Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Анатолий Вассерман: Дилогия атеизма

Анатолий Вассерман: Дилогия атеизма


3-04-2012, 14:19 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (16) | просмотров: (4 933)

Антропный принцип

 

Следует отметить: основы Вселенной заложены весьма искусно. Основные величины, определяющие вид всех физических законов (так называемые фундаментальные константы), сбалансированы удивительно тонко. Изменения скорости света или гравитационной постоянной на считанные проценты хватило бы, чтобы получившийся мир оказался не просто странным и неуютным для нас, а вообще непригодным для возникновения разума или даже вовсе не допускающим существование жизни. Во всяком случае, жизни в понятной нам форме. Трудно представить себе, как выглядела бы жизнь в мире, где элементарные частицы не могут слиться в атомы. Могли оказаться невозможными звезды, планеты или даже макроскопические тела.

Удачна и размерность нашего мира. В четырехмерном пространстве невозможны стабильные планетарные орбиты – система, подобная нашей Солнечной, не могла бы просуществовать достаточно долго для развития жизни. В двумерном (плоском) пространстве невозможны орбиты нестабильные: так, атом не может ионизироваться, что сокращает возможности химии и исключает биохимию.

Исследования, указавшие на согласованность характеристик мира, весьма впечатлили научное сообщество. Более того, вскоре было обнаружено несколько новых закономерностей. Это позволило сформулировать новое научное положение – антропный принцип: мир именно таков, что в нем возможен разум.

Кто же создал мир ради разума в нем? Ответ казался очевидным.

 

Кипящие вселенные

 

В 1970-х советские физики Давид Киржниц и Андрей Линде показали: квантовые колебания физического вакуума создают в нем энергетический потенциал, достаточный для непрерывного возникновения все новых вселенных.

Развитие этих идей (в основном усилиями Алексея Старобинского и Эраста Глинера) всесторонне объясняет как саму первопричину Большого Взрыва, так и механизм развития процессов в те самые 10–43 секунды, который раньше оставался неясен. Последняя физическая лазейка для бога закрылась.

Заодно стал понятен антропный принцип. В разных вселенных, возникающих из первичного вакуума, фундаментальные константы и прочие физические законы (возможно, даже размерность пространства-времени) могут быть сколь угодно различны. Природа непрерывно опробует всё новые мутации миров – как в нашем мире непрерывно опробует всё новые мутации генов. Рано или поздно накапливаются миры, где возможны и жизнь вообще, и разум в частности. Антропный принцип указывает не на разумность творца, а на безграничное разнообразие миров.

 

Мультиверс

 

Многочисленны не только миры, рождающиеся из единого вакуума. Сами вакуумы, судя по всему, тоже бессчетны.

Причина квантовой случайности, заставляющей все двигаться по не вполне предсказуемым траекториям, порождающей из вакуума целые вселенные, пока не постигнута. И вот уже несколько десятилетий все убедительнее выглядит гипотеза Хью Эверетта: бесконечное множество миров сосуществует параллельно, каждое движение каждой частицы происходит во всех этих мирах одновременно и по всем возможным траекториям.

В переводе с латинского universum – Вселенная. Частичка uni означает единицу. Вселенная изначально мыслилась как нечто охватывающее все сущее, а потому единственное. Эверетт предложил картину мира, где вселенные множественны. Соответственно и в названии uni заменено на multi: много.

Эта картина позволяет, в частности, определить вероятность любого события как отношение числа вселенных, где оно произошло, к общему числу вселенных. Оба эти числа бесконечны. Но математика еще в XVIII веке научилась обращаться с соотношениями бесконечностей. А в начале XX века сформировалась теория множеств, умеющая отличать и бесконечности, не сводимые друг к другу. Математический аппарат, пригодный для теории Эверетта, давно готов.

Закономерности, определяющие это отношение, подробно изучены в квантовой механике, но только сейчас обретают простой и наглядный смысл.

Заодно мультиверс делает несущественными множество парадоксов, связанных с понятием времени. В рамках концепции мультиверса такого понятия вовсе не существует. Мультиверс включает в себя все миры – в том числе и различающиеся так, как если бы одни из них развивались из других. Сопоставление таких миров приводит к представлению о времени.

Серьезное исследование концепции Эверетта только начинается. В частности, пока неясно, в какой мере и какими механизмами могут влиять друг на друга бесчисленные параллельные миры. Представления о таком влиянии пока остаются предметом фантастических романов. Физическая же картина не прорисована даже в самых общих чертах.

 

Разумному – достаточно

 

Предсказать достаточно отдаленные следствия мультиверса еще невозможно. Но одно уже ясно. Как показал Дэвид Дойч в “Структуре реальности”, эволюция, мультиверс с вытекающей из него квантовой механикой, постижимость мира и эффективность математики взаимно объясняют друг друга. Неизбежные пробелы в каждой из этих четырех концепций закрываются привлечением остальных трех. Если принять во внимание все их одновременно, в научной картине мира, похоже, вовсе не остается места для веры.

Конечно, рано или поздно найдутся явления, не вписывающиеся в структуру Дойча. Но нет ни малейших поводов полагать, что для описания этих явлений понадобится прибегать к чему-то, не вписывающемуся в представления о естественном. Разумному человеку всегда будет достаточно внерелигиозных объяснений.

Правда, некоторые из них сами по себе бывают достаточно странными. Например, за пределами этой статьи остался солипсизм – убеждение в том, что существует только сам носитель этого убеждения, а весь остальной мир ему кажется. Некоторые соображения, позволяющие отвергнуть эту крайность, приведены у того же Дойча.

Впрочем, эти технические тонкости не меняют главного. Атеизм зачастую именуют просто неверием в существование бога и на этом основании объявляют верой в его несуществование – то есть всего лишь разновидностью религии. Как видно из всего вышесказанного, атеизм – вера не в большей мере, чем, к примеру, уверенность в собственном существовании.

Со времен Лапласа у человечества не прибавилось причин нуждаться в гипотезе о боге. И, судя по всему, не прибавится.

 

Лучше разойтись с солнцем

 

Откуда берутся правила, определяющие нашу жизнь? Делай добрые дела и избегай угрызений совести. Но кто скажет, какие именно дела считать добрыми?

Классический атеизм долго пасовал перед подобными вопросами. Зато для религии тут не было затруднений: бог (или боги, если в данной вере их много) – источник всего мира, в том числе и законов, по которым надлежит действовать людям.

