ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Есть ли в Севастополе метро?
Есть ли в Севастополе метро?21-02-2023, 17:51. Разместил: Око Политика |
Несколько лет назад севастопольские социальные сети после репортажа одного из городских сайтов активно обсуждали новость о том, что под Севастополем есть заброшенное метро. В интернете появились свежие снимки эскалаторов, ведущих в пустоту темных и мрачных подземелий метро, пустующих десятки лет. Даже севастопольский блогер asaratov писал в своем жж: Был крайне удивлён известием о том, что проект "Севастопольское метро" всё-таки был реализован. Об этом ходило много слухов и домыслов. Лично я, доказательств этому никогда не видел и все разговоры на эту тему, так и оставались на уровне разговоров. Некоторые даже утверждали, что это фото «МЕТРО-2» в Москве. Стали появляться даже схемы метро Севастополя со станциями … Однако буквально сразу миф был развеян старожилами. «Это Орджоникидзевский завод в Корабельной бухте. Я сама ездила на этом эскалаторе. Никакого метро у нас нет, у нас сейсмоопасный регион», — рассказала бывшая сотрудница Севморзавода. Но что там, внизу, она рассказывать отказалась: «Секретный объект». Фото 1. Другая женщина, Нина Николаевна, работавшая на заводе с 1962-го по 1967 год, когда эскалаторов еще не было, предположила, что этот спуск ведет к ремонтным докам: «Внизу — огромное пространство, где находятся специальные доки. Там ремонтировались суда, подлодки, корабли. Огромные рыболовецкие суда, такие как «Наталья Ковшова», приходили по воде, затем воду спускали и работали. Тогда там была винтовая лестница, а потом, вполне возможно, построили эскалаторы». Фото 2. Однако потом нашлись работники завода, не побоявшегося рассказать, что же находится в конце спуска, при условии сохранения анонимности: «Эти эскалаторы ведут от проходной на улице Рабочей вниз, на территорию завода. Метро там нет — просто выход, возле доков. Раньше была лестница через железнодорожные пути, приходилось после работы подниматься по ступенькам. В начале 80-х годов построили эскалаторы с новой проходной и бюро пропусков. Перед входом установили фонтан в виде медного парусника. Для нужд Морзавода специально в рабочие часы ходили троллейбусы №4 Горпищенко-Ластовая и №11 пр. Победы-Ластовая. Поэтому перед началом и в конце рабочего дня эскалаторы были переполнены. После развала СССР все это было закрыто за ненадобностью, а оставшиеся работники завода ходят через центральную проходную за памятником Матросу Кошке». Вот такое оно, севастопольское метро. Фото 3. Вот еще такая инфма бродит по интернету: Из воспоминаний работников СМЗ (с сайта Транспорт Севастополя): У завода было две проходных: одна на улице Рабочей и вторая — со входом с ул. Героев Севастополя. Центральной считалась та, что на Героев Севастополя, она выходит на территорию возле Лазаревских казарм. На Рабочей проходная была маленькая, а главное — чтобы пройти на завод, надо было переходить ЕДИНСТВЕННУЮ железную дорогу в Севастополь! Но дело в том, что на Корабельной стороне жило очень много работников завода (в советские времена численность заводчан — что-то около 15-20 тысяч человек со всеми филиалами). А теперь представьте себе: идёт поезд, а в это время толпа валит с завода или на завод — геморрой и для ж/д и для СМЗ! Были случаи, когда люди попадали под поезд… Фото 4. Вот тогда и решили проходную сделать под землёй. Наверное, можно было и без эскалатора обойтись — типа ступени и всё, но как всегда — гигантомания и планов громадьё… Да, эскалатор там от силы метров 100 на подъём, а может и меньше, не — точно меньше, метров 50, наверное… Новая проходная была торжественно открыта в начале улицы Рабочей во второй половине 1970-х. Слева от неё — бюро пропусков завода, а за ней — вправо-вниз по ступеням — камера хранения. Работяги называли эту проходную «метро» или «эскалатор». Раньше на месте второй проходной была танцплощадка. Танцпол закрыли в конце 60-х, стройка была очень долгой — примерно лет 12-15. Строительство вели комбинированным методом — на месте проходной выкопали глубокий котлован, а вот под железной дорогой, которая идёт вдоль забора завода, работали закрытым способом, чтобы не прерывать железнодорожное сообщение. Фото 6. Если не изменяет память, эскалаторов было два: один на подъём, другой — на спуск. Эскалаторы очень часто ломались, да и работали только в час пик — утром и вечером. В остальное же время, если надо выйти с завода, или наоборот, зайти — то пешком по ступеням неподвижного эскалатора… Таким образом, Севастополь стал первым из городов Крыма, в котором появились не только трамвай и троллейбус, но и «самодвижущаяся лестница». Увы, с наступлением 90-х предприятие оказалось под влиянием всем известных экономических процессов. Начала стремительно сокращаться численность работников завода, вторая проходная вместе с её чудо-лестницей оказалась никому не нужной и попросту излишней. Фото 7. Фото 8. Фото 9. Фото 10. Фото 11. Фото 12. Фото 13. Фото 14. Фото 15. Фото 16. Вот автор многих фото из ЖЖ — dnx, ссылка на его пост — http://dnx.livejournal.com/247987.html Вернуться назад |