

Представляется важным замечание протоиерея Леонида Ролдугина: «У нас отсутствует методологическая система разных уровней: для больших городских приходов, для малых и сельских приходов, для небольших городов, посёлков, где что-то сделать можно только объединившись в межприходской центр, у которого будет больше возможностей, чем у какого-либо отдаленного отдельного села».
Согласен, что размер прихода, его месторасположение и финансовые возможности во многом определяют объем и характер внебогослужебной деятельности. Однако не думаю, что нам требуется создавать какую-то специальную формализованную методологию, описывающую все возможные случаи. Но вот что действительно важно: викарий, благочинный и настоятель должны совместно определять повестку дня работы каждого прихода с учетом вышеизложенных обстоятельств.
Конечно, все виды приходского служения внутренне связаны между собой, и в той или иной степени все они присутст¬вуют в каждой общине. Это и создаёт возмож¬ность организации межприходского служения, о котором говорилось как в Патриаршем обращении на прошлогоднем Епархиальном собрании, так и в Постановлении нашего Собрания. В частности, было сказано о необходимости «развивать межприходские проек¬ты и инициативы, которые будут способствовать появлению у приходов новых возможностей».
Например, в Сретенском благочинии это ясно видно на примере НИИ Скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, где к действующему там приходу стали при¬соединяться добровольцы Богородице-Рождественского монастыря, подворья Серафимо-Дивеевского монастыря, подворья Троице-Сергиевой Лавры и иных приходов.
Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения.
Наконец, важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. Убеждён, что установление подобных горизонтальных связей между приходами будет полезно и интересно для всех, кто участвует в этих процессах. Поэтому призываю отцов настоятелей и владык викариев обратить самое серьёзное внимание на данный аспект нашего сегодняшнего разговора. Ибо от их творческой инициативы и открытости к общению с собратьями зависит успех всего дела.

Наконец, в заключение протоиерей Владимир Головков предлагает: «Необходимы курсы (1-3 месяца) для сотрудников церковных лавок и помогающих в храме. Знание богослужения, основ веры и нравственности для церковнослужителей необходимы. Во многих храмах священники проводят такие беседы на уровне приходов. Хорошо бы разработать основные рекомендации по данному вопросу».
Что касается разработки методических рекомендаций по такому обучению труждающихся в храме, рекомендовал бы обратиться к Владыке Марку, который информирует наше собрание о нижеследующем:
«На приходе Живоначальной Троицы в Хорошёве с целью повышения ответственности, церковной грамотности и культуры общения работников храмов Успенского благочиния с прихожанами состоялись практические занятия для работников свечных ящиков, дежурных и продавцов церковных лавок.
На обучение было направлено 25 человек из 6 храмов Успенского благочиния. В частности, психологом были проведены групповые практические занятия по отработке различных моделей поведения сотрудников храмов в типичных и неординарных ситуациях, возникающих в процессе общения с прихожанами. В завершение тренинга все участники занятий в ходе собеседования успешно ответили на вопросы священника».
Полагаю, что этот опыт в обязательном порядке следует распространить на все благочиния, на все храмы нашей Епархии. Ибо список дежурных упрёков, которые предъявляют Церкви наши критики, начинается именно с историй о том, кто, как и когда неприязненно встретил их в православном храме.

Протоиерей Владимир Диваков делится мыслями, с которыми нельзя не согласиться и которые полезно услышать всем:
«При совершении Таинства Исповеди священнику следует проводить ее так, чтобы она не превращалась в допрос, чтобы священник сам был соучастником покаяния, поскольку многие исповедуемые грехи свойственны и ему самому».

Протоиерей Леонид Ролдугин пишет: «Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом.
Задача не в том, чтобы дать учащимся минимальный образовательный набор академически сухих богословских истин, но в том, чтобы зажечь в их умах и сердцах живой огонь благочестивой веры, который бы они проявляли в своей повседневной жизни и который им был бы желателен, дорог, который они бы не променяли ни на какие мнимые жизненные блага и удовольствия».