В разные эпохи и в разных странах много было не только самих богов, но и предписанных ими законов. Однако богословы смогли объяснить эту странность сразу несколькими причинами: ложностью некоторых верований (но, разумеется, не тех верований, которых сами те богословы придерживались), и тем, что религии вынуждены были приспосабливаться к узости человеческого мировоззрения в иные эпохи, и многим-многим другим.

Между тем человечество постепенно изучало законы эволюции. Согласно этим законам, разные территориальные, национальные и социальные группы людей непрерывно испытывают на практике все возможные варианты устройства общества и способов поведения внутри него – так же, как природа непрерывно испытывает разные варианты устройства живых существ и их сообществ. Те, кто удачнее устроен внутри и лучше соответствуют внешним условиям, выживают лучше и размножаются интенсивнее, в конце концов вытесняя менее приспособленных. Стабильность процветания общества напрямую зависит от того, насколько удачно это общество выберет себе образ деятельности. Лучшее, на мой взгляд, обоснование этому дал лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Август фон Хайек в книге “Пагубная самонадеянность”.

Правда, причины эффективности общественного устройства и функционирования даже сегодня – при более полном знании общественных наук и исторических закономерностей – далеко не всегда понятны. В древности сам феномен общества представлялся чудом. И всегда, как и сейчас, хватало желающих нарушить сложившиеся нормы общественного устройства в надежде на личный успех. Чтобы общественный организм выжил в этих сложных условиях и существовал по четко определенным правилам, правила эти приходилось создавать со ссылкой на сверхъестественный авторитет.

Сегодня наука еще не научилась предсказывать пути, по которым пойдет эволюция. Более того, накопились серьезные основания считать точность таких предсказаний принципиально ограниченной. Так, первый, придуманный в 1954-м, язык программирования Фортран (Formula Translation) был довольно примитивен. Более совершенные разработки возникли через пару лет. Но за эти годы ученые, для которых предназначался инструмент, успели написать столько подпрограмм, что переводить их на другие языки было куда менее выгодно, чем продолжать писать на этом. Доселе для любого нового поколения процессоров делают компилятор с Фортран’а. Правда, на персональных компьютерах ими пользуются сравнительно немногие. Зато мощнейшие суперсистемы тратят на исполнение программ, написанных на Фортран’е, порою до 9/10 машинного времени.

В сферах менее динамичных, нежели компьютеры, “коммерческое бессмертие” и подавно случается едва ли не на каждом шагу. Скажем, главный вклад в разработку нынешней российской винтовочной гильзы внес еще в 1889-м конструктор Вельтищев. Гильза создавалась для однозарядной винтовки. На вооружение принята в 1891-м вместе с магазинной винтовкой Мосина (как и большинство оружейников, Мосин заимствовал многие существенные черты своей разработки у параллельно испытывавшейся винтовки Нагана – да и Наган при отладке своей системы многое почерпнул у Мосина). Затем технологию производства гильзы довели до такого совершенства, а патронов с нею наштамповали так много, что под нее доселе разрабатывают новые системы – даже несмотря на то, что существенные особенности ее устройства, оптимальные для однозарядной винтовки рядового пехотинца, крайне затрудняют работу магазинных и ленточных систем подачи, повышение кучности огня и удовлетворение многих других современных требований. А под новое оружие – вроде единого пулемета Калашникова или снайперской винтовки Драгунова – продолжается выпуск патронов.

И конца этому порочному кругу не предвидится.

Но наука по крайней мере обосновала риски, связанные с переустройством общества. Дала новое, не опирающееся на высший сверхъестественный авторитет, объяснение безотчетной массовой тяги к стабильности.

Бог и боги оказались вытеснены из еще одной сферы мысли.

 

Сокращение и упрощение

 

Массовому сознанию с трудом удается понять рассуждения об эволюции. Даже сейчас, после нескольких веков научных дискуссий о геологической и биологической эволюции. К идее существования сверхъестественных сил и опоры на эти силы человечество привыкало тысячелетиями. Не так-то просто было от этого отказаться.

Как сказал Вольтер, если бы бога не было, его следовало бы выдумать. Поэтому даже у самых просвещенных аналитиков появляется соблазн создать наиболее краткое и простое объяснение бытия, которое мог бы применить каждый, даже не особенно образованный человек.

Краткость и простота работают до поры до времени. Скажем, выпускники большинства западных вузов входят в рабочий режим заметно быстрее своих коллег, получивших образование по методике, привычной нам с советских времен: они еще при обучении получают четкие указания о порядке действий в обстоятельствах, с которыми придется неизбежно столкнуться на практике.

Беда только в том, что конкретные рецепты работают в конкретных условиях. Фельдшер может и без указания врача выдать таблетку аспирина всякому, кто жалуется на головную боль. Но что если боль порождена микроинсультом? Аспирин, ощутимо влияющий на свертывание крови, может – в зависимости от характера инсульта – и облегчить, и ухудшить состояние больного. И уж, во всяком случае, не устранит причину боли, а только затруднит диагностику. А что если человек страдает не только головной болью, но и язвой желудка?

Так и западные рядовые инженеры нуждаются в регулярном прохождении курсов переподготовки – при появлении едва ли не любой новинки. По ходу же классического обучения инженер получает прежде всего полноценное представление о всевозможных общих законах, на основе которых создаются конкретные решения и методы.

Метод независимых курсов по выбранным дисциплинам, популярный в США и теперь ставший существенной частью болонского процесса, неизбежно оставляет в базовых знаниях изрядные пробелы. Необходимость возмещать их конкретными рецептами в свою очередь отнимает куда больше времени, нежели нужно на усвоение соответствующей базы, и тем самым еще сокращает ее объем. Порочный круг замыкается.

Объяснение общественного порядка через бога обладает тем же недостатком. Оно предлагает конкретные рецепты без понимания стоящих за ними законов и даже без осознания самого факта существования этих законов. Поэтому малейшее изменение внешних условий ставит верующего перед тяжким выбором: продолжить соблюдение прежних правил, рискуя уйти от жизни, или принять новые правила, рискуя уйти от бога.

Хрестоматийный пример неудачного выбора – Старый Новый год.

