Вархаммер — это улучшенные шахматы. Квадратные клетки, пошаговые бои, отбалансированные правила. И, конечно же, глубоко проработанный мир, который интересно изучать, и в который хочется погружаться.
Вот, к примеру, генокрады — крепкие инопланетные монстры типа Чужого или Хищника, способные в одиночку справиться с одетым в силовую броню космодесантником. Генокрады внедряются в человеческие сообщества и создают там пятую колонну спящих вражеских агентов (ссылка:
Обычно генокрады выискивают космолёты, пытающиеся сбежать с обречённого мира-добычи; незаметно проникнув на борт, генокрады таятся в технических проходах, и ничего не подозревающий экипаж доставляет их на другую планету. Если хотя бы одно такое создание доберётся до населённого мира, его обитателям грозит катастрофа.
Генокрады размножаются, внедряя собственный биологический материал в иные формы жизни при помощи так называемого «поцелуя генокрада». Когда генокрад находит подходящего носителя, то усыпляет его, используя свой гипнотизирующий взгляд, после чего погружает свой язык (который также служит яйцекладом) в тело жертвы, куда он впрыскивает собственное ДНК в виде вируса, который заражает соматические и зародышевые клетки носителя. Через несколько часов после инцидента инфицированная жертва просыпается без каких-либо ранений или воспоминаний о том, что случилось. Инфицированный носитель вируса продолжит свою прежнюю жизнь и в конечном итоге будет размножаться, тем самым создавая или рождая гибрид генокрада. Репродуктивный цикл генокрада действует циклично, поэтому гибридная фаза 4 всегда породит чистокровного генокрада с геномом, идентичным геному особи, заразившей первого носителя.
Заражённые жертвы становятся рабами генокрадов, выполняют их телепатические команды и производят на свет потомство с физиологическими особенностями тиранидов. Подобные омерзительные гибриды полностью подчиняются чужакам. Через несколько поколений скрещивания у этих мутантов рождаются чистокровные генокрады, подвластные прародителю династии — так называемому патриарху, вожаку стаи, наделённому внушительным умом и грозной ментальной мощью. Члены генокульта годами прячутся в канализациях и пещерах под городами, охотясь на местных жителей, словно чудища из народных преданий. Всего за несколько лет они создают разветвлённую сеть загипнотизированных агентов, присутствующих на каждом уровне местного правительства и вооружённых сил. После этого оперативники ждут, пока Разум Улья вновь не возьмёт их сознания под контроль; порой так проходят десятилетия.
Вот выдержка из речи неизвестного мага Культа Генокрадов (ссылка):
…Мы слышим их в наших снах, мы чувствуем их в нашей крови. Они зовут, и мы ответим. Мы восстанем и предъявим права на орудия труда, которые связали нас в рабстве. Этот мир сгорит. Он будет очищен, очищен, подготовлен, и Небеса доставят нам награду!…
Хорошо, что в реальной жизни такого нет. Или, может быть, и есть, — механика генокрадов вызывает у меня смутные ассоциации с некоторыми историческими событиями, — но в более мягкой форме.
Впрочем, генокрады — только небольшая часть армий тиранидов, а тираниды, в свою очередь, только одна из многочисленных рас Вархаммера. Изначально Вархаммер 40'000 придумал английский фантаст Майкл Муркок, но позже, по мере того как Вархаммер становился более популярным, к расширению его вселенной подключались и другие талантливые писатели. Так как у их работ был объединяющий стержень, — регулярно выходящие редакции настольной игры Вархаммер, — в итоге вымышленный мир разросся до циклопических размеров и сейчас включает в себя, например, полторы сотни книг за авторством профессионалов. Кроме «настоящих» писателей-фантастов над вселенной Вархаммера работает и огромное сообщество увлечённых фанатов, и «смежники», которые делают комиксы, музыку, фильмы, мемы и компьютерные игры.
Результат соответствует вложенным усилиям, он великолепен. При всём уважении к фанатам, например, Гарри Поттера, Вархаммер 40'000 — принципиально другой уровень. Разница примерно как между эстонской классической литературой и английской классической литературой, где эстонская классика — это книги Джоан Роулинг.