Ещё одно разумное соображение, вытекающее из пастырской приходской практики и касающееся катехизации восприемников крещаемого, поступило от священника Александра Зорина, заведующего канцелярией Синодального отдела по тюремному служению:
«В условиях мегаполиса многие прихожане являются жителями других округов и благочиний Москвы, а также и других епархий, как например жители ближайшего Подмосковья. Современная жизнь такова, что родители находят восприемников среди своих родственников и друзей, живущих, как правило, вдали от храма, в котором они намерены совершить Таинство Крещения своего младенца. К проблеме территориального нахождения восприемников следует добавить и проблему необходимого свободного времени, для организации встречи и проведения предварительных бесед.
Можно допустить, что в случае Крещения младенцев, огласительная беседа с восприемниками может быть проведена не штатным катехизатором, а священником, совершающим Таинство Крещения, в назначенный день совершения Таинства».

Заслуживает внимания замечание, поступившее из Патриаршего подворья храма Воскресения Христова в Шереметьеве: «Для более полного осуществления планов работы с молодежью приход остро нуждается в наличии соответствующих помещений, которые могли бы быть использованы для различных кружков, секций, воскресной школы, размещения библиотеки и т.д.».
Вообще анализ поступивших в мой адрес предложений говорит о том, что нехватка помещений, кадров и средств – ключевые и наиболее частые проблемы приходского социального, молодёжного, катехизаторского служения.
К этому следует прибавить острую нехватку средств на восстановительно-реставрационные работы, на оплату коммунальных услуг, на элементарную хозяйственную деятельность, ибо слишком много приходов находится в тяжелом материальном положении. Полагаю совершенно необходимым Управлению по городу Москве и Юридической службе Патриархии изучить положение бедствующих приходов и представить свои рекомендации. При этом в каких-то случаях, наверняка, можно вести речь не только об изыскании необходимых площадей, но и о восстановлении юридических прав Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество.

Отрадно, что многие приходы находят возможности даже в своих стесненных условиях и при ограниченных материальных средствах добиваться хороших результатов.
Протоиерей Владимир Головков сообщает: «Молодежный клуб при нашем храме с осени 2010 года своими силами и с привлечением молодых людей благочиния проводит благотворительные концерты. Концерты проходили как в помещении воскресной школы, в Икшанской колонии, так и в доме культуры «Северный». Концерты к масленице, ко дню Победы и Дню семьи сблизили молодежь и порадовали пришедших».

Благочинный храмов Даниловского округа информирует об удачном опыте межприходских мероприятий: «В масштабах благочиния в этом году проводились семинары с ответственными, один семинар был выездной. Совместно с Даниловым монастырём была проведена православная молодёжная ярмарка в парке-заповеднике «Царицыно». В ДК «Южное» проводились Рождественские и Пасхальные фестивали, в которых принимали участие до 1000 человек».

По-прежнему труднорешаемой остается проблема отпевания в моргах. Довольно часто воцерковленные люди, присутствовавшие на таких «отпеваниях», задают вопрос: «Можно ли считать, что по новопреставленному совершено действенное отпевание, если служивший «священник», судя по многим признакам, таковым не является?».
В 2009 году на Епархиальном собрании поднимался вопрос о ситуации в моргах. К сожалению, нередки случаи, когда в ритуальных комнатах при этих заведениях действуют клирики сомнительного канонического статуса, священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженые в священнические одежды.
Несмотря на остроту вопроса, он так и не был разрешен в минувшие два года.
Более того, не кто иной, как руководитель комиссии при Епархиальном совете по благотворительности и социальному служению свидетельствует, что несколько недель назад в одном из больничных моргов города ему отказали в возможности отпевать прихожанина, сославшись на то, что «у больницы есть свои священники».
Ситуация осложняется тем, что духовенство неспособно своими усилиями преодолеть имеющиеся сложности. Священники не имеют полномочий обязать руководство больниц отказаться от услуг неправомочно служащих там клириков и предоставить возможность священнодействовать каноническому духовенству.
Между тем в нынешнем году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании данного общего документа возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволит исправить сложившуюся печальную ситуацию. Поручаю архиереям, ответственным за благочиния, в срочном порядке заняться решением этого вопроса.
Еще одно уместное в этом разделе замечание. Напоминаю отцам настоятелям и наместникам, матушкам игуменьям о необходимости постоянно заботиться о благоукрашении вверенных их попечению храмов Божиих.
В связи с этим обращаю ваше внимание на необходимость регулярно знакомиться с информацией об обновляющемся и совершенствующемся ассортименте изделий церковного назначения, выпускаемых на художественно-производственном предприятии «Софрино», а также на важность закупок софринской продукции для текущих нужд храмов.

Источник: patriarchia.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map