Русская (как и некоторые другие поместные) православная церковь все еще живет по календарю, разработанному в первом веке до нашей эры египетским астрономом Созигеном и введенному в действие Гаем Юлием Цезарем в бытность его крупнейшим мостостроителем Рима*. Но этот календарь, созданный на основе астрономических наблюдений довольно низкой точности, считал год равным 365+1/4 суток. Реально же год несколько короче.


* Могущество Рима сильно опиралось на инженерное искусство. Римские дороги, созданные для эффективной торговли и быстрой переброски армий, действуют по сей день. Каналы и акведуки сегодня снабжают Вечный Город свежей водой, как и в цезаревы дни. Не удивительно, что верховный жрец носил гордый титул pontifex maximus – крупнейший мостостроитель. Кстати, этот титул унаследовал и папа римский.


Цезарь, принимая календарь, установил начало года на 1-е января, когда традиционно вступали в должность основные римские выборные руководители (до него год начинался 1-го марта), а саму эту дату совместил с зимним солнцестоянием. Но после его смерти жрецы несколько лет путались между старым и новым календарем, так что к году официального рождения Иисуса Христа солнцестояние, к которому приурочена официальная дата его рождения, приходилось уже на 25-е декабря.

Никейский собор 322–323 годов, помимо прочего, установил: весеннее равноденствие приходится на 21-е марта. Это нужно для расчета даты празднования пасхи: иудейский календарь, откуда пришло в христианство это событие, синхронизирован не только с Солнцем, но и с Луной. И христианам, празднующим пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, надо четко знать, какое полнолуние – первое весеннее. А со времен Иисуса до собора погрешность календаря сдвинула к равноденствию именно это число.

В последующие века погрешность накапливалась, а точность астрономических расчетов и наблюдений, включая определение моментов солнцестояний и равноденствий, росла. Вдобавок реальные времена года связаны с реальным же положением Земли относительно Солнца, так что расхождение древних календарных примет с погодой было ясно даже совершенно необразованным крестьянам. Многие журналисты этого до сих пор не осознали. Приметы, накопленные еще в раннем средневековье, публикуются в журналах и газетах с привязкой к церковному – юлианскому – календарю, что приводит к очевидным ошибкам в бытовых прогнозах погоды и урожая.

В конце концов итальянский астроном Луиджи Лиллио разработал новый календарь, где годы, делящиеся на сто, но не на четыреста, считаются не високосными, а простыми. Погрешность этого календаря – около одного дня за четыре тысячи лет. Надобность в его коррекции станет очевидна через десяток–другой тысячелетий. Глава римской католической церкви Григорий XIII подписал указ о введении этого календаря в обращение. При этом пришлось выбросить из календарного счета десять дней, чтобы привести 21-е марта к моменту весеннего равноденствия, как и заповедано Никейским собором.

Прочие, не подчиненные папе, течения христианства долго раздумывали, надлежит ли им следовать календарной реформе. В конце концов большинство христиан склонилось к мысли о светской природе календаря и приняло его в качестве более эффективного, чем юлианский, инструмента.

Лидеры православных церквей считали неприемлемыми и выбрасывание дней (то  есть пропуск – пусть и одноразовый – ежегодных празднований в честь довольно многих святых), и усложнение расчета пасхи, и возможность совпадения христианской пасхи с иудейским песахом, и многие другие богословские и технические осложнения, возникающие при любой смене счета дней. Седьмое апостольское правило предписывает: “Если кто – епископ, или пресвитер, или диакон – святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина”. Но православные вероучители, ссылаясь на это требование, забывают: по григорианскому календарю, как и по юлианскому, пасха наступает только после астрономического весеннего равноденствия, правило же воспрещает лишь сочетание двух условий – не только совпадения с песахом, но и опережения равноденствия. Выходит, согласно логике и астрономии переход на новый стиль никому потерей должности не грозит.

Календарную реформу приняло меньшинство патриархий. В 1923-м константинопольский патриарх (и вслед за ним еще десять поместных церквей) приняли новоюлианскую систему, совпадающую с григорианской до 2800 года. Московская патриархия доселе остается при безнадежно устаревшем юлианском стиле, принуждая своих последователей отмечать все христианские праздники в отрыве от большей части единоверного мира (разрыв составляет уже тринадцать дней!), а рождество отмечать после общего Нового года.

Многие церкви восточного обряда, включая ту, что духовно окормляет нашу страну, отказываются выполнять единственное никейское предписание, допускающее независимую – астрономическую – проверку. Тем самым они лишаются – и, главное, лишают своих приверженцев – права на титул православных – правильно верующих, то есть соблюдающих все требования апостолов и вселенских соборов. В историю вошла геростратова фраза, приписанная константинопольскому патриарху Иеремии, в конце 1583 отвергшему уточнение календаря: “Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Папой”.

 

Выбирать надо

 

Религия не всегда и не во всем дает ложные указания. Если бы нечто подобное и впрямь происходило, нам было бы куда проще жить. Пророку Мухаммеду приписывается совет: мужчина, выслушай совет женщины – и сделай наоборот. Замени в этой фразе женщину на веру – и пользуйся религией, как компасом, где в привычный синий цвет окрашен конец стрелки, нацеленный на юг, а не на север.

На деле все куда сложнее. Среди христианских есть церкви, ориентирующиеся на точную астрономию, а есть и те, что пользуются астрономией существенно устаревшей. То есть даже ориентация на религиозный канон не освобождает по меньшей мере от одного выбора: какой канон?

Вот тут нас подстерегает неожиданная сложность в сфере, вроде бы очень отдаленной от веры, – в математике.

 

Теоремы Гёделя

 

Всякое рассуждение опирается на исходные предположения. Их в свою очередь требуется обосновать, и цепочка обоснований не может быть бесконечной. На каком-то этапе приходится выбрать исходные положения, принимаемые без доказательств.

Идея опоры на недоказанные предположения впервые отчетливо сформулирована древними греками. Поэтому их до сих пор во всем мире называют греческим словом “аксиома” – ценная, достойная. А следствия, логически выводимые из них, зовутся опять же греческим словом “теорема” — сказанная богом.

Выбор системы аксиом непрост. Если какие-то теоремы, выведенные из них, явно противоречат опыту, то приходится решать: то ли аксиомы неверны, то ли опыт интерпретирован неточно. Правда, можно развивать аксиоматику без проверки опытом – в надежде на то, что в какой-то новой сфере знаний для нее найдется приложение: так обычно действует чистая математика. Но опыт зачастую указывает нетривиальные направления работы – так развивается прикладная математика – и поэтому желательно сверяться с ним почаще.

