Несколько лет назад севастопольские социальные сети после репортажа одного из городских сайтов активно обсуждали новость о том, что под Севастополем есть заброшенное метро. В интернете появились свежие снимки эскалаторов, ведущих в пустоту темных и мрачных подземелий метро, пустующих десятки лет.
Даже севастопольский блогер asaratov писал в своем жж: Был крайне удивлён известием о том, что проект "Севастопольское метро" всё-таки был реализован. Об этом ходило много слухов и домыслов. Лично я, доказательств этому никогда не видел и все разговоры на эту тему, так и оставались на уровне разговоров.
Некоторые даже утверждали, что это фото «МЕТРО-2» в Москве. Стали появляться даже схемы метро Севастополя со станциями …
Однако буквально сразу миф был развеян старожилами.
«Это Орджоникидзевский завод в Корабельной бухте. Я сама ездила на этом эскалаторе. Никакого метро у нас нет, у нас сейсмоопасный регион», — рассказала бывшая сотрудница Севморзавода.
Но что там, внизу, она рассказывать отказалась: «Секретный объект».
Фото 1.
Другая женщина, Нина Николаевна, работавшая на заводе с 1962-го по 1967 год, когда эскалаторов еще не было, предположила, что этот спуск ведет к ремонтным докам: «Внизу — огромное пространство, где находятся специальные доки. Там ремонтировались суда, подлодки, корабли. Огромные рыболовецкие суда, такие как «Наталья Ковшова», приходили по воде, затем воду спускали и работали. Тогда там была винтовая лестница, а потом, вполне возможно, построили эскалаторы».
Фото 2.
Однако потом нашлись работники завода, не побоявшегося рассказать, что же находится в конце спуска, при условии сохранения анонимности: «Эти эскалаторы ведут от проходной на улице Рабочей вниз, на территорию завода. Метро там нет — просто выход, возле доков. Раньше была лестница через железнодорожные пути, приходилось после работы подниматься по ступенькам. В начале 80-х годов построили эскалаторы с новой проходной и бюро пропусков.
Перед входом установили фонтан в виде медного парусника. Для нужд Морзавода специально в рабочие часы ходили троллейбусы №4 Горпищенко-Ластовая и №11 пр. Победы-Ластовая. Поэтому перед началом и в конце рабочего дня эскалаторы были переполнены. После развала СССР все это было закрыто за ненадобностью, а оставшиеся работники завода ходят через центральную проходную за памятником Матросу Кошке».
Вот такое оно, севастопольское метро.
Фото 3.
Вот еще такая инфма бродит по интернету:
Из воспоминаний работников СМЗ (с сайта Транспорт Севастополя): У завода было две проходных: одна на улице Рабочей и вторая — со входом с ул. Героев Севастополя. Центральной считалась та, что на Героев Севастополя, она выходит на территорию возле Лазаревских казарм.
На Рабочей проходная была маленькая, а главное — чтобы пройти на завод, надо было переходить ЕДИНСТВЕННУЮ железную дорогу в Севастополь! Но дело в том, что на Корабельной стороне жило очень много работников завода (в советские времена численность заводчан — что-то около 15-20 тысяч человек со всеми филиалами). А теперь представьте себе: идёт поезд, а в это время толпа валит с завода или на завод — геморрой и для ж/д и для СМЗ! Были случаи, когда люди попадали под поезд…
Фото 4.
Вот тогда и решили проходную сделать под землёй. Наверное, можно было и без эскалатора обойтись — типа ступени и всё, но как всегда — гигантомания и планов громадьё… Да, эскалатор там от силы метров 100 на подъём, а может и меньше, не — точно меньше, метров 50, наверное…
Новая проходная была торжественно открыта в начале улицы Рабочей во второй половине 1970-х. Слева от неё — бюро пропусков завода, а за ней — вправо-вниз по ступеням — камера хранения. Работяги называли эту проходную «метро» или «эскалатор».
Раньше на месте второй проходной была танцплощадка. Танцпол закрыли в конце 60-х, стройка была очень долгой — примерно лет 12-15. Строительство вели комбинированным методом — на месте проходной выкопали глубокий котлован, а вот под железной дорогой, которая идёт вдоль забора завода, работали закрытым способом, чтобы не прерывать железнодорожное сообщение.
Фото 6.
Если не изменяет память, эскалаторов было два: один на подъём, другой — на спуск. Эскалаторы очень часто ломались, да и работали только в час пик — утром и вечером. В остальное же время, если надо выйти с завода, или наоборот, зайти — то пешком по ступеням неподвижного эскалатора…
Таким образом, Севастополь стал первым из городов Крыма, в котором появились не только трамвай и троллейбус, но и «самодвижущаяся лестница». Увы, с наступлением 90-х предприятие оказалось под влиянием всем известных экономических процессов. Начала стремительно сокращаться численность работников завода, вторая проходная вместе с её чудо-лестницей оказалась никому не нужной и попросту излишней.
Нынешний вид этого места также пока не вселяет оптимизма. .И то каким он был раньше.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Вот автор многих фото из ЖЖ — dnx, ссылка на его пост — http://dnx.livejournal.com/247987.html
Источник: masterok.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
К чему это холопское самобичевание?
По моему это прекрасно, могли обеспечивать людям безопасность и комфорт такими методами, и обеспечивали. В статье нормально обоснованы и необходимость такого решения вопроса, и его уместность...
И то что
Сегодня во многих торговых центрах установлены "самодвижущиеся лестницы", и никто не называет это гигантоманией.
Приоритеты изменились, были в чести рабочие, теперь все для квалифицированного потребителя...