Если вас заинтересовала механика генокрадов (вот ссылка ещё раз), рекомендую для затравки также эти несколько статей:
А вот довольно типичный комментарий фаната серии под статьёй про дедушку Нургла:
Единственный нормальный бог из Хаотичной Четверки, не понимаю, почему некоторые орут, что лучше Слаанеш или Тзинч?
Нургл, в отличии от других богов Хаоса, не делает тебя пешкой, он как раз таки, как его называют, дедушка, он тебе поможет и обучит тебя.
В то время как остальные боги — это идиоты, которым лишь бы махаться с другими представителями Хаотичной Четверки и ржать над собственными культистами.
Гнить заживо хуже смерти? Пхах, не смеши, куда хуже быть уродливой твариной Слаанеша, одержимой в поисках Наслаждения, или големом Рубрики или помешанным Псайкером, или безумным Кхорнитом без какой либо формы разума или личности.
А вот нурглиты:
1. Не чувствуют боли, даже не чувствуют, что гниют. 2. Адекватны. Тифус хоть и клоун, но хотя бы говорил более-менее адекватно и рассуждал логично. 3. Имеют колоссальную регенерацию, даже выше, чем у Берсерков Кхорна. 4. Имеют в своем теле целый арсенал, от кишок-бомб до роя хищных мух. 5. Если станут чемпионами, научатся некромантии и прочим фокусам, связанным с гнилью. 6. Если станут Демон-Принцами, станут либо похожими на Великих Ничистых, либо станут первоклассными чувачками с крыльями и косой (это лучше, чем змея, или полуптичка, или вообще тварь Хаоса). 7. Дружные и совсем не токсичные, как на вид. Их Дедушка любит их и дружит с ними, а они любят его, и друг друга, и тоже дружат.
Вархаммер 40'000 довольно мрачный, согласен, но так и должно быть, так как его стержнем является настольная игра, которая завязана на постоянной и кровопролитной войне. Также вы могли заметить, что мир Вархаммера подозрительно похож на Старкрафт. Согласно популярному мнению, когда-то давно Близзарды (создатели Старкрафта) пытались купить лицензию на игру у Гэймс Воркшоп (владельцев Вархаммер 40'000), но не сошлись в цене, после чего посовещались с юристами и начали клепать «Таню Гроттер». Тем, кто знаком с обоими вселенными, вполне очевидно, что о честном параллельном развитии даже речи не идёт — в основе Варкрафта и Старкрафта лежит совершенно явное заимствование. Сейчас, конечно, всё разрослось и эволюционировало, однако корни конкретных фрагментов из разных игр прослеживаются без труда. К примеру, плюющийся ядом Веномансер из Доты — это гидралиск из Старкрафта, а гидралиск из Старкрафта — типичный тиранид, вооружённый кислотным ружьём.
Чтобы закрыть тему, уточню, что выше было моё мнение. Некоторые фанаты Близзарда утверждают, что каджит невиновен, каджит ничего не крал. Я с ними не согласен, но спорить не собираюсь.
Теперь про компьютерную игру, которой посвящён пост. Она называется Вархаммер 40'000 Баттлсектор (Warhammer 40 000 BattleSector) и представляет собой классический Вархаммер — тактические бои в духе шахмат, перемещающиеся сюжетными вставками. Вышла игра полтора года назад, летом 2021. В Стиме есть.
Вообразите себе книжку с шахматными этюдами. Фигуры расставлены в определённой позиции, и вам надо победить, потеряв не слишком много своих бойцов. Вот это Баттлсектор и есть — связанная общим сюжетом серия тактических этюдов, портированная на компьютер настольная игра.
Важное уточнение: пошаговые бои бывают разные. В Дрэгон Эйдж, например, бой идёт суматошно и в реальном времени, но игрок может нажимать на паузу, чтобы спокойно раздавать приказы подконтрольным юнитам. На мой взгляд, это некрасивый и чересчур упрощённый вид пошаговых боёв. А есть пошаговые бои именно шахматного стиля, когда каждая фигура стоит на чётко определённой клетке, когда войска ходят по очереди и по прозрачным правилам. Второй вариант, — пошаговые бои в стиле шахмат, — лично я считаю предпочтительным, по той же причине, по которой книги нравятся мне больше, чем комиксы, а классическая музыка — больше, чем песни с радио «Шансон».