Вдобавок какие-то аксиомы взаимозаменяемы: если выбрать одну из них, то другую можно доказать на ее основе. И надо решать, какой набор аксиом удобнее для доказывания. Евклид, в чьих трудах идея аксиоматики впервые проведена достаточно строго, одну из своих аксиом – постулат о параллельных прямых – сформулировал подчеркнуто неуклюже: похоже, он подозревал, что ее на самом деле можно доказать, и такой формулировкой нацелил на нее позднейших исследований. Правда, дело оказалось еще интереснее: как выяснилось уже в XIX веке, это действительно аксиома, и отказ от нее порождает другие геометрии, причем в рамках евклидовой аксиоматики можно построить модели этих геометрий – а значит, все они равно надежны.

Вопрос о надежности аксиоматики возникает и вне связи с опытом. Если в ней можно одновременно вывести и какое-то утверждение, и его отрицание, то такая противоречивая система явно бесполезна: уже доказанное можно сразу же опровергнуть. Если в системе можно построить утверждение, в ее же рамках недоказуемое, но и неопровержимое, то такая – неполная – система лишь ограниченно пригодна: для выяснения судьбы такого утверждения придется вводить в систему новые аксиомы.

Естественно, в числе целей математиков долгое время была проверка непротиворечивости системы аксиом, которой они пользовались. Желательна и полнота системы: не хочется каждый раз натыкаться, подобно Евклиду, на утверждения, с которыми заведомо невозможно справиться.

Доказательство непротиворечивости и полноты математической аксиоматики искали долго, упорно и весьма изобретательно. Но в 1931-м немецкий математик Курт Гёдель доказал две теоремы, радикально отличные от всех предшествовавших представлений об основаниях математики как логической структуры.

По первой теореме, любая теория, достаточно обширная, чтобы включать арифметику, либо неполна, либо противоречива. По второй теореме, если теория, включающая арифметику, непротиворечива, то ее средствами это недоказуемо.

Арифметика здесь весьма важна. И не только по техническим причинам: Гёдель построил конкретные примеры недоказуемых и неопровержимых утверждений, пользуясь именно арифметическими инструментами. Куда важнее содержательная сторона дела – связь с реальностью. Так, формальная логика не подчиняется теоремам Гёделя. Любое утверждение, сформулированное в ее рамках, можно ее же средствами однозначно доказать или столь же однозначно опровергнуть. В частности, утверждение об ее непротиворечивости строго доказано самой же логикой. Зато и средства логики столь бедны, что даже арифметические действия этими средствами невозможно определить – а значит, для описания реального мира формальная логика недостаточна.

 

Неполная наука

 

Наука, занимающаяся реальным миром, в целом неизмеримо богаче не только формальной логики, но и арифметики, и математики вообще. Значит, по Гёделю, она заведомо неполна. Впрочем, наука на полноту и не претендует.

К концу XIX века известный физик Филипп Жолли сказал одному из своих учеников, что занятия физикой бесперспективны: все основные законы уже постигнуты, так что будущим поколениям осталась лишь техническая возня с их приложением к конкретным обстоятельствам. Учеником – по иронии судьбы – был Макс Планк, вскоре доказавший квантовую природу излучения, с чего началась новая, продолжающаяся и по сей день физическая революция.

Такой опыт давно убедил ученых: эйфория по поводу новых всеобъемлющих теорий – преходящая. Рано или поздно наука выходит за пределы познанного, и приходится вводить новые представления – новые аксиомы.

Одним из первых это сформулировал еще древнегреческий философ и математик Эратосфен: чем больше сфера наших познаний, тем больше поверхность ее соприкосновения с неизвестным. Правда, употребленный Эратосфеном образ имеет и оптимистическую составляющую. Соотношение объема и поверхности сферы пропорционально ее радиусу. То есть по мере роста познаний нам все легче оставаться среди уже открытого и все реже приходится сталкиваться с непонятным. Наука способствует избавлению от повседневной неизвестности.

Конечно, наука не исчерпывается аксиомами. Можно сверять теоретические предположения с опытом и такой сверкой заменять теоретические доказательства. Именно таким путем установлено, например, что поверхность Земли описывается с помощью не евклидовой, а римановой геометрии – то есть она не плоская, а примерно сферическая. Сейчас астрономические наблюдения уточняют аксиоматику геометрии всей нашей Вселенной.

Но все же возможности эксперимента небезграничны. Да и его трактовки неоднозначны. Эйнштейн указывал: только теория определяет, что именно мы увидели в эксперименте и что из него поняли. Так что научное познание – не только эксперимент, но и создание на его основе новых аксиом и даже аксиоматических систем – скорее всего будет продолжаться бесконечно. Мир так же невозможно исчерпывающе постичь научными методами, как и религиозными.

Неполнота науки позволяет, по Гёделю, надеяться: наука в целом непротиворечива. Даже если ее конкретные ветви содержат противоречия, то противоречия эти диалектические, снимаемые дальнейшим ходом развития.

 

Дунс Скот против противоречий

 

Развитие некоторых отраслей науки уже вполне завершено. Например, вышеупомянутой формальной логики. Одно из ее достижений нам пригодится. Английский францисканский монах, богослов Иоанн Дунс Скот (1265 – 1308) сказал: из любого ложного утверждения можно строго логически вывести любое утверждение – как ложное, так и истинное. При этом совершенно не важно, связаны ли эти утверждения содержательно: по классическому примеру, если дважды два – пять, то существуют ведьмы. В рамках формальной логики закон Дунса Скота неоспорим.

Из первой теоремы Гёделя ясно: если какая-то система полна, она противоречива. Из закона Дунса Скота видно: если в системе выводима хотя бы одна пара противоречивых утверждений, то можно вывести и любое утверждение, сколь угодно бессмысленное. Таким образом, с практической точки зрения, противоречивая аксиоматика вполне равноценна заведомо ложному утверждению.

 

Первопричина

 

Теперь от математики вернемся к религии. Конечно, религия не сводится к аксиомам. Неоднократные богословские попытки полностью формализовать ее неизменно проваливались. Но все же некоторую – и порою довольно отчетливо сформулированную – аксиоматику религия в себя включает.

В рамках Моисеевой традиции (в нее входят иудаизм, христианство, ислам и несколько мелких течений) среди ключевых аксиом – единственность и всемогущество бога. Важна также аксиома бога как первопричины всего сущего: именно бог по своему плану и усмотрению создал весь мир и управляет им: прямо – через непосредственное вмешательство – или косвенно – с помощью созданных им законов.

В религиях политеистических обстановка сложнее: разные стороны жизни контролируются специализированными богами. В некоторых верованиях боги, создавшие мир, давно отстранены от дел или даже умерли и повседневностью занимаются не “основатели фирмы”, а их наследники или даже наемные служащие. А уж в субъективном идеализме – например, в буддизме – первопричина мира и текущее управление им вовсе не связаны со святым духом.

Но, даже в столь сложных и запутанных системах неизменна ключевая идея, объединяющая любые религии: предположение о силе, внешней по отношению ко всему миру, создавшей его, способной влиять на него, не подвергаясь никакому ответному влиянию. А как устроена эта сила внутри – не так уж важно.

Гипотеза существования такой силы, в частности, объясняет все, чему не удается найти иного объяснения.

Конечно, наука многое почерпнула в богословии. И глобальная ее цель – изучение устройства мира – изначально была вполне религиозна: постижение замысла творца. Но именно поэтому наука вынуждена отказываться от использования аксиомы бога. Слишком велик соблазн, дойдя до предела своих познаний, объявить все лежащее за этим пределом непосредственными результатами неисповедимого промысла божия. Но ссылки на бога не объясняют, как именно бог в каждом конкретном случае поступил, как устроено его творение, в чем состоял его замысел и промысел. Не зря говорят: любой серьезный ученый независимо от своего вероисповедания в свободное от работы время на работе вынужден быть атеистом. Иначе попросту скучно работать.

Но даже если аксиома бога не применяется в науке, интеллектуальная деятельность человечества заметно шире науки. И в этой деятельности аксиома бога – всемогущего и всеобъясняющего – занимает важное место.

 

Полная + арифметичная = противоречивая

 

Итак, религия опирается на аксиому, гарантирующую объяснение всего. Существование бога (или богов) отменяет нужду в дальнейших объяснениях – то есть в пополнении аксиоматики. Аксиоматика религии заведомо полна. Значит – по первой теореме Гёделя – противоречива.

Кстати, замечу: атеизм часто называют одной из разновидностей религии. Но он вовсе не претендует на полное объяснение мира, исходя из некоторого наперед заданного набора основных положений*. Качественное отличие атеизма от любой религии в частности, в том, что его система аксиом неполна. И это дает право надеяться на ее непротиворечивость.


* Даже Лаплас – певец всеобъемлющего детерминизма – указал: постичь одновременные положения и скорости всех частиц во Вселенной – и тем самым предречь все дальнейшие события – могло бы только сверхъестественное существо .


Теоремам Гёделя нужна арифметика. До недавнего времени считалось: религия с арифметикой несовместима, ибо нарушает, например, закон тождества. Так, в христианстве бог един и в то же время существует в трех лицах.

Нарушение закона тождества само по себе достаточно для признания религии логически противоречивой. Но как раз Троица тут ни при чем. Создатель систем управления ракетами и космическими аппаратами, исследователь религии (в зрелом возрасте глубоко уверовавший) академик Борис Викторович Раушенбах показал: внутренняя структура Троицы соответствует общеизвестному математическому объекту – вектору в трехмерной системе координат. В зависимости от выбранной системы может показаться больше одна из проекций вектора: кто поклоняется Отцу, кто общается с Сыном, на кого нисходит Дух Святой. Но во всех проявлениях присутствуют все три координаты/ипостаси. Нет никаких противоречий между математикой и догматом Троицы.

Кстати, тот же Раушенбах нашел и другие проявления математики в религии. Так, странная на взгляд современного человека обратная перспектива древних икон не только соответствует некоторым психофизиологическим особенностям восприятия пространства на малых расстояниях, но еще и намекает на то, что картина пишется с точки зрения бога.

Другие видимые противоречия религии с математикой (и физикой) исследованы не столь глубоко. Поэтому я не могу однозначно утверждать, что они также не мешают применять выкладки Гёделя к религии. Но в самих святых писаниях достаточно примеров их согласия с арифметикой. Что и не удивительно.

Религия претендует на описание реального мира, а он сплошь арифметичен.

Так, в главе 24 Второй книги Царств Давид организует перепись подвластного населения. Согласно инструкциям Давида его посланцы последовательно переходят из города в город, подсчитывают тамошних жителей и в конце концов представляют царю суммарный результат (по тому времени довольно внушительный). Очевидно, последовательный подсчет жителей по городам – действие вполне арифметическое.

Сам Давид, получив итог, счел свое деяние грешным. Бог согласился с ним, предложил три кары на выбор и по согласованию с Давидом устроил трехдневную эпидемию на семьдесят тысяч жертв. Уж не потому ли, что всемогущий и всеведущий бог предвидел: применение арифметики позволит в дальнейшем доказать противоречивость самой веры в него?

Не чужд арифметики и Новый Завет. В “Откровении” апостола Иоанна сказано: “Кто имеет ум, сочти число зверя”. Несомненная арифметика с неизбежными аксиомами.

В первоначальных версиях “Апокалипсиса” были два значения числа: 616 и 666. Дело в том, что имя “Нерон” допускает и написание “Неро”. В первом случае сумма числовых значений соответствующих греческих букв дает 666, во втором 616. Иоанн считал именно императора Нерона – рьяного гонителя христиан – Антихристом.

 

Осознанная необходимость

 

Полноту религиозного описания мира тоже зачастую оспаривают. Скажем, если человек наделен свободной волей (в Моисеевых религиях свобода воли считается одним из важнейших отличий человека от животных, действующих только в силу необходимости), как однозначно предсказать бытие и развитие?

Тем не менее свобода воли человека вовсе не противоречит детерминизму (полной определенности) мира. Всеведение якобы позволяет богу предвидеть все наши действия, а свобода человека заключается лишь в его способности постигать причины этих действий. Не зря Маркс называл свободу осознанной необходимостью.

Более того: даже если поведение отдельного человека не просто свободно, а произвольно или случайно, – это еще не доказывает произвольность и случайность мира в целом. Каждая микрочастица движется случайным образом, но поведение достаточно большого числа таких частиц предсказуемо по законам квантовой механики с точностью, вполне достаточной для любых разумных нужд.