В общем, с основой игры, то есть с полноценными пошаговыми боями, у Баттлсектора всё в порядке. Однако за пределами этой базы разработчики провалили всё, что только можно было провалить. Если бы я не знал, что игра вышла в 2021, я бы решил, что это любительский ремастер игры из середины 1990-х.
Моментальных перемещений нет, поэтому на поиски недобитых тиранидов приходится иногда тратить лишнее время. Интерфейс кривой, на тройку с плюсом. Перевод слегка корявый, при этом шрифты разъезжаются, будто к работе привлекли старых пиратов из Фаргуса, которые провели в анабиозе последние 25 лет. Менеджер сохранений самый бестолковый из всех, которые я смог сходу вспомнить — не удивлюсь, если это вообще отладочная версия, которую программистам было лень дорабатывать до нормальной. Цветовая гамма уныла, как подмёрзшая на ноябрьском тротуаре грязь. Кат-сцены столь примитивны, будто их делала не опытная команда разработчиков, а студент-любитель, склепавший первый мод для любимой игры.
Для понимания глубины катастрофы — в первом Старкрафте, который вышел в 1998, кат-сцены были гораздо лучше. Также в Старкрафте был лучше и интерфейс, и всё остальное — кроме графики, так как тогда компьютеры были примерно в тысячу раз слабее, чем сейчас.
Или, допустим, ачивки (достижения). Во втором Старкрафте, который вышел в 2010, была уже отличная система ачивок. Чтобы получить соответствующее достижение надо было, допустим, «пройти уровень за 10 минут», «уничтожить все генераторы» или «спасти 10 десантных капсул». Некоторые ачивки я получил, другие оказались для меня слишком сложными — как и должно быть.
А какие ачивки в Баттлсекторе? «Заверши первую миссию». «Заверши третью миссию». «Подбери посох Галлиана»… Это не ачивки, это позор. Тому, кто их придумывал, кажется, никто не потрудился объяснить, что такое ачивки. В Старкрафте можно было пройти уровень за 20 минут, и ничего не получить, или пройти уровень за 10 минут, напрягая все силы, и таки получить ачивку. А в Баттлсекторе вариантов нет — по мере продвижения по сюжету ты волей-неволей получаешь большую часть ачивок, вот просто за выслугу лет. Так как пройти миссию с посохом Галлиана и не забрать его просто невозможно, без этого на следующий уровень не перейти.
Я сравниваю Баттлсектор именно со Старкрафтом, так как мы наблюдаем на их примере маленькую трагедию игровой индустрии. С одной стороны у нас Гэймс Воркшоп, который создал Вархаммер 40'000 — одну из лучших настольных игр в истории и, может быть, главную вымышленную вселенную современности. С другой стороны у нас Близзарды, знаменитая фабрика первоклассных компьютерных игр.
При этом за 50 лет Геймс Воркшоп так и не сумел сделать компьютерную игру по Вархаммеру, которая раскрывала бы хотя малую часть потенциала вселенной, а Близзарды, в свою очередь, всегда тяготели к излишнему упрощению, к обывательской поверхностности своих игр. Если бы можно было объединить команды, — чтобы Геймс Воркшоп отвечал за сюжетную часть, за вселенную и за правила механики, а Близзарды за всё остальное, — пожалуй, на выходе мог бы родиться шедевр десятилетия. Увы, у двух корпораций были неадекватные амбиции, которые помешали им объединить усилия. Полагаю, Геймс Воркшоп предполагал, будто он может заменить Близзардов любым другим разработчиком, а Близзарды думали, будто и сами способны придумывать миры не хуже каких-то чудаковатых англичан. Как видим, ошиблись и те, и те. Теперь же, когда Близзарды продались Микрософту, шансы на совместные проекты и вовсе близки нулю.
Вместо подведения итога скажу ещё раз, что основную свою функцию, — симулятора для игры в Вархаммер, — Баттлсектор выполняет. Поэтому игру я всё же рекомендую, равно как и сообщество игроков, оставляющее Баттлсектору на Стиме стабильно положительные отзывы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+