Каждый человек покупает вещи (при прочих равных условиях), руководствуясь собственными произвольными желаниями. Но экономическая наука неплохо описывает (на достаточно больших промежутках времени) поведение всего мирового хозяйства. И уж по меньшей мере божьему замыслу все это не противоречит.

 



Источник: magazines.russ.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (16) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #16 написал: darniza (6 апреля 2012 22:27)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Московская патриархия доселе остается при безнадежно устаревшем юлианском стиле, принуждая своих последователей отмечать все христианские праздники в отрыве от большей части единоверного мира 


    Ну вот, опять подарочек к Пасхе sad

    Что ж к нам, православным,темным таким, Святой огонь сходит - а к вам, "большей части мира" - нет ? Мож, все ж мы правильней считаем ?

    ЗЫ: сразу по поводу "истинности" огня отсылаю к Википедии - статья "Благодатный Огонь"  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0

    %BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C



    Хочу вдогонку добавить :
    по поводу самой статьи - если у Человека есть Душа, он ЧУВСТВУЕТ Бога, и никакие доказательства ему не нужны.Он просто живет в согласии с миром и самим собой.
    Если же  человек начинает заниматься богоискательством, а пуще того - богоуничижительством, то, в первую очередь, что-то не в порядке с ним самим, а не с Господом. Что-то повредилось в его душе, надорвалась какая-то струна...... Возможно, серьезная болезнь, трагические события, размышления о справедливости случившегося... не буду продолжать, не хочу.


       
     


  2. » #15 написал: коба (5 апреля 2012 20:03)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Публицист
    публикаций 0
    комментария 923
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Al Xan
    коба, Прежде нужно понимать ответственность за каждую мысль, за каждое слово, за каждое действие. Нельзя думать, говорить и делать что в башке сварится, если не хочешь иметь приключений.
      Не могу понять, о чём это вы?  Вот уж точно нельзя высказывать всё, что в башке вариться, особенно если там вариться "суп из тапора".



    --------------------
    Отдельно хочу подчеркнуть, что всё написанное тут является моей личной позицией, и не претендует на "истину в последней инстанции". wink

       
     


  3. » #14 написал: donadell (5 апреля 2012 14:39)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Al Xan
    И ещё Вы забыли задать мне остальные вопросы, но я отвечу на них:

    1. Вопрос:  Ты входил в состояние клинической смерти?    

    Ответ:  Нет;

    2. Вопрос: Ты пробовал выйти из тела?   

    Ответ: Нет, не пробовал, я это делал;

    3. Вопрос: Ты изучал терапию прошлых жизней?   

    Ответ: Нет, я их только видел;

    4. Вопрос: Ты пробовал входить в состояние осознанного сна?   

    Ответ: Нет, не пробовал, я это делаю;

    5. Вопрос: Ты пробовал глубоко изучать йогу, войти в сомати?   

    Ответ: Нет, не пробовал. Я это делал и делаю. И в самадхи входил.   

     

    И число Зверя счёл, и ещё много чего мог бы сказать.

     

    Уважаемый, да у Вас чувство собственной важности зашкаливает просто. И как это, интересно, Вам удается его совмещать с успешностью духовных практик?)

     


       
     


  4. » #13 написал: Al Xan (5 апреля 2012 13:22)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 953
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Редактор Damkin
    Так вопрос можно поставить гораздо шире: "А для чего появляется на Земле, в трехмерном мире, такое существо, как человек? У меня ответ появился совсем недавно, чтобы ответить самому себе на этот вопрос  я к нему шел по тропе знаний всю жизнь. Я мог бы произнести вслух этот ответ, но для многих он будет пустым звуком и как я понимаю, каждый из нас должен найти ответ сам. Подсказки могут быть, но они только толчок в нужном направлении. Остальное - это личный путь каждого для поиска ответа на расширенный вопрос Саркея.

    Попробуем договориться, если готов пиши:
     libra_@inbox.ru 


       
     


  5. » #12 написал: Alb_73 (5 апреля 2012 13:19)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 73
    Рейтинг поста:
    0

     Al Xan

    То что живя в этом мире изнутри  увидеть всей полноты картины невозможно, в этом я с Вами совершенно согласен.

    Но как отойти в сторону или оказаться над всем, чтобы разглядеть?

    Настолько в мире всё разнообразно и взаимосвязано, столько непознанного, непостижимого, необьятного. Взять самого человека, сколько ещё загадок в нём самом.

    Конечно каждый смотрит на мир под своим углом зрения и с позиций своего мировоззрения. Считаю делиться своими мыслями, выставлять их на обсуждение, пусть они кому-то и покажутся бредовыми, но не навязчиво совсем не плохо, даже наоборот. Важно услышать друг друга.

    Все мы в той или иной степени находимся под чьим то влиянием. Нами манипулируют, зачастую скрытно, незаметно для нас, вкладывая определённые программы, нормы поведения и т.д. Мы часто делаем выводы по искажённой информации, даже не догадываясь об этом. Каждый, в том числе и я постигают, учатся, развиваются в меру своих способностей и возможностей. Неприятно конечно когда дискуссия перерастает в оскорбления, поучения и опускается на эмоциональный уровень.

    В этом я Вас поддерживаю.

     

     


       
     


  6. » #11 написал: Al Xan (5 апреля 2012 12:50)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 953
    Рейтинг поста:
    -1

    коба,
     Прежде нужно понимать ответственность за каждую мысль, за каждое слово, за каждое действие. 
    Нельзя думать, говорить и делать что в башке сварится, если не хочешь иметь приключений.

    "В оный день, когда на миром новым,
    Бог склонял лицо своё, тогда,
    Солнце останавливали словом,
    Словом разрушали города..." 



    Alb_73,


    "— Что ж, интересно… Послушай меня юноша. Ты читал Библию, Коран и Апокрифы?"

    Для полноты картины необходимо добавить тогда уж Талмуд или Тору.

    Но ведь и Анатолий не читал всех этих книг, кроме того у него нет опыта, однако он пишет об этом и его слова принимают за Истину? 

     



    Хорошо, давайте отойдём от споров и ответим на один "простой" вопрос: ЧТО ЕСТЬ РЕЛИГИЯ?
    Есть смельчаки? За каждый неверный ответ шалабан (шутка). 
    Но я думаю, что их не получит никто, так как ответ знают ВСЕ! Мы же все умники.
    Время пошло. 



    Цитата: Alb_73
    Имеется подозрение на зомбированность сознания.


    Да, вы правы, сознание человечества настолько зомбировано, что не видит очевидных вещей, а тупо повторяет то, что ему вложили в голову.
    Отойдите в сторонку, посмотрите на всё со стороны и вы увидите, что мир не такой каким мы его представляем. Он совершенной другой. 
    Вот и я говорю, что РЕЛИГИЯ это не то, что нам вбивали и вбивают в голову. Как на банку с вазелином наклеили этикету "Мёд" и все называют содержимое банки мёдом. Даже обидно за человечество, вот же ответ!!!  Смотрят все, но видят немногие. 



    Цитата: Редактор Damkin
    Многократно, повторял и повторяю, что я также атеист, православный атеист


    Интересно, как можно одновременно идти в разные стороны. Можно штаны порвать.



      Цитата из статьи:   "Атеизм зачастую именуют просто неверием в существование бога и на этом основании объявляют верой в его несуществование"

    Как можно говорить о том, чего нет?  Само упоминание о чём-то, в данном случае о Боге, уже доказывает его принятие как существующего.


       
     


  7. » #10 написал: Al Xan (4 апреля 2012 21:51)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 953
    Рейтинг поста:
    0

    Бог недоказуем

    Его не нужно доказывать, Его нужно чувствовать.

     



    Alb_73,
    И ещё Вы забыли задать мне остальные вопросы, но я отвечу на них:
    1. Вопрос:  Ты входил в состояние клинической смерти?

         Ответ:  Нет;
    2. Вопрос: Ты пробовал выйти из тела?
         Ответ: Нет, не пробовал, я это делал;
    3. Вопрос: Ты изучал терапию прошлых жизней?
         Ответ: Нет, я их только видел;
    4. Вопрос: Ты пробовал входить в состояние осознанного сна?
        Ответ: Нет, не пробовал, я это делаю;
    5. Вопрос: Ты пробовал глубоко изучать йогу, войти в сомати?
        Ответ: Нет, не пробовал. Я это делал и делаю. И в самадхи входил.

        И число Зверя счёл, и ещё много чего мог бы сказать. 


       
     


  8. » #9 написал: Al Xan (4 апреля 2012 17:00)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 953
    Рейтинг поста:
    0

    Alb_73,

    Простите меня, я не хотел никого обидеть.
    Что касается "зомбирования", мне хотелось бы понять что вы имеете в виду?Если "Кто я такой, чтобы делать такие заявления? Как смел посягнуть на авторитет?" Ну да, пророков нет в отечестве своём. Вот где-то, кто-то, это да! И если он имеет имя, то может говорить любую нелепость. Его имя - Истина.
    По поводу, читал ли я книги из назаванного вами списка. Вы наверняка уверены, что я отвечу: "Нет". И вы будете правы, так как из названных вами книг у меня есть только Библия, это моя настольная книга. Но я читал много других книг, не менее мудрых. И пришёл к поразившему меня выводу. Кстати, всё о чём я хочу поведать содержит и Библия, и Коран, и все, все мудрые книги, только это почему-то никто не видит. Лично я ничего не придумал. Я только увидел то, что никто не видит. Я очень долго проверял, кто нибудь говорит это же, но не нашёл никого. Поэтому и ищу того, кто бы хотя бы задумался над этим и уверяю вас это очень важно. О чём и хотел поделиться с другими. Но, вижу, что время не пришло. 
    Что касается обвинения в "невежестве", это я хотел только зацепить на "слабо", чтобы меня услышали и ответили. Чего я и добился почти.
    Ещё раз простите.


       
     


  9. » #8 написал: Damkin (4 апреля 2012 14:25)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Многократно, повторял и повторяю, что я также атеист, православный атеист (т.е. я понимаю роль православной церкви в истории Руси (так думаю) и мне ближе православная  греко-русская культура, чем иная другая) и еще, я – старик-атеист, а Анатолий – юноша.

    Практическая сила науки определяется именно ее способностью предвидеть – на основе ранее установленных закономерностей

    Однако существует не только научное предвидение. Бабушка Ванга навязла на зубах, тибетские ламы в поисках новой кандидатуры на  пост верховного ламы точно уверены, что они найдут юношу, который помнит тайник и спрятанную вещь, принадлежащую Далай -Ламе, только, что ушедшего в иной мир,  т.е. хочу сказать, что существует и другой тип предвидения, реализованный на других знаниях, чем научные и в этом смысле такой тип знаний – интуитивных,  не менее ценен, чем научные знания.  Впрочем, о таком же понимании, говорит  Вассерман.
    Интуитивные и научные знания основаны на опыте и практики. Первые создаются на опыте и практики живых объектов и пополняются опытом субъектов, вторые - на многократно повторенных экспериментах над объектами. Противопоставлять два вида знаний бессмысленно, они дополняют друг друга для более точного описания картины мира, формируемой, как цивилизацией Homo Sapiens, так и каждым индивидуумом.
    Однако, как атеист, я считаю, что наличие церкви и веры в дядю Бога, в дядей (богов) является механизмами, блокирующими память сознательной сущности, временно обитающий в трехмерном теле. С моей точки зрения, церковная атрибутика является тормозом в развитии личности, которое определяется не только  опытом одномоментного настоящего, но и опытом прошлого.

    При этом глупо отвергать наличие сущностей во Вселенной, обладающих более развитым сознанием, чем даже самое развитое, которое может себе представить  существо, размещенное в теле человеческого вида.

    Мы не созданы. Мы возникли.

    Тело создано под дальнейшее развитие сознания, сознание – возникло.
    Есть ли у сотворения следствия, сопоставимые по значению со следствиями генетических исследований? Можно ли излагать на равных правах науку и… фантазию?

    Так, если бы теория Дарвина о происхождении видов была подкреплена экспериментом. За время научных знаний, хоть один крокодил эволюционировал, хотя бы в лягушку? Как жили миллионы лет назад прожорливые красавчики Гены, так и живут по сей день и духом не ведают, что о них написал фантаст Дарвин.
    Вассерман, в данных рассуждениях совершил подмену: научная гипотеза, на первоначальной своей стадии жизни  по своей сути мало отличается от фантастической. Гипотеза превращается в теорию, если предположение начинает подкрепляться экспериментальными данными. У Дарвина  его гипотеза происхождение видов так и осталась гипотезой. При всем, при том, что эволюция, как способ движения и развития материального образования позволяет трансформировать исходное простое образование в сложную систему.
    Божественное вмешательство природе не требуется.

    Да и места такому вмешательству – нет. Необъяснимое, загадочное непознанное существует на всех иерархических уровнях развития личности сущности, обладающей сознанием и чем более развито сознание сущности, тем грандиознее становится необъяснимое, загадочное, непознанное. Граница познанного расширяется, но все равно остается много меньше, чрезвычайно меньше, чем безгранично непознанное. 
    Религия – не столько система, основанная на формальной технологии описания, сколько явление культуры

    «Религия – не столько система, основанная на формальной технологии описания, сколько» элемент системы управления людьми в обществе. Мне, кажется это более точная формулировка, «чем явление культуры». Но религия, как элемент управления сообществом людей породило свою культуру общения в церковной среде и систему взглядов на природу явлений и событий окружающего мира и как культурное явление составляет богатство знаний человеческого общества о самом себе. 
    Мои рассуждения вряд ли убедят искренне верующих: их аксиоматика, похоже, исключает логику (хотя мне вышеприведенное кажется интуитивно очевидным, как им очевиден бог). Все наши решения остаются на нашей – а не господней – совести. И бояться надо собственной ограниченности, а не божьей бесконечности.

    Подписываюсь под данными словами.
    У бога не выпросишь не только прямую помощь, но и подсказку.

    У бога – не выпросишь, но у сущности с более развитым сознанием, чем у человека, можно получить не только подсказку. Все-таки, я – старик-атеист!
    Цитата: Sarqey
    Задайтесь вопросом: "А для чего вы вообще работаете?", "Для чего живете?"

    Так вопрос можно поставить гораздо шире: "А для чего появляется на Земле, в трехмерном мире, такое существо, как человек?
    У меня ответ появился совсем недавно, чтобы ответить самому себе на этот вопрос  я к нему шел по тропе знаний всю жизнь. Я мог бы произнести вслух этот ответ, но для многих он будет пустым звуком и как я понимаю, каждый из нас должен найти ответ сам. Подсказки могут быть, но они только толчок в нужном направлении. Остальное - это личный путь каждого для поиска ответа на расширенный вопрос Саркея.


       
     


  10. » #7 написал: коба (4 апреля 2012 14:00)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Публицист
    публикаций 0
    комментария 923
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Al Xan
    Эта статья не имеет права быть.
    Будучи человеком глубоко верующим, позволю  себе всё же не согласиться с Вами. Это статья имеет право быть, так же как имеет право быть Ваше мнение о том, что она не имеет право быть, прошу прощение за тафтологию. Человек имеет право высказать свою точку зрения, если это не происходит в формах оскорбляющих чувства верующих, и нарушающих общественный порядок (как это произошло с печально известными, беснующимися бездарностями из организованной преступной группы Pussy Riot-"взбесившиеся генеталии"). Напротив, дискусия всегда приводит заблуждающегося к истине, тем более, что практически Анатолий Александрович сам себя опровергает. Если   верно его утверждение:
    Пробелы в наших знаниях, позволяющие приписывать какую-то роль сверхъестественному, рано или поздно исчезнут.
    ,то также верно и утверждение  о том, что когда исчезнут пробелы в наших знаниях о  Боге, факт его существования станет очевиден для всех атеистов. Остаётся надеяться, что это произойдет достаточно рано для того, чтобы им не поздно было покаятся в своих заблуждениях.



    --------------------
    Отдельно хочу подчеркнуть, что всё написанное тут является моей личной позицией, и не претендует на "истину в последней инстанции". wink

       
     


  11. » #6 написал: Alb_73 (4 апреля 2012 10:30)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 73
    Рейтинг поста:
    0

    "Эта статья не имеет права быть"

    "...есть величайшее заблуждение человечества, от которого проистекает множество бед"

    Имеется подозрение на зомбированность сознания.

    Ну а то, что Анатолий невежа это спорный вопрос.

     

    "— Что ж, интересно… Послушай меня юноша. Ты читал Библию, Коран и Апокрифы?"

    Для полноты картины необходимо добавить тогда уж Талмуд или Тору.


       
     


  12. » #5 написал: KrasnobrovovVasya (4 апреля 2012 04:22)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Кому интересно, могу помоч, с осознанными сновидениями, а жизни после смерти действительно нет) Есть только бесконечная жизнь) И Бога нет как личности, бог многолик, ну до определенного момента, но как только он становится един, ему тут же становится скучно и он опять распадается на много частей.


       
     


  13. » #4 написал: Al Xan (3 апреля 2012 21:28)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 953
    Рейтинг поста:
    0

    "Неопровержимые доказательства бытия божия люди искали с давних пор. Но поняли тщетность поисков довольно рано".

    Ум тоже невозможно увидеть и потрогать, стало быть его нет 


       
     


  14. » #3 написал: cetera (3 апреля 2012 16:44)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Jon
    вообще-то, курицы омлетов не едят.
     

    Они (курицы) могут догадываться из чего омлет делают. И потому оценить....


       
     


  15. » #2 написал: Jon (3 апреля 2012 15:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1158
    Рейтинг поста:
    0

    не обязательно быть курицей, чтобы оценить вкус омлета
    вообще-то, курицы омлетов не едят. Т.е. аналогия (понятно, ради красного словца) не корректна, а значит и все доказательства ув.Анатолия можно считать не корректными. По его же собственной логике.

    Пробелы в наших знаниях, позволяющие приписывать какую-то роль сверхъестественному, рано или поздно исчезнут
    И тут же возникнут новые. Какая наивность, полагать, что познание конечно.


       
     


  16. » #1 написал: Al Xan (3 апреля 2012 14:33)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 953
    Рейтинг поста:
    -1

    Уважаемый Анатолий, у Вас, как у всех остальных, неверное представление о религии. Отсюда рассуждения, основанные на ложной посылке. Эта статья не имеет права быть.
    То представление о религии, которое незаслуженно широко распространено во всём мире есть величайшее заблуждение человечества, от которого проистекает множество бед.
    И второе, гордиться своим невежеством, по меньшей мере безнравственно.
    Извините. 